Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Если персонал не готов к оптимизации: три точки риска (Захарьина М.)

Если персонал не готов к оптимизации: три точки риска (Захарьина М.)

Дата размещения статьи: 23.03.2016

Если персонал не готов к оптимизации: три точки риска (Захарьина М.)

"Антикризисная" волна сокращений персонала, урезания зарплат и социальных пакетов прокатилась по российским компаниям. Но, исчерпав свои возможности в оптимизации расходов, указанные меры не обеспечили главного - повышения эффективности работы. И многие предприятия в данный момент стоят перед необходимостью внедрения изменений в технологические и бизнес-процессы. Вне зависимости от того, как реализуются такие проекты: самостоятельно, с привлечением сторонних консалтеров или провайдеров, - существует несколько точек риска. Сопротивление со стороны персонала, возникающее на этих этапах, в конечном счете может провалить проект оптимизации.

 

I этап. Изучение существующих процессов, их анализ и составление плана действий 

Кто: руководители высшего звена, топ-менеджмент.

Особенности

На начальной стадии предстоит сформулировать конкретные цели оптимизации и определить способы их достижения. Этот этап сопровождается глубоким анализом процесса с последующим выявлением проблемных зон и разработкой четких стандартов работы, внятных критериев результативности и оценки. Любое действие должно быть задокументировано либо на бумаге, либо при помощи специального программного обеспечения. Проблема, с которой предстоит столкнуться топ-менеджменту, - катастрофическая нехватка времени. Кажется, что, если ежедневно погружаться в исследования, просто будет некогда работать.

Описание процессов и документирование - действительно вопрос не одного дня и даже не одного месяца, и людям сложно заниматься подобной внутренней работой, не видя прямого результата. Отсутствие промежуточных целей приводит к тому, что руководители просто перегорают: процесс подготовки растягивается - и постепенно сводится на нет.

"В моей практике была ситуация, когда управляющему директору банально не хватило терпения. Мы занимались оптимизацией работы службы логистики для типографии и дошли до последней стадии, когда требовалось перенести все принятые изменения с бумаги в специальную программу, которая автоматизировала работу склада. Но сменился руководитель, а новый человек был просто не готов к подобным задачам. И решил, что проще не доводить начатое его коллегой до конца. В итоге были потеряны время, силы и упущена выгода", - делится опытом Денис Никитас, управляющий партнер "Коммуникационной группы 2C".

 

Варианты решения возможных проблем

Директор департамента по оптимизации бизнес-процессов Университета "Синергия" Андрей Коптелов рекомендует подходить к задаче глобально: "Стоит организовать регулярный комитет по оптимизации и трансформации бизнес-процессов. Этот орган, возглавляемый генеральным директором, даст старт работам по изменениям компании и будет проводить регулярные заседания, посвященные их внедрению. Также можно ввести должность директора по бизнес-процессам, на чьи плечи ляжет создание институтов горизонтальной координации и реализация план-фактов выполнения работ".

Однако эксперты предупреждают, что анализ со стороны компании должен быть максимально честным, иначе никаких результатов оптимизация не принесет. "Иногда полезно привлечь сторонних экспертов: ведь у них нет личной заинтересованности, они не аффилированы с другими сотрудниками и их взгляд часто оказывается более объективным, - уверена Татьяна Голубина, руководитель направления "Бизнес-ресурсы" кадрового агентства "ЮНИТИ". - Кроме того, грамотные провайдеры всегда готовы оказать вам поддержку в анализе конкретных процессов и предложить варианты их оптимизации. Если эти процессы затем передаются на аутсорсинг, то все проблемы, связанные с внедрением изменений, будут решаться уже самим провайдером. 20-летний опыт работы в данной сфере показывает, что целесообразнее всего передавать провайдеру непрофильные функции. Это позволит компании сосредоточиться на ключевом направлении своей деятельности, будь то производство или продажи, а стандартные процессы (упаковку, доставку, прием звонков) переложить на плечи провайдера".

Стоит отметить, что к аутсорсингу как одному из вариантов оптимизации сегодня приходит все больше руководителей. "В 2013 г. мы решили полностью изменить стратегию работы комбината и вывели непрофильные функции, такие как заготовка древесины и транспортный цех, на аутсорсинг, - рассказывает Илья Радченко, руководитель комбината "СВЕЗА Верхняя Синячиха", входящего в состав группы "СВЕЗА", лидера в производстве березовой фанеры. - Упор сделан на то, что мы умеем делать, - а мы умеем делать фанеру. А остальным пусть занимаются те, у кого это получается лучше, чем у нас. Теперь людей на производстве занято меньше: штат сократился почти на 30%, но при этом выпуск фанеры увеличился на 3%. Наращивание объемов и оптимизация персонала позволили нам не только выйти на новый производственный уровень, но и повысить зарплату сотрудникам".

 

Примечание. Экономия на аутсорсинге

Многие детали видны лишь при увеличении. Найти узкие места, а тем более выработать пути их обхода, невозможно без людей, досконально знающих процесс. Татьяна Голубина из "ЮНИТИ" утверждает, что на службе логистики или работе складов можно сэкономить до 40% за счет оптимизации ресурсов: допустим, выстроив систему бэкапов, когда люди становятся взаимозаменяемыми. "Найти на два дня в неделю водителя складского штабелера почти невозможно. Кроме того, содержать в штате персонал, который нужен лишь на треть рабочего времени, и платить ему полноценную зарплату - просто невыгодно. Гораздо эффективнее обучить толкового грузчика, и, когда потребуется, он сядет на штабелер, - приводит пример эксперт. - Порой бизнес не придает значения таким "мелочам", ведь у руководителей более глобальные задачи и цели, и им некогда следить за происходящим в непрофильных подразделениях. Грамотный провайдер способен выстроить работу персонала таким образом, чтобы при сохранении уровня дохода сотрудников общая стоимость процесса уменьшилась".

 

II этап. Внедрение разрабатываемых бизнес-моделей 

Кто: линейные руководители.

Особенности

Чаще всего непосредственная ответственность за реализацию намеченных изменений ложится на плечи линейных руководителей, поэтому важно, чтобы они разделяли цели компании и понимали ее текущую стратегию, были готовы оперативно адаптироваться к нововведениям и выстраивать отношения с коллективом. "Коммуникация - важнейшая часть работы линейного руководителя! Именно он должен донести информацию об изменениях до своих подчиненных, ответить на все возникающие вопросы, понять и проконтролировать, как сотрудники усвоили новые вводные", - говорит Яна Бабанина, исполнительный директор, руководитель программ развития персонала компании GET Global Russia.

Порой выявить скрытые проблемы с линейным руководством можно, только оценив их работу с точки зрения рядовых сотрудников, на что у компаний просто нет времени. В качестве примера эксперты кадрового агентства "ЮНИТИ" приводят проект аутсорсинга функции продаж с одним из крупнейших международных банков, ведущих деятельность в России. Спустя всего полтора месяца провайдер столкнулся с очень высокой текучкой (80%) среди агентов по продажам. Запущенная программа по сбору отзывов о причинах увольнений выявила недостаток управленческих компетенций у супервайзеров банка, под чьим началом действовали специалисты провайдера. В итоге банк пересмотрел свою позицию по оценке профессионального потенциала собственных сотрудников и системам их обучения и внедрил новые стандарты оценки квалификации специалистов. Теперь, прежде чем занять руководящий пост, супервайзеры проходят более серьезную подготовку. Кроме того, их знания и навыки проверяются на регулярной основе.

Варианты решения возможных проблем

Линейные руководители должны чувствовать свою причастность к предстоящим изменениям. Их стоит вовлекать в процессы сбора и анализа предварительной информации, генерации идей, составления планов. Зная, что их мысли были учтены и услышаны, управленцы будут чувствовать ответственность за результат, им будет гораздо проще донести до коллег и подчиненных тонкости оптимизации и отстоять введенный план.

"Руководитель имеет целостный взгляд на процесс, однако далеко не всегда он способен разглядеть те препятствия, которые возникнут при достижении поставленных им целей на практике. Именно поэтому, встав перед необходимостью оптимизации работы PR-менеджеров, мы запустили цикл сессий с руководителями отделов, - рассказывает Сергей Пархоменко, генеральный директор PR-агентства "Идеи и Решения". - Их ключевая задача - провести декомпозицию целей и разработать новую систему KPI, которая бы мотивировала к росту производительности и повышению эффективности работы каждого отдела. Споры были горячие, обсуждения долгими, но результат оправдан. Обсуждение помогло руководителям отделов понять необходимость изменений, а их опыт позволил скорректировать часть требований в соответствии с особенностями внутренних процессов".

 

Примечание. Когда оптимизация бессильна?

Денис Никитас ("Коммуникационная группа 2C"): "Не имеет смысла пытаться оптимизировать работу в филиале сетевой компании, когда нет соответствующих приказов свыше. Если мы реорганизуем одно представительство, нужно менять всю структуру - как выше-, так и нижестоящую. Только в этом случае будет получен результат. Иначе все финансовые, временные и трудовые затраты окажутся бесполезными".

 

III этап. Отладка рабочих процессов 

Кто: рядовой штатный персонал.

Особенности

Любые, даже самые гениальные идеи могут разбиться о тотальное сопротивление коллектива. Ведь многие преобразования требуют от людей изменений в их привычном распорядке, правилах работы, возможно, дополнительных трудовых и временных затрат.

"В начале 2000-х я выкупил организацию, в которой сам проработал несколько лет. В наследство мне достался огромный штат людей: секретариат, бухгалтерия, водители, отделы проектирования и ПТО, монтажники и пр., - рассказывает Андрей Левин, директор региональной электротехнической компании. - В течение месяца я делал "фото рабочего дня" - следил за каждым процессом и фиксировал, кто и чем занимается. По итогам проверок 50% персонала пошло под сокращение, а у остальных расширился спектр задач с увеличением зарплаты. Но я столкнулся с волной негодования: люди устроили настоящую забастовку! Несмотря на выросший доход, им просто не хотелось работать. Они привыкли полдня пить чай и не хотели ничего менять. В итоге пришлось практически полностью реорганизовать персонал, что стало тяжелым испытанием для всех".

Варианты решения возможных проблем

Стоит понимать, что процесс изменений всегда сопряжен с необходимостью решения если не конфликтных, то достаточно сложных психологических ситуаций.

"Сотрудники стараются сохранить стабильность, так как она понятная, обжитая и комфортная в том смысле, что они уже знают, как в ней жить, - признает Яна Бабанина. - А новая реальность - неизвестная и негарантированная. Есть стройная методология управления изменениями Change Management, она целостная, и я советую освоить ее до того, как инициировать любые организационные изменения. Также ответ на вопрос лежит в области People Management и Project Management".

"Терпение и грамотная коммуникация, ориентированная на конечную выгоду каждого работника, - ключевые инструменты в работе по внедрению изменений, - уверена Татьяна Голубина. - Любые, даже самые положительные перемены неизбежно вызывают сопротивление некоторой части коллектива. Это связано в основном с непониманием своего будущего. Поэтому при планировании и внедрении новых процессов мы всегда не только учитываем интересы и потенциал работающих сотрудников, но и проводим масштабную разъяснительную работу".

 

* * * 

Грамотно проведенная оптимизация бизнес-процесса - путь к повышению эффективности, экономии ресурсов, увеличению отдачи на каждый вложенный рубль. Изменения помогут избежать финансовой небрежности, уйти от неэффективного менеджмента и избавиться от непрофильных задач. Но главное - пройдя "огонь, воду и медные трубы" оптимизации, компания всегда будет готова к новым вызовам.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑