Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Как платить страховые взносы по дополнительному тарифу в 2016 г. (Березина Е.)

Как платить страховые взносы по дополнительному тарифу в 2016 г. (Березина Е.)

Дата размещения статьи: 25.03.2016

Как платить страховые взносы по дополнительному тарифу в 2016 г. (Березина Е.)

Норма ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ <1> (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующая уплату страховых взносов в ПФР по доптарифу, сформулирована очень лаконично. Многие нюансы техники исчисления страховых взносов и определения базы для их исчисления в Законе N 212-ФЗ до сих пор остаются нераскрытыми, несмотря на внесенные изменения. Это, в свою очередь, приводит к многочисленным обращениям плательщиков страховых взносов в ПФР и Минтруд России. Данная тема актуальна и для работников, занятых на вредных и опасных производствах. Ведь в специальный стаж для льготной пенсии периоды такой работы включаются, только если работодатель своевременно начисляет и уплачивает страховые взносы по доптарифу. Иначе у работника не формируется право на льготную пенсию.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". 

Обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу появилась относительно недавно - с 1 января 2013 г. Связана она со следующим: существуют рабочие места, работа на которых дает право человеку претендовать на досрочную пенсию. В целях обеспечения пенсионных прав будущих пенсионеров, которым полагается досрочная пенсия, необходимо дополнительное финансирование.

Перечень лиц, которым назначается льготная трудовая пенсия по старости (то есть ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет), установлен в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях. В связи с этим Законом предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение: в некоторых случаях с 45 лет - у женщин, с 55 лет - у мужчин. Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть дольше, чем общеустановленный у пенсионеров-"нельготников", в некоторых случаях на десять лет. Однако в пенсионной системе, действовавшей до 2013 г., работодатель не нес дополнительных расходов в связи с наличием "вредных" рабочих мест.

Вопрос о "социальной несправедливости" действовавшей системы досрочного пенсионного обеспечения по старости впервые поставлен в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р. В документе разработчики указали: досрочные пенсии по старости должны компенсировать работникам преждевременную утрату трудоспособности в связи с их занятостью в неблагоприятных условиях труда и обеспечивать своевременное обновление кадрового состава.

Таким образом, необходимость досрочного пенсионного обеспечения по старости обусловлена прежде всего виной работодателя в том, что он не может обеспечить нормальные условия труда своим работникам. Однако работодатели не несут каких-либо дополнительных финансовых обременений за то, что условия труда на их производстве являются вредными для здоровья. При этом досрочные пенсии составляют существенную долю расходов бюджета ПФР, не позволяя в полной мере повышать уровень обеспечения "нельготных" пенсионеров, и в результате издержки, которые обязаны нести работодатели в целях обеспечения права своих работников на досрочную пенсию, несут, по сути, все пенсионеры, а также работодатели, не имеющие вредных производств. Кроме того, старое пенсионное законодательство предусматривало назначение льготных пенсий на основании так называемых списков, а не реальной картины условий труда.

В связи с этим в Стратегии было заявлено о необходимости перейти к дифференцированному порядку определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а именно ввести дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, предоставляющих рабочие места с неблагоприятными условиями труда.

С 1 января 2013 г. работодатели, чьи работники "зарабатывают" право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ <1>, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой пенсии дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.

--------------------------------

<1> До 1 января 2015 г. пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 

Фискальная нагрузка на работодателя, использующего труд работников во вредных условиях, повышенная. Однако тарифы установлены таким образом, что плательщики могут быть освобождены от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (тариф 0%). Положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) вступили в силу с 1 января 2014 г.

Вместе с тем законодательством предусмотрены возможность и сроки использования результатов аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

Итак, первое, на что необходимо обратить внимание: порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов связан не только с самим фактом выплат в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, но и с результатами классификации условий труда на рабочих местах на указанных видах работ по степени вредности и опасности.

 

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки 

Законом N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в части обязательного проведения спецоценки. Если аттестация рабочих мест была проведена до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. (п. п. 4 - 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, то в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов.

 

Вариант 1 

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и спецоценку условий труда. В этом случае в силу ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, начиная с 2015 г. и далее применяется дополнительный тариф 9%.

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, в силу ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ начиная с 2015 г. и далее применяется дополнительный тариф 6%.

 

Вариант 2 

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (то есть по тарифу 9 или 6%).

Иными словами, применение "нулевого" тарифа возможно только по результатам спецоценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

 

Вариант 3 

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.

 

Таблица 1. Размер дополнительного тарифа в зависимости от условий труда 

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0%

Вредный

3.4

7,0%

3.3

6,0%

 

3.2

4,0%

3.1

2,0%

 

Вариант 4 

У плательщика есть результаты спецоценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.

 

Таблица 2. Размер дополнительного тарифа в зависимости от условий труда 

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0%

Вредный

3.4

7,0%

3.3

6,0%

3.2

4,0%

3.1

2,0%

Допустимый

2

0,0%

Оптимальный

1

0,0%

Обратите внимание: взносы по доптарифам начисляются на выплаты только тем работникам, которые заняты на работах, указанных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (далее - "вредные" работы). На выплаты работникам, не занятым на таких работах, взносы по дополнительным тарифам начислять не надо, даже если в отношении их рабочих мест установлен опасный или вредный класс условий труда (Письмо Минтруда России от 18.02.2015 N 17-3/В-67).

 

Алгоритм действий при исчислении страховых взносов по доптарифу 

Шаг 1: определяем, надо ли начислять взносы по конкретному работнику 

Согласно позиции Минтруда России (см. Письмо от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105, вопрос 7) взносы по доптарифу начисляются, если в соответствующем месяце у работника были:

- дни (часы), отработанные на "вредных" работах, в том числе если они не будут включены в стаж для досрочного назначения пенсии (далее - "вредный" стаж);

- дни (часы), когда он не работал, но числился занятым на "вредных" работах. Например, дни, когда работник был в учебном отпуске или находился в простое. Такие дни (часы) для начисления взносов приравниваются к дням (часам), отработанным на "вредных" работах, даже если они не включаются во "вредный" стаж (Письма Минтруда России от 16.09.2015 N 17-3/ООГ-1275, от 20.01.2015 N 17-3/В-14);

- неотработанные периоды, включаемые во "вредный" стаж (п. п. 5, 8, 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, Письма Минтруда России от 26.12.2014 N 17-3/В-637 (п. 1), от 24.01.2014 N 17-3/В-25, от 11.04.2014 N 17-3/В-151). В частности:

дни, приходящиеся на время ежегодного основного и дополнительного отпусков, предоставленных за год, в котором были периоды, включаемые во "вредный" стаж;

дни, когда работник, который трудится вахтовым методом на "вредных" работах, находился в пути от пункта сбора до места выполнения работ или в междувахтовом отдыхе;

дни, приходящиеся на период временной нетрудоспособности, если работник заболел в течение периода, включаемого во "вредный" стаж;

дни, когда работника, занятого на "вредных" работах, по производственной необходимости переводили на работу, не дающую право на досрочное назначение пенсии (не более одного месяца в течение года).

 

Шаг 2: определяем базу для начисления взносов по доптарифам 

В базу включаются все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, независимо от включения периода осуществления работ, за которые осуществляются такие выплаты, в стаж для формирования досрочной пенсии (Письма Минтруда России от 06.07.2015 N 17-3/В-331, от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 - вопрос 1).

Необходимо обратить особое внимание и включить в облагаемую базу выплаты, в том числе в следующих случаях:

- выплаты, начисленные за периоды, когда работник не был занят на "вредных" работах. Например, премии, начисленные в месяце, когда работник занят на "вредных" работах, по итогам работы за предыдущий период, когда он трудился в организации по другой профессии (Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113 (п. п. 7, 8), от 24.01.2014 N 17-3/В-25);

- выплаты работнику, занятому на "вредных" производствах, которому уже назначена досрочная пенсия (вопрос 3 Письма Минтруда России от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105).

Сумма выплат, которая попадет в базу, зависит от полноты занятости работника во "вредных" производствах.

Полная занятость. В месяце, за который начисляются взносы, у работника все дни (часы) отработаны на "вредных" работах или относятся к неотработанным периодам, включаемым во "вредный" стаж. Все выплаты, начисленные ему в таком месяце, попадут в базу для начисления взносов по дополнительному тарифу.

Частичная занятость. В месяце, за который начисляются взносы, у работника:

- часть дней (часов) - отработана на "вредных" работах или относится к неотработанным периодам, включаемым во "вредный" стаж;

- часть дней (часов) - не включается во "вредный" стаж. В частности, это дни (часы), когда работник занят на работах с нормальными условиями труда, не поименованных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, а также дни, приходящиеся на учебный отпуск, отпуск за свой счет или дополнительные выходные, оплачиваемые в соответствии с ТК РФ или коллективным договором.

Если в организации ведется раздельный учет выплат, причитающихся работнику за "вредную" работу и работу в нормальных условиях. Тогда в базу надо включать только выплаты, начисленные работнику за дни (часы), включаемые во "вредный" стаж (Письмо Минтруда России от 04.09.2014 N 17-3/В-424 (п. 1)).

Если выплаты работнику начисляются общей суммой без разбивки на выплаты за "вредную" работу и работу в нормальных условиях. В этом случае за месяцы, в которых часть дней (часов) не включается во "вредный" стаж, база рассчитывается пропорционально времени, отработанному во "вредных" условиях <1>: 

База для начисления взносов по доптарифу = Кол-во дней (часов) на "вредных" работах или неотработанных периодов, включаемых во "вредный" стаж : Общее кол-во рабочих дней (часов) в месяце x Сумма облагаемых выплат, начисленных работнику в данном месяце.

--------------------------------

<1> Письма Минтруда России от 06.07.2015 N 17-3/В-331, от 26.12.2014 N 17-3/В-637 (п. 1), от 11.04.2014 N 17-3/В-151, от 13.03.2014 N 17-3/В-113 (п. п. 7, 8), от 24.01.2014 N 17-3/В-25, вопросы 1 и 7 Письма от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105. 

Неоплачиваемые периоды неисполнения работником трудовых обязанностей в месяце, в котором производится начисление выплат и вознаграждений в пользу работника, не включаемые в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не учитываются при определении общего количества рабочих дней в данном месяце.

Выполнение работ на условиях совместительства. Если в месяце, за который начисляются взносы, работник дополнительно выполнял "невредные" работы на условиях внутреннего совместительства. В этом случае выплаты за "невредную" работу по совместительству в базу для начисления взносов по дополнительному тарифу не включаются. При этом выплаты за основную работу включаются в базу для начисления взносов.

 

Шаг 3: выбираем соответствующий доптариф 

Дополнительный тариф зависит от подкласса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (аттестации), или от вида работ, на которых занят работник (ч. 1 - 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, п. 7 ст. 7, ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, п. 14 Порядка заполнения РСВ-1 ПФР, Письма Минтруда России от 24.04.2015 N 17-3/В-215, от 13.03.2014 N 17-3/В-113 (п. 3.5), от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579 (п. п. 1, 3)).

Если по выплатам в пользу одного работника возможно применение разных дополнительных тарифов, взносы надо начислять по наибольшему. Например, спецоценка (аттестация) не проводилась, а работник одновременно занят и на работах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, и на работах, указанных в п. п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ. Значит, взносы с его выплат надо начислять по дополнительному тарифу 9%.

 

Шаг 4: рассчитываем сумму взносов по доптарифу 

Сумма взносов за месяц, которую надо начислить по каждому работнику, рассчитывается по формуле: 

Сумма взносов по доптарифу = Сумма выплат по конкретному работнику, включаемая в облагаемую базу x Доптариф.

 

Если спецоценка условий труда проведена внутри отчетного (расчетного) периода, датой ее завершения следует считать дату утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Следовательно, результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, и, соответственно, с этой даты применяются доптарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.

При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, страховые взносы по доптарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, исчисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Учитывая, что проведение спецоценки может помочь работодателю существенно сэкономить и не только на доптарифе, разберемся с этой процедурой подробнее.

 

Что нужно знать о специальной оценке условий труда 

До 2014 г. аттестация рабочих мест, исходя из степени отклонения фактических условий труда от установленных нормативов, могла установить 4 класса условий труда по степени вредности и опасности:

- 1 класс - оптимальный;

- 2 класс - допустимый;

- 3 класс - вредный. При этом вредные условия труда разделялись еще на четыре степени вредности: 1 степень 3 класса (3.1), 2 степень 3 класса (3.2), 3 степень 3 класса (3.3), 4 степень 3 класса (3.4);

- 4 класс - опасный.

У работодателей, которые провели аттестацию до 1 января 2014 г., рабочим местам по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда присвоены именно такие классы (подклассы). Поскольку результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, исходя из этих классов, возможно определение доптарифа до конца 2018 г.

С 2014 г. в отношении рабочих мест проводится спецоценка условий труда. Порядок ее проведения установлен Законом N 426-ФЗ, который действует с 1 января 2014 г. 

Обратите внимание! В соответствии с Разъяснением Минтруда России от 07.03.2014 требование должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованно. В соответствии с Законом N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г. и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Законом N 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу. 

Статьей 3 Закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения данной спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Новый подход законодателя заключается в том, что результаты спецоценки условий труда используются во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями. Речь идет, в частности, о разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации обязательных медосмотров; установлении работникам соответствующих гарантий и компенсаций и т.д. Полный перечень возможностей использования результатов спецоценки условий труда приведен в ст. 7 Закона N 426-ФЗ. Помимо всего прочего, от результатов спецоценки зависит также размер скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Кроме того, по итогам спецоценки определяется размер тарифа, по которому уплачиваются взносы по доптарифу в Пенсионный фонд РФ. Именно по результатам спецоценки значение тарифа может составлять от 0 до 8%.

Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Спецоценка - процедура обязательная для всех работодателей. Она может не проводиться только в отношении условий труда надомников и дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Иных исключений Закон N 426-ФЗ не устанавливает. А это означает, что, если вопрос о необходимости проведения аттестации офисных рабочих мест был спорным (см., например, Письмо Минтруда России от 08.04.2013 N 15-1-859), теперь он разрешен однозначно: условия труда на всех рабочих местах подлежат специальной оценке в обязательном порядке. На сегодняшний день сложилась судебная практика, согласно которой оценка работодателем условий труда может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Апелляционные определения Костромского областного суда от 02.06.2014 N 33-823, Мурманского областного суда от 28.05.2014 N 33-1478-2014).

Минтруд России Приказом от 24.01.2014 N 33н (в ред. от 07.09.2015) утвердил:

- Методику проведения специальной оценки условий труда;

- Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов;

- форму отчета о проведении специальной оценки условий труда;

- Инструкцию по заполнению данной формы.

 

Порядок проведения спецоценки 

В соответствии с Законом N 426-ФЗ основными этапами проведения специальной оценки труда являются:

- подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

- декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

- оформление результатов специальной оценки условий труда.

 

Подготовительный этап 

Проведение спецоценки условий труда - это совместное мероприятие, которое осуществляется работодателем совместно со специализированной организацией. Требования к таким организациям приведены в ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

Прежде всего они должны быть включены в реестр, порядок формирования которого утверждается Правительством РФ. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда. Кроме того, организация должна иметь не менее пяти экспертов, получивших сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Законом закрепляется принцип независимости организаций, осуществляющих спецоценку. В частности, в соответствии со ст. 22 Закона N 426-ФЗ вне зависимости от того, числится организация в реестре или нет, спецоценку условий труда она не может проводить, если ее руководители и иные должностные лица являются учредителями юридических лиц, на рабочих местах которых проводится специальная оценка. Нельзя поручить проведение спецоценки взаимозависимой компании, в том числе если в ней трудятся на руководящих постах близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) учредителей организации, которой необходимо оценить условия труда.

На подготовительном этапе работодателю необходимо прежде всего заключить гражданско-правовой договор с одной или несколькими из упомянутых спецорганизаций. Кроме того, в организации необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения данного мероприятия.

Число членов этой комиссии должно быть нечетным. Конкретный состав законом не определен. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель-ИП лично, для организаций - руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, члены профсоюза и т.п. Поскольку от результатов спецоценки зависит не только размер дополнительного тарифа, но и право на досрочную трудовую пенсию по старости конкретного работника, представляется логичным включать в состав такой комиссии специалиста по осуществлению работы по досрочному пенсионному обеспечению (как правило, это работник кадровой службы). Целесообразность включения такого специалиста очевидна, например, при составлении перечня рабочих мест, на которых должна проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест, а также при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, предусмотренных списками, соответствующих работ, с учетом которых назначается досрочно пенсия по старости и которые подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Эта работа требует знания законодательства о досрочном пенсионном обеспечении, практики его применения к работникам организации, где проводится специальная оценка условий труда, а согласно Закону N 426-ФЗ эти перечни составляет эксперт организации, производящей спецоценку, который может и не обладать подобным опытом.

До начала выполнения работ по оценке условий труда комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке. При этом необходимо указать, какие из них являются аналогичными. Под таковыми понимаются рабочие места, которые одновременно отвечают следующим условиям:

- расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

- оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

- сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. При этом они обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20% из них (но не менее двух рабочих мест), а ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда. Данное правило позволит работодателю сэкономить на проведении спецоценки 80% аналогичных рабочих мест.

 

Идентификация вредных условий 

Все выявленные в ходе осуществления оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их перечень формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья. Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов и предложения, исходящие от сотрудников.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов представляет собой процесс сопоставления выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, в ред. от 07.09.2015).

Если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся. При этом работодатель обязан на такие рабочие места подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (такая декларация действительна в течение пяти лет).

А вот если комиссия идентифицирует их как вредные или опасные, назначается проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Необходимо отметить, что идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях. При этом комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.

Все идентифицированные, потенциально вредные или опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень таких факторов формирует комиссия, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных или опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

По результатам проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту по степени его "вредности" присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

 

Классификация условий труда 

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальными признаются условия, при которых воздействие на организм работника вредных или опасных факторов отсутствует либо уровни их воздействия минимальны и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности (1 класс).

Допустимыми считаются условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные или опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены (2 класс).

Вредными можно считать условия, когда уровни воздействия вредных или опасных факторов превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) (3 класс). Как и при аттестации рабочих мест, предусматриваются четыре подкласса вредных условий труда (3.1 - 3.4).

Опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности (4 класс).

 

Декларация соответствия 

Законом N 426-ФЗ предусмотрена новая процедура - декларирование соответствия условий труда, то есть подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах, государственным нормативным требованиям охраны труда.

Так, в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. При этом никакие исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В отношении таких рабочих мест в трудовую инспекцию подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядок подачи и Порядок формирования и ведения реестра таких деклараций утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. При этом если в период действия этой декларации с работником, занятым на "допустимом" рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

 

Итоги спецоценки условий труда 

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям. В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

- карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

- протоколы оценки эффективности СИЗ;

- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных "опасных" рабочих мест;

- сводная ведомость специальной оценки условий труда;

- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 07.09.2015).

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда ("вредные" классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда). 

Важно! Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта РФ для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5, ст. 26 Закона N 426-ФЗ). 

Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

 

Периодичность проведения спецоценки 

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом в ст. 17 Закона N 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке. Например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях.

 

Ответственность за непроведение спецоценки 

К ответственности за непроведение спецоценки могут быть привлечены как должностные лица работодателя, так и само юридическое лицо.

С 1 января 2015 г. согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влекут предупреждение или наложение административного штрафа:

- для должностных лиц - в размере от 5000 до 10 000 руб.;

- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.;

- для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.

 

Пенсионные права в переходный период 

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы.

"Льготные" периоды, имевшие место после 1 января 2013 г., учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки. Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑