Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 15.02.2016
В рамках экспериментов в малом бизнесе в июле 2015 г. в недрах Министерства труда родился проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий" <1>, содержащий в себе ряд занимательных новелл. Поскольку проект еще проходит экспертизу регулирующего воздействия, но уже очевидна тенденция к тому, что он все же будет принят, так как в разработке находятся и проекты подзаконных актов, требующихся для его нормального применения, мы решили осветить его основные положения.
--------------------------------
<1> Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий" // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=37289.
Общая идея
Общая идея проекта проста: поскольку вся система регулирования трудовых отношений настроена на крупные предприятия, а это означает, что бедному "ИПешнику" негде хранить огромное множество положений, правил, инструкций, журналов и отчетов, его следует избавить от необходимости иметь локальные акты, поскольку этих самых актов у него все равно нет, а штрафы за их отсутствие все равно есть.
Под ликвидацию попадают:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об оплате труда;
- положение о премировании;
- должностные инструкции.
Заодно можно отказаться от ведения трудовых книжек и журналов учета их движения.
Принимать или не принимать локальные нормативные акты, решает работодатель, что впрочем не означает того, что положения и условия, регулируемые ими, останутся без юридического закрепления. Они должны быть включены в трудовой договор, заключаемый на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Это неплохая идея, учитывая то, что обычно локальные акты на микропредприятиях дублируют положения трудового договора.
Теперь обратимся к частностям.
Проект закона адресован микропредприятиям, т.е. в тезисах законопроекта, работодателям - физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, и организациям, удовлетворяющим соответствующим требованиям (п. 11 ст. 1 законопроекта). Требования эти перечислены в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1> и включают в себя два критерия:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать пятнадцати человек, в них включаются все его работники, в том числе работники, работающие по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работники любых обособленных подразделений микропредприятия;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельного значения, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 <2>, - 120 млн руб.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006.
<2> Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (17.07.2015).
Про соблюдение условия о доле иностранного капитала или государства в уставном капитале организации мы упоминать не будем.
Очевидно, что статус микропредприятия подтверждается включением его в соответствующий реестр. В случае если индивидуальный предприниматель теряет соответствующий статус, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения должны быть приведены в соответствие с [общими] правилами, установленными Трудовым кодексом, не позднее четырех месяцев с даты изменения категории. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Заключение трудового договора и трудовые книжки
В правовое регулирование категории в целом он вносит только два новшества:
- упраздняет обязанность работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, при заключении и при прекращении трудового договора с работником в уведомительном порядке регистрировать факт заключения/прекращения указанного договора в органе местного самоуправления вместе с правом работника в течение одного месяца со дня смерти (отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев) работодателя - физического лица обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора (редактируются ст. ст. 303 и 307 Трудового кодекса Российской Федерации);
- дает работодателю - физическому лицу право заключать с лицом, ищущим работу, либо с работником ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, которое ранее было прерогативой юридических лиц (редактируется ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации).
Зато в отношении микропредприятий в целом, относящихся к категории микропредприятия, новшеств сразу два:
- можно отказаться от локальных актов, внести их положения в трудовой договор, который теперь можно будет сделать по типовой форме;
- трудовая книжка по соглашению сторон может храниться у работника.
Микропредприятия-"ипешники" могут отказаться от внесения записей в трудовую книжку либо не оформлять ее при поступлении лица к ним на работу впервые.
Работодатель во втором в принципе не имеет права требовать у работника трудовую книжку, поскольку законодатель вносит статус микропредприятия в основания, исключающие такую необходимость. Зачем, не совсем понятно. Это выглядит скорее как поправка на будущие изменения, поскольку она открывает закрытый список исключений.
Еще одним странным изменением является внесение в предлагаемую гл. 48.1 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях, которые относятся к категории микропредприятий" положения о том, что "при заключении трудового договора работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором". Это не что иное, как ненужное дублирование уже имеющихся в Кодексе норм.
Спорной следует считать и инициативу сделать основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника трудовой договор, в котором при расторжении производится запись о дате прекращения трудового договора, а также об основании прекращения трудового договора. Данная запись заверяется печатью работодателя (при наличии печати, поскольку круглые печати теперь можно и не заводить). С "ипешниками" ситуация более-менее ясна - они отчисляют взносы в фонды за работников, и при назначении пенсии или спорной ситуации сам факт наличия отчислений будет подтверждать стаж. Авторы законопроекта не вполне понимают, что механизм регистрации трудовых договоров защищает права работника на будущую пенсию, поскольку работодатель - физическое лицо может и ничего никуда не отчислять, а при отсутствии регистрации (и печатей как средства верификации) трудовой договор превращается в слишком гибкую и уязвимую бумагу. В итоге работник может оказаться в положении артельщика из фильма "Прошлым летом в Чулимске", обивающего пороги в поисках доказательств того, что он работал и заработал пенсию.
Относительно трудовых отношений новшество только одно - изъятие микропредприятий из положения ч. 2 ст. 123 Трудового кодекса Российской Федерации об обязательности графика отпусков для работодателя, что, в общем-то, может нарушать баланс интересов работника и работодателя в вопросах отдыха.
Надо отметить, что типовая форма трудового договора, предложенная Минтрудом России <1>, является своеобразным комбо и несет в себе также положения, справедливые для надомных и дистанционных работников.
--------------------------------
<1> Проект постановления Правительства РФ "О типовой форме трудового договора, заключаемого с работником, работающим у работодателя, относящегося к категории микропредприятий" // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects?type=ListView#npa=40142.
Предполагается, что закон должен будет вступить в силу спустя 6 месяцев с момента его официального опубликования. В настоящее время законопроект проходит антикоррупционную экспертизу, а проект постановления Правительства РФ - этап публичного обсуждения.