Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 30.03.2016
В наступившем году мы продолжаем серию статей об особенностях взаимоотношений физических лиц - получателей грантов и учреждений, на базе которых выполняются работы по проекту, на который получен грант. Отношения между физическим лицом и учреждением в таком случае не являются трудовыми, однако в интересах обеих сторон правильно организовать трудовую деятельность коллектива, выполняющего работы за счет гранта.
Руководитель и организация
Одним из крупнейших грантодателей России является Российский фонд фундаментальных исследований (далее - РФФИ, Фонд), поэтому организацию отношений между физическим лицом - получателем гранта и учреждением рассмотрим на примере правил РФФИ. В РФФИ утвержден свой порядок выполнения работ по проектам, поддержанным РФФИ, и использования гранта (далее - Порядок РФФИ). Полный текст Порядка РФФИ размещен по адресу http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171.
Согласно Порядку РФФИ получателем гранта признается руководитель проекта, подавший заявку на получение гранта и выигравший конкурс.
Почти во всех случаях, когда проект (заявку) на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта (далее - организация). Как правило, это учреждение, в котором работает руководитель проекта.
РФФИ отмечает, что для него не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или не состоят, так как отношения между грантополучателем и организацией по предоставлению условий для выполнения проекта являются гражданско-правовыми.
В Порядке РФФИ указано, что исследования руководителя по проекту не могут входить в основную деятельность учреждения, то есть учреждение не является заказчиком этих работ. Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с организацией по другим основаниям, то работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и организацией являются гражданско-правовыми. В этих отношениях:
- учреждение (организация) является исполнителем, то есть обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами;
- получатель гранта является заказчиком работ (услуг) организации.
Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются учреждением (как работодателем) работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором. Поэтому за выполнение работ по проекту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.
Отношения Фонда, учреждения (организации) и получателя гранта регламентируются трехсторонним договором, подписанным сторонами, и утвержденными Фондом Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований" и перечнем допускаемых расходов.
В основу этих документов положены следующие принципы:
1. Все члены коллектива физических лиц, включенные в проект в качестве исполнителей, являются (как и руководитель проекта) получателями гранта. Замены в составе коллектива физических лиц - получателей гранта в течение года не допускаются (они возможны на следующий год выполнения проекта).
2. Денежные средства, перечисленные Фондом на счет организации, являются денежными средствами получателей гранта, соответственно, распоряжаться этими денежными средствами имеют право только получатели гранта в лице руководителя проекта.
3. Трудовые отношения у организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по проекту не возникают. Если трудовые отношения между получателем гранта (в том числе руководителем проекта) и организацией существуют, проект выполняется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.
4. Отношения организации и получателя гранта являются гражданско-правовыми. Отношения получателя гранта и организации по вопросам, не урегулированным документами Фонда, оформляются дополнительными договорами.
Таким образом, работы по проекту не являются трудовой деятельностью руководителя проекта и других исполнителей, они должны выполняться в нерабочее время и за них не выплачивается заработная плата по основному месту работы. Однако руководитель и исполнители могут получать за свой труд вознаграждение.
Компенсация трудозатрат получателя гранта
Перечнем допускаемых Фондом расходов при выполнении гранта разрешается компенсация трудозатрат. Это часть гранта, которую его получатель (получатели) использует для личных нужд. Получатель гранта (получатели гранта) не отчитывается перед Фондом и учреждением за то, как были израсходованы эти денежные средства.
Выплаты компенсации трудозатрат производятся по поручению руководителя проекта. По своей природе согласно Порядку РФФИ эта выплата является возвратом денежных средств с лицевого счета учреждения собственнику этих средств - получателю гранта. Такая выплата не может быть произведена в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, в которых учреждение является заказчиком работ по проекту. В Порядке РФФИ указано, что выплаты производятся на основании трехстороннего Договора и относятся учреждением на статью 290 КОСГУ.
Отметим, что предлагаемый РФФИ порядок учета компенсации трудозатрат по КОСГУ статье 290 не совпадает с мнением Минфина России, выраженным в Письме от 16.10.2015 N 02-07-10/59926. В данном Письме разъяснено, что, принимая во внимание характер средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности выплаты за счет данных средств не являются расходами учреждения. В соответствии с положениями разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статей 510 "Поступление на счета бюджетов" и 610 "Выбытие со счетов бюджетов" КОСГУ.
Форма выплат определяется соглашением получателя гранта с организацией с учетом возможностей последней. Возможными формами являются перечисление на счет, указанный руководителем проекта, выдача наличных и др. При согласии организации выплаты могут быть произведены каждому из исполнителей проекта (выданы или перечислены), но только по поручению руководителя проекта.
В бухгалтерском учете производство таких выплат отражается следующим образом:
Дебет счета 3 30401 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"
Кредит счета 3 20111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"
или Кредит счета 3 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения"
- выплачены руководителю или исполнителям по проекту компенсации трудозатрат.
Если выплата по статье "Компенсация трудозатрат" произведена руководителю проекта, он имеет возможность распределить эти денежные средства между исполнителями проекта по согласованию с ними или, если он имеет такие полномочия от исполнителей, решить этот вопрос единолично. Руководителю проекта рекомендуется получить от исполнителей проекта подтверждение двух обстоятельств:
- каждый исполнитель согласен с распределением денежных средств, направленных на компенсацию трудозатрат;
- каждый исполнитель получил денежные средства в соответствии с согласованным распределением.
Форма подтверждения любая, например протокол и/или расписка.
К компенсации трудозатрат относятся также денежные средства на оплату расходов руководителя проекта на участие в конференциях или на выполнения работ за пределами населенного пункта, в котором находится организация или проживает получатель гранта, например для участия в экспедициях. По поручению руководителя проекта учреждение обязано выплатить ему денежные средства на оплату таких расходов. При этом, как отмечается в Порядке РФФИ, получатель гранта за расходование полученных от организации средств отчитывается перед Фондом. Та часть средств, которую он потратит на собственные нужды (питание, местные переезды и т.д.), будет им отнесена на статью "Компенсация трудозатрат" Перечня допускаемых Фондом РФФИ расходов.
Разграничение рабочего времени
Работник учреждения должен выполнять свои трудовые обязанности в течение рабочего времени в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
Если продолжительность рабочего времени получателей гранта (руководителя и исполнителей) остается прежней, то необходимо организовать их деятельность в рамках проекта за пределами рабочего времени. В частности, соглашением между учреждением и руководителем проекта должно быть указано, в какое время руководитель и исполнители вправе проводить работы (например, с 17 до 20 часов с понедельника по пятницу, с 8 до 20 часов в субботу). В зависимости от установленного в учреждении пропускного режима руководителю и исполнителям проекта, возможно, необходимо будет выдать пропуска для входа в здание в нерабочее время, издать приказ для охраны о пропуске определенных сотрудников и т.д.
Кроме того, для выполнения работ по проекту согласно заключенному договору учреждение может предоставлять руководителю проекта специальное оборудование. В отдельных случаях такое оборудование может эксплуатироваться только в присутствии обслуживающего его персонала. В этом случае учреждению в рамках предоставляемых им услуг по организационно-техническому обеспечению выполнения проекта нужно будет обеспечить выход на работу в одно время с исполнителями проекта обслуживающего персонала и оплатить эту работу.
Такой вариант организации работ имеет как свои плюсы, так и свои минусы.
В одном случае для учреждения плюсом является присутствие руководителя и исполнителей по проекту в рабочее время на рабочем месте, то есть работы по проекту не затрагивают основную уставную деятельность учреждения. Минусами являются необходимость предпринимать дополнительные организационные меры, увеличенное энергопотребление, необходимость обеспечения доступа к оборудованию и помещениям.
Работники, участвующие в выполнении гранта, при этом сохраняют свою заработную плату по основному месту работы, а компенсация трудозатрат по гранту выплачивается сверх основной зарплаты. Однако таким сотрудникам необходимо трудиться свыше обычной продолжительности рабочего дня.
В другом случае по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (ст. 93 ТК РФ). В этом случае по основной работе работник получает уменьшенную заработную плату, однако в пределах нормальной продолжительности рабочего времени выполняет и работы по проекту, получая компенсацию трудозатрат за счет средств гранта. При таком варианте учреждению нет необходимости дополнительно организовывать персональный пропускной режим и доступ к оборудованию. Минусом является то, что руководитель и исполнители проекта будут выполнять меньше основной работы, что в ряде случаев является неприемлемым.
С точки зрения руководителя проекта, положительным моментом является то, что нет необходимости строго разграничивать день на части - по основной работе и по проекту, он более свободен в организации своей деятельности и деятельности исполнителей. Минусом является то, что компенсация трудозатрат за счет гранта - это не заработная плата, она не входит в расчет среднего заработка. Поэтому в течение следующих месяцев и лет уменьшенная на время работы по проекту заработная плата будет влиять на начисленные отпускные, больничные и командировочные в сторону их уменьшения.
Алименты из грантов
С сумм компенсации трудозатрат, выплачиваемых за счет средств гранта, не удерживается НДФЛ. Однако одна особенность "роднит" такие выплаты с заработной платой - с них должны удерживаться алименты.
Согласно пп. "о" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841, удержание алиментов производится с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством. Трехсторонний договор между Фондом, учреждением и грантополучателем является договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а сумма гранта - доходом физического лица.
При этом у учреждения возникает немало процедурных вопросов - когда именно необходимо удержать алименты из гранта и как наладить документооборот по таким удержаниям.
Сумма компенсации трудозатрат указана в смете затрат, осуществляемых из гранта, которая утверждается в рамках подписания трехстороннего соглашения. Однако руководитель проекта может как поручить учреждению перечислить денежные средства (например, на счета исполнителей), так и забрать сумму гранта всю или частями на свой личный счет или наличными деньгами в кассе.
Согласно ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Таким образом, учреждение обязано удержать алименты из средств гранта и перечислить взыскателю. Также обязанность удержать и перечислить алименты возникает, если в учреждение поступало нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, заключенное родителями (ч. 1 ст. 100 Семейного кодекса РФ).
Как правило, удержанием и перечислением алиментов занимается бухгалтер - расчетчик заработной платы, а выплатами из кассы и с лицевого счета, в том числе выплатами за счет средств грантов, - бухгалтер участка "касса/лицевой счет". Распределение функциональных обязанностей в бухгалтерии может быть и другим, однако редко удержание алиментов и выплата денежных средств являются обязанностями одного и того же сотрудника. Кроме того, информацией о том, какая часть средств гранта направляется на компенсацию трудозатрат, обладает, как правило, третий сотрудник, как правило, это куратор от учреждения по работе с Фондом.
Поэтому необходимо организовать взаимодействие между ними с целью исполнения обязанности учреждения по удержанию алиментов из средств гранта.
В графике документооборота учреждения необходимо предусмотреть, что сотрудник, ответственный за работу с Фондом, передает копию сметы по гранту (выписку из сметы) по тем проектам, которые предусматривают компенсацию трудозатрат, бухгалтеру по расчету заработной платы. Бухгалтер по расчету заработной платы делает отметку либо об отсутствии в списке получателей компенсации должников по алиментам, либо отмечает их наличие и указывает процент удержания, передает копию сметы (выписку из сметы) бухгалтеру, осуществляющему выплаты за счет средств гранта.
Для того чтобы бухгалтер, осуществляющий выплаты, смог правильно удержать сумму алиментов, ему необходимо знать, на какие цели руководитель проекта просит перечислить денежные средства.
Согласно трехстороннему договору между Фондом, учреждением и грантополучателем учреждение обязано по распоряжению руководителя проекта передавать ему денежные средства на любые цели, указанные в Перечне допускаемых расходов. РФФИ рекомендует осуществлять выплату компенсации трудозатрат по поручению руководителя проекта примерно следующего содержания:
"Прошу выплатить мне часть гранта по Договору N ___ от "__" ______ 2015 г. на компенсацию трудозатрат получателей гранта".
В данном поручении целесообразно указывать, кому именно и какая сумма будет выплачена - именно это письменное указание руководителя проекта и будет служить для бухгалтера основанием для удержания алиментов, если один из получателей компенсации является плательщиком алиментов.
Выплата алиментов из компенсации трудозатрат по своей экономической сущности не является ни доходом, ни расходом учреждения. В связи с этим, по мнению автора, их необходимо отражать в том же порядке, что и саму выплату компенсации, меняется лишь физическое лицо - получатель денежных средств.
Бухгалтерская запись в этом случае может быть следующая:
Дебет счета 3 30401 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"
Кредит счета 3 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"
или Кредит счета 3 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения"
- выплачены алименты из суммы компенсации трудозатрат за счет средств гранта.
На заметку. Предоставление имущества грантополучателя учреждению
Так, например, в соответствии с Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным ФГБУ "РФФИ", у получателя гранта есть обязанность после окончания проекта оставить оборудование в учреждении. Соответственно, у учреждения есть обязанность оставить у себя приобретенное для получателя гранта оборудование. При этом учреждение по согласованию с получателем гранта имеет возможность поступить одним из следующих трех способов:
1) получить оборудование от получателя гранта в собственность и учитывать его на своем балансе;
2) получить оборудование в безвозмездное пользование (для получателей грантов, а не для учреждений) и учитывать за балансом;
3) принять оборудование на ответственное хранение.
Получить оборудование в собственность можно только по основанию, предусмотренному гражданским законодательством. К таким основаниям можно отнести соглашение по купле-продаже, договор дарения и его подвид - договор пожертвования.