Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Репин А.)

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Репин А.)

Дата размещения статьи: 05.04.2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Репин А.)

Комментируемым Федеральным законом от 29.12.2015 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается внесение изменений, в частности, в следующие законодательные акты РФ:

- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Федеральный закон N 394-ФЗ принят в целях унификации правовых норм в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с нормами других видов обязательного социального страхования, регулирующих аналогичные правоотношения, а также повышения эффективности правоприменительной практики.

Рассмотрим некоторые из внесенных изменений.

Регистрация страхователей. Федеральным законом N 394-ФЗ внесены изменения в порядок регистрации страхователей. В частности, нормы Федеральных законов N N 125-ФЗ и 255-ФЗ, связанные с регистрацией страхователей, унифицированы с нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом увеличивается время подачи заявления о регистрации в качестве страхователя с 10 до 30 календарных дней. Указанные изменения внесены как в Федеральный закон N 125-ФЗ, так и в Федеральный закон N 255-ФЗ.

Кроме того, в новой редакции ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ теперь будет прописан и порядок снятия с учета страхователей. Этот порядок также унифицирован с порядком, содержащимся в Федеральном законе N 255-ФЗ.

Обязанности страхователя. Федеральным законом N 394-ФЗ расширен перечень сведений, о которых учреждение должно сообщать страховщику. Напомним, что ранее учреждение было обязано своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации. В новой редакции пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что учреждение обязано сообщать в территориальные органы страховщика о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ, а также о закрытии счета в банке (иной кредитной организации), открытого для осуществления деятельности обособленным подразделением, либо о прекращении полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса или по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Кроме того, введена обязанность представлять в территориальные органы страховщика документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным (при этом указанные документы могут быть представлены в электронной форме и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг).

Права страховщика. В новой редакции представлены права территориальных органов ФСС. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ страховщик имеет право:

- устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством РФ, надбавки и скидки к страховому тарифу;

- предоставлять страхователям отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в порядке и на условиях, которые аналогичны порядку и условиям, установленным ст. ст. 18.1, 18.2, 18.4 и 18.5 Федерального закона N 212-ФЗ;

- участвовать в расследовании страховых случаев, освидетельствовании (переосвидетельствовании) застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

- направлять застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование);

- проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы;

- принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ;

- проводить проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователями, а также правильности выплаты обеспечения по страхованию застрахованным, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, в порядке, аналогичном установленному ч. 1, 2, 4 ст. 33 и ст. ст. 34 - 39 Федерального закона N 212-ФЗ;

- требовать от страхователей документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, осуществления расходов на выплату обеспечения по страхованию, а также документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, правильность и обоснованность расходов страхователя на выплату обеспечения по страхованию;

- не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы страхователя, произведенные с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;

- взаимодействовать с государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, профсоюзными, а также с иными уполномоченными застрахованными органами по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- давать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев;

- защищать свои права и законные интересы, а также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде.

Расчет страховой выплаты. Федеральным законом N 394-ФЗ более детально прописываются положения, связанные с определением размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка. При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по гражданско-правовому договору, предметами которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договору авторского заказа, в соответствии с которыми заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В качестве минимальной социальной гарантии предполагается использовать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию. Это изменение обусловлено тем, что согласно ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещается его утраченный заработок (доход).

Кроме того, если застрахованный (страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата, территориальный орган страховщика по заявлению застрахованного лица будет направлять запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Уплата страховых взносов. Согласно ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Размер данной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета ФСС, утверждаемого федеральным законом.

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством РФ.

Также уточнено, что уплата страховых взносов осуществляется на основании поручения на перечисление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно новой редакции ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Напомним, ранее предусматривалось, что суммы страховых взносов перечисляются страхователем:

- заключившим трудовой договор с работником, - ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц;

- обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров - в срок, установленный страховщиком.

Кроме того, уточняется, что определение расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений, исчисление и уплата страховых взносов страхователями, внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются в порядке, аналогичном установленному ст. ст. 10, 11, 15 и 17 Федерального закона N 212-ФЗ.

Ответственность за непредставление отчетности. Согласно ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него названным Законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.

На основании внесенных изменений непредставление страхователем отчетности по форме 4 - ФСС в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный Федеральным законом N 125-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Заметим, что ранее минимальный размер штрафа составлял не 1000, а 100 руб. Тем самым положения Федерального закона N 125-ФЗ приведены в соответствие со ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ.

Кроме того, введена ответственность за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, что повлечет за собой взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Уточнено, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 40 - 43 и 45 Федерального закона N 212-ФЗ.

Кроме того, внесены изменения, касающиеся понятий "страховой случай" и "профессиональное заболевание", содержащихся в Федеральном законе N 125-ФЗ, согласно которым право на получение страховых выплат также предоставляется в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая. Уточнен перечень документов, которые представляются страховщику в целях получения страховой выплаты вместе с заявлением на ее получение.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑