Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Взыскание "налоговых" долгов с физических лиц. О привлечении к сбору налогов работодателей (Стародубцева И.)

Взыскание "налоговых" долгов с физических лиц. О привлечении к сбору налогов работодателей (Стародубцева И.)

Дата размещения статьи: 19.03.2016

Взыскание "налоговых" долгов с физических лиц. О привлечении к сбору налогов работодателей (Стародубцева И.)

Инициатива налоговой службы о привлечении к сбору налогов работодателей в отношении их работников, имеющих задолженность по имущественным налогам и "личному" НДФЛ, не стала неожиданностью. Процедурные вопросы взыскания такой задолженности изложены в Письмах ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ и N ГД-4-8/18402@. Проанализируем их. 

Физические лица самостоятельно уплачивают имущественные налоги на основании полученного от налоговых органов "единого" налогового уведомления по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@. В этом уведомлении указываются суммы транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.

Кроме того, в определенных случаях для налогоплательщиков - физических лиц установлена обязанность с 1 января 2015 г. самостоятельно сообщать в налоговую инспекцию сведения о наличии у них объектов обложения названными налогами (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ст. 7 Федерального закона N 52-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" срок уплаты имущественных налогов физическими лицами перенесен с 1 октября на 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для повышения собираемости налогов и пополнения бюджета, что является функцией ФНС России, было решено привлечь работодателей к взысканию недоимки по налогам с их работников.

 

Процедура взыскания недоимки 

Данная процедура подробно описана в Письмах ФНС России от 21.10.2015 N N ГД-4-8/18401@ и ГД-4-8/18402@, в которых налоговым органам рекомендовано осуществлять определенные действия. Рассмотрим их.

1. Актуализация данных о месте жительстве должника

После наступления срока уплаты налогов по "единому" уведомлению и проверки информации об этой уплате налоговый орган не позднее 4 рабочих дней направляет в территориальный орган ФМС России запрос о получении актуальных сведений о месте жительства (пребывания) физического лица.

Такой запрос направляется только в отношении должников, имеющих сумму недоимки более 50 тыс. руб., причем направляется в пределах одного субъекта. Если у налогового органа имеются сведения о смене налогоплательщиком места жительства (пребывания), то запрос направляется по новому месту жительства (пребывания).

2. Зачет переплаты

В п. 2 Письма ФНС России N ГД-4-8/18401@ налоговым органам рекомендовано на постоянной основе осуществлять анализ данных информационного ресурса местного уровня "Расчеты с бюджетом" о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также о пенях и штрафах с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

На практике распространена ситуация, когда физическое лицо - налогоплательщик оплачивает личные налоги, используя чужую банковскую карту, и считает свою налоговую обязанность исполненной. В Письме Минфина России от 14.09.2015 N 03-02-08/52779 разъяснено, что налогоплательщик должен по закону самостоятельно осуществить прямую обязанность по уплате налога, если в законодательстве о налогах и сборах не предусмотрено иное. Выполнение данной обязанности должно быть подтверждено документально, т.е. налогоплательщику необходимо иметь документ, на основании которого он идентифицируется. А при уплате налога с применением чужой банковской карты такой документ отсутствует. В настоящее время многие налогоплательщики уплачивают налоги через банки в системе онлайн, но и в этом случае нельзя идентифицировать налогоплательщика. Финансисты отметили, что лишь в будущем, когда развитие платежной системы позволит обеспечить идентификацию физического лица в случае использования чужой банковской карты, в НК РФ будут внесены необходимые изменения в части исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

3. Формирование документа о выявлении недоимки

Проведя анализ и выявив недоимку у налогоплательщика, налоговый орган не позднее 5 рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога формирует документ о выявлении такой недоимки - это внутренний документ, который составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@, и хранится в налоговом органе.

4. Направление требования об уплате недоимки

Налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее - требование).

Сроки направления требования зависят от суммы недоимки физического лица (табл. 1).

 

Таблица 1. Сроки направления требования об уплате недоимки 

Общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование

Срок направления требования физическому лицу

Свыше 3 тыс. руб.

Не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки

От 500 руб. до 3 тыс. руб.

Не ранее 1 месяца, но не позднее 2 месяцев со дня выявления недоимки

Не превышает 500 руб.

Не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки

 

Требование может направляться физическому лицу в электронной форме или иным способом (лично под расписку или по почте заказным письмом) (табл. 2).

 

Таблица 2. Способы направления требования об уплате недоимки 

Способ передачи требования

Форма и количество экземпляров требования

По телекоммуникационным каналам связи (Порядок утвержден Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@) либо через личный кабинет (Порядок утвержден Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@)

Составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@. Информация о подтверждении отправки налогоплательщику требования хранится в налоговом органе

Вручение лично (под расписку) либо направление по почте заказным письмом

Составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@. Один экземпляр вручается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю), а второй (с подписью налогоплательщика, подтверждающей вручение, или с документом, подтверждающим дату направления требования по почте заказным письмом) хранится в налоговом органе

 

Срок исполнения требования рекомендовано устанавливать от 30 до 45 календарных дней (п. 4 Письма ФНС России N ГД-4-8/18401@).

5. Информирование должника

После истечения срока исполнения физическим лицом требования налоговый орган должен проинформировать должника (его законного или уполномоченного представителя) об имеющейся задолженности, если ее общая сумма, подлежащая взысканию, составляет более 10 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга - более 50 тыс. руб.

Номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе справочников АТС), при этом налоговым органам рекомендовано звонить гражданам только в рабочие дни с 8 до 20 часов по местному времени и соблюдать положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

6. Информирование работодателя

По истечении срока исполнения требования, но не позднее одного месяца со дня истечения этого срока, налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих недоимку, т.е. работодателю направляется список работников-должников с указанием фамилии и инициалов физических лиц, задолженности (без наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа.

Налоговые органы информируют работодателя письменно не реже одного раза в год по форме, образец которой приведен в Приложении N 1 к Письму ФНС России N ГД-4-8/18401@.

7. Формирование списка должников для проведения процедуры взыскания задолженности

На основании сформированных списков налогоплательщиков-должников налоговые органы передают в суд заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в течение:

- 4 месяцев со дня, когда общая сумма недоимки лица превысила 3 тыс. руб. и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

- 3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3 тыс. руб.

8. Взаимодействие с органами регионального и местного самоуправления

Налоговый орган взаимодействует с органами регионального и местного самоуправления для оказания содействия в информировании физического лица об имеющейся у него задолженности по имущественным налогам. После вступления в законную силу судебного акта о взыскании недоимки за счет имущества физического лица налоговый орган передает сведения о задолженности для дальнейшего отражения справочно в Едином платежном документе (ЕПД).

Таким образом, физическое лицо-должник появляется в справочнике ЕПД.

9. Направление документа работодателю для взыскания задолженности

Если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., налоговые органы должны направить исполнительный лист (от судебных приставов) (ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) либо судебный приказ, вступивший в законную силу (минуя судебных приставов), в срок не позднее 10 рабочих дней в организацию (т.е. напрямую работодателю) или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи.

До направления указанных документов налоговые органы должны запросить в ПФР информацию о страхователе, осуществляющем обязательные платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).

Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 200 тыс. руб. (для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга - 300 тыс. руб.), контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется управлениями ФНС России по субъектам РФ, если превышает 3 млн руб. - Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

 

Действия работодателя 

После получения от налоговых органов исполнительных документов работодатель должен удержать из заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику-должнику, сумму налоговой задолженности. При этом работодателю необходимо учитывать некоторые ограничения:

- не со всех выплат может быть удержана задолженность работника по налогам;

- суммы недоимки взыскиваются с учетом ограничения размера удержаний из заработной платы;

- удержание суммы недоимки должно производиться в соответствии с установленной очередностью.

Так, взыскание задолженности не может быть обращено на некоторые виды доходов работников, перечень которых приведен в п. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ, например выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца; выплаты лицам, получившим увечья при исполнении ими служебных обязанностей; выплаты в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде; пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; детские пособия.

Статьей 138 ТК РФ установлено, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. Если удержания осуществляются по нескольким исполнительным документам, за работником должно быть сохранено 50% заработной платы.

Может возникнуть ситуация, когда у работника помимо "налоговой" задолженности имеется исполнительный лист по другим обязательствам, в частности по алиментам, кредитам, за коммунальные услуги и др. Если с учетом установленного ограничения размера удержаний из заработной платы ее сумма оказывается недостаточной для погашения задолженности по нескольким исполнительным листам, то указанная сумма распределяется между взыскателями в следующей очередности (п. 1 ст. 111 Закона N 229-ФЗ):

- в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

- во вторую - по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью - по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (т.е. "налоговая" задолженность);

- в четвертую - все остальные требования.

При распределении каждой удерживаемой с должника денежной суммы требования взыскателей каждой последующей очереди удовлетворяются после исполнения требований взыскателей предыдущей очереди в полном объеме (п. 2 ст. 111 Закона N 229-ФЗ).

Удержанную из заработной платы сумму "налоговой" недоимки следует перечислить налоговой инспекции в течение трех дней (п. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).

Бывает так, что работник уволился, а за ним сохраняется неисполненная обязанность по исполнительным документам. Тогда работодатель должен сообщить об этом в налоговую инспекцию и направить исполнительный документ с отметкой о произведенных суммах удержаний (п. 4 ст. 98 Закона N 229-ФЗ). Такое требование не распространяется на работодателей в отношении работников-должников, у которых задолженность по исполнительным документам погашена полностью.

 

Ответственность работодателей 

Ответственность работодателя за нарушение законодательства об исполнительном производстве установлена в п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ. Так, нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа на:

- граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;

- должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.;

- юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

В соответствии с п. 11 Письма ФНС России N ГД-4-8/18402@ налоговые органы обязаны информировать службу судебных приставов о работодателях, не исполнивших исполнительный документ (т.е. не перечисливших денежные средства в счет погашения "налоговой" задолженности работников) свыше двух месяцев. Соответственно, налагать административный штраф будет служба судебных приставов (п. 1 ст. 23.68 КоАП РФ).

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑