Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Минтруд предлагает установить особенности регулирования трудовых отношений работников микропредприятий (Шалаев А.В.)

Минтруд предлагает установить особенности регулирования трудовых отношений работников микропредприятий (Шалаев А.В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2016

Минтруд предлагает установить особенности регулирования трудовых отношений работников микропредприятий (Шалаев А.В.)

В рамках экспериментов в малом бизнесе в июле 2015 г. в недрах Министерства труда родился проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий" <1>, содержащий в себе ряд занимательных новелл. Поскольку проект еще проходит экспертизу регулирующего воздействия, но уже очевидна тенденция к тому, что он все же будет принят, так как в разработке находятся и проекты подзаконных актов, требующихся для его нормального применения, мы решили осветить его основные положения.

--------------------------------
<1> Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий" // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=37289.

Общая идея

Общая идея проекта проста: поскольку вся система регулирования трудовых отношений настроена на крупные предприятия, а это означает, что бедному "ИПешнику" негде хранить огромное множество положений, правил, инструкций, журналов и отчетов, его следует избавить от необходимости иметь локальные акты, поскольку этих самых актов у него все равно нет, а штрафы за их отсутствие все равно есть.
Под ликвидацию попадают:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об оплате труда;
- положение о премировании;
- должностные инструкции.
Заодно можно отказаться от ведения трудовых книжек и журналов учета их движения.
Принимать или не принимать локальные нормативные акты, решает работодатель, что впрочем не означает того, что положения и условия, регулируемые ими, останутся без юридического закрепления. Они должны быть включены в трудовой договор, заключаемый на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Это неплохая идея, учитывая то, что обычно локальные акты на микропредприятиях дублируют положения трудового договора.
Теперь обратимся к частностям.
Проект закона адресован микропредприятиям, т.е. в тезисах законопроекта, работодателям - физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, и организациям, удовлетворяющим соответствующим требованиям (п. 11 ст. 1 законопроекта). Требования эти перечислены в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1> и включают в себя два критерия:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать пятнадцати человек, в них включаются все его работники, в том числе работники, работающие по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работники любых обособленных подразделений микропредприятия;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельного значения, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 <2>, - 120 млн руб.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006.
<2> Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (17.07.2015).

Про соблюдение условия о доле иностранного капитала или государства в уставном капитале организации мы упоминать не будем.
Очевидно, что статус микропредприятия подтверждается включением его в соответствующий реестр. В случае если индивидуальный предприниматель теряет соответствующий статус, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения должны быть приведены в соответствие с [общими] правилами, установленными Трудовым кодексом, не позднее четырех месяцев с даты изменения категории. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Заключение трудового договора и трудовые книжки

В правовое регулирование категории в целом он вносит только два новшества:
- упраздняет обязанность работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, при заключении и при прекращении трудового договора с работником в уведомительном порядке регистрировать факт заключения/прекращения указанного договора в органе местного самоуправления вместе с правом работника в течение одного месяца со дня смерти (отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев) работодателя - физического лица обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора (редактируются ст. ст. 303 и 307 Трудового кодекса Российской Федерации);
- дает работодателю - физическому лицу право заключать с лицом, ищущим работу, либо с работником ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, которое ранее было прерогативой юридических лиц (редактируется ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации).
Зато в отношении микропредприятий в целом, относящихся к категории микропредприятия, новшеств сразу два:
- можно отказаться от локальных актов, внести их положения в трудовой договор, который теперь можно будет сделать по типовой форме;
- трудовая книжка по соглашению сторон может храниться у работника.
Микропредприятия-"ипешники" могут отказаться от внесения записей в трудовую книжку либо не оформлять ее при поступлении лица к ним на работу впервые.
Работодатель во втором в принципе не имеет права требовать у работника трудовую книжку, поскольку законодатель вносит статус микропредприятия в основания, исключающие такую необходимость. Зачем, не совсем понятно. Это выглядит скорее как поправка на будущие изменения, поскольку она открывает закрытый список исключений.
Еще одним странным изменением является внесение в предлагаемую гл. 48.1 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях, которые относятся к категории микропредприятий" положения о том, что "при заключении трудового договора работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором". Это не что иное, как ненужное дублирование уже имеющихся в Кодексе норм.
Спорной следует считать и инициативу сделать основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника трудовой договор, в котором при расторжении производится запись о дате прекращения трудового договора, а также об основании прекращения трудового договора. Данная запись заверяется печатью работодателя (при наличии печати, поскольку круглые печати теперь можно и не заводить). С "ипешниками" ситуация более-менее ясна - они отчисляют взносы в фонды за работников, и при назначении пенсии или спорной ситуации сам факт наличия отчислений будет подтверждать стаж. Авторы законопроекта не вполне понимают, что механизм регистрации трудовых договоров защищает права работника на будущую пенсию, поскольку работодатель - физическое лицо может и ничего никуда не отчислять, а при отсутствии регистрации (и печатей как средства верификации) трудовой договор превращается в слишком гибкую и уязвимую бумагу. В итоге работник может оказаться в положении артельщика из фильма "Прошлым летом в Чулимске", обивающего пороги в поисках доказательств того, что он работал и заработал пенсию.
Относительно трудовых отношений новшество только одно - изъятие микропредприятий из положения ч. 2 ст. 123 Трудового кодекса Российской Федерации об обязательности графика отпусков для работодателя, что, в общем-то, может нарушать баланс интересов работника и работодателя в вопросах отдыха.
Надо отметить, что типовая форма трудового договора, предложенная Минтрудом России <1>, является своеобразным комбо и несет в себе также положения, справедливые для надомных и дистанционных работников.
--------------------------------
<1> Проект постановления Правительства РФ "О типовой форме трудового договора, заключаемого с работником, работающим у работодателя, относящегося к категории микропредприятий" // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects?type=ListView#npa=40142.

Предполагается, что закон должен будет вступить в силу спустя 6 месяцев с момента его официального опубликования. В настоящее время законопроект проходит антикоррупционную экспертизу, а проект постановления Правительства РФ - этап публичного обсуждения.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑