Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Правовая природа контракта о прохождении военной службы (Лаптев С.А., Назарова Д.В.)

Правовая природа контракта о прохождении военной службы (Лаптев С.А., Назарова Д.В.)

Дата размещения статьи: 09.04.2016

Правовая природа контракта о прохождении военной службы (Лаптев С.А., Назарова Д.В.)

Выбранная тема исследования является, на наш взгляд, безусловно, актуальной, особенно в свете складывающейся нестабильной ситуации в мире, постоянной борьбы отдельных государств за мир. Исследование института контракта о прохождении военной службы (далее - контракт), определение его сущности затрагивает такие важные функции государства, как его оборона и безопасность. Целью настоящего исследования является рассмотрение правовой природы контракта как административного договора. Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие и признаки административного договора; проанализировать признаки административного договора применительно к контракту; отграничить контракт от смежных институтов.

Прежде всего, необходимо отметить, что в научной литературе нет единого мнения относительно правовой природы контракта о прохождении военной службы.
Так, А.Т. Вахидов считает его самостоятельным договором, который не вписывается ни в одну известную классификацию договоров. По мнению Д.В. Алексина, контракт относится к межотраслевым договорам и вместе с тем наиболее тесно примыкает к трудовым договорам (в частности, он видит цель контракта в реализации права на труд, как и при заключении трудового договора). Д.Н. Бахрах отмечает административно-правовой характер контракта <1>.
--------------------------------
<1> Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / Под ред. Л.П. Волковой. М., 2010. С. 72.

Какова же правовая природа контракта о прохождении военной службы?
Во-первых, необходимо отметить, что военная служба является одним из видов федеральной государственной службы <2>, соответственно, контракт о прохождении военной службы является служебным контрактом. Однако стоит отметить, что не все ученые согласны с данным выводом, считая контракт особым видом договора, сочетающим в себе черты как служебного контракта, так и трудового договора. Считаем данную позицию необоснованной, так как отношения государственной службы оформляются именно служебным контрактом, а военная служба является федеральной государственной службой.
--------------------------------
<2> См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. 2 июня. N 22. Ст. 6.

В научной литературе справедливо отмечается, что служебный контракт имеет некоторые признаки и черты трудового договора, но, в отличие от последнего, имеет административно-правовую природу <3>.
--------------------------------
<3> Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 2008. С. 204.

Как уже указывалось выше, наиболее обоснованной, на наш взгляд, представляется позиция о контракте как об административном договоре.
Прежде чем анализировать правовую сущность и юридическую конструкцию контракта о прохождении военной службы, необходимо дать определение и выделить признаки административного договора.
Проблемой понятия административного договора занимались такие ученые, как А.В. Демин <4>, В.В. Иванов <5>, А.Н. Колокольцев <6>, А.Ю. Мелехова <7>, А.А. Савостин <8>, Ц.А. Ямпольская <9> и др.
--------------------------------
<4> Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1998.
<5> Иванов В.В. Общая теория договора. М., 2006.
<6> Колокольцев А.Н. Административный договор как правовая форма управления // Административное и муниципальное право. 2008. N 5.
<7> Мелехова А.Ю. Виды административных договоров // Административное право и процесс. 2012. N 1.
<8> Савостин А.А. Административные договоры и их реализация в сфере публичного управления // Административное и муниципальное право. 2008. N 1.
<9> Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 1.

Наиболее правильным и раскрывающим сущность административного договора считаем определение В.А. Юсупова. Под административным договором понимается основанное на акте административного права соглашение двух или более субъектов, хотя бы один из которых является органом государственного управления, и это соглашение направлено на установление, изменение или прекращение административных прав и обязанностей у органов государственного управления, субъективных имущественных или неимущественных прав у граждан и их социальных формирований <10>.
--------------------------------
<10> Козлова Е.Б. Система договоров, направленных на создание объектов недвижимости. М., 2013. С. 89.

Главным признаком административного договора, на наш взгляд, является его цель - реализация какого-либо публичного интереса, достижение общественно значимых результатов. Контракт о прохождении военной службы регулирует сферу военно-служебных отношений в целях реализации такого публичного интереса, как оборона и безопасность <11>.
--------------------------------
<11> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный). М., 2005. С. 164; Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 2008. С. 206.

В научной литературе выделяют также и иные признаки административного договора:
1. Конструкция административного договора представляет собой двусторонний (или многосторонний) акт.
Данный признак отличает его от иных правовых форм реализации компетенции субъектами исполнительной власти, которые представляют собой одностороннее действие властных субъектов.
2. Он основан на добровольном волеизъявлении сторон. Вместе с тем указанный признак не всегда означает юридическое равенство сторон, поскольку административный договор изначально основан на отношениях власти - подчинения, одним из субъектов которых наделен властью.
3. Обязательной стороной административного договора является орган государственной исполнительной власти (его представитель).
4. Административный договор основывается на нормах административного права.
5. Административным договором регулируются отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти) либо по поводу его реализации <12>.
--------------------------------
<12> Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: Учебник. М., 2014.

Проанализировав законодательство, в котором содержатся нормы о контракте, мы увидим, что он содержит все признаки административного договора.
Законодательное закрепление основных положений о контракте содержится в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также в Указе Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" <13>.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. от 30 марта 2015 г.) "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ. 1998. 30 марта. N 13. Разд. V; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2014 г.) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. 1998. 1 июня. N 22; Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 (в ред. от 25 марта 2015 г.) "Вопросы прохождения военной службы" // Собрание законодательства РФ. 1999. 20 сент. N 38. Гл. II.

Так, обязательной стороной контракта, как и административного договора, является орган государственной исполнительной власти: согласно ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт заключается между гражданином либо иностранным гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны РФ либо иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.
Приведенная норма также иллюстрирует еще один признак административного договора - его двусторонний характер - контракт является результатом свободного волеизъявления двух субъектов права.
Если рассматривать отношения, регулируемые контрактом, то он, как и административный договор, регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления.
Как указывалось ранее, военная служба представляет собой один из видов государственной службы. Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", государственная служба РФ представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее субъектов; федеральных государственных органов; органов государственной власти субъектов РФ; лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ <14>.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. 2 июня. N 22. Ст. 1.

Условия контракта включают в себя обязанность проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение определенного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, предусмотренные действующим законодательством РФ (ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В научной литературе при рассмотрении содержания контракта о прохождении военной службы обращается внимание на то, что вышеуказанной нормой права закрепляются только общие права и обязанности сторон. Если сравнивать контракт с любым гражданско-правовым договором или трудовым договором, то можно отметить, что в указанных видах договоров присутствует конкретность их содержания (условий). Так, в трудовом договоре четко прописывается трудовая функция работника, в гражданско-правовом договоре определен конкретный предмет договора. В контракте такая конкретность отсутствует. В нем закреплена только одна обязанность стороны - исполнять все определенные законом обязанности. Вместе с тем такая юридическая конструкция описания условий контракта обусловлена в первую очередь спецификой деятельности сторон договора. Действительно, при заключении контракта нельзя заранее предусмотреть, какие именно действия будет выполнять лицо, заключившее контракт. Поэтому данная юридическая конструкция представляется логичной. Кроме того, в законодательстве содержатся общие права и обязанности стороны контракта.
Анализируя содержание контракта, важно также отметить, что, как и для административного договора, для контракта не характерна свобода выбора его условий. Законодатель, как правило, в императивной форме закрепляет, когда, с кем и на каких условиях может быть заключен административный договор <15>.
--------------------------------
<15> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный). М., 2005. С. 165.

Иными словами, это означает, что в контракте нельзя установить условия, не предусмотренные порядком прохождения военной службы, изменить объем прав, обязанностей и ответственности сторон <16>.
--------------------------------
<16> Алексин Д.В. Контракт о прохождении военной службы: зачем он нужен? // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 2. С. 119.

Данный признак контракта является основным отличием от гражданско-правового договора и трудового договора. В гражданско-правовых и трудовых договорах преобладают диспозитивные нормы, закрепляющие возможность изменения/прекращения договора по соглашению сторон. В контракте же диспозитивность в основном состоит только в одном моменте - субъект права сам решает вопрос о заключении/незаключении контракта. Но решив вопрос в пользу его заключения, ему приходится принять императивные, установленные законодателем условия, являющиеся содержанием контракта. В этом, как отмечается в научной литературе, контракт о прохождении военной службы очень похож на юридическую конструкцию договора присоединения в гражданском праве, где одна из сторон при заключении договора делает выбор - соглашаться или не соглашаться на его заключение, но изменить впоследствии сами условия договора не вправе.
В научной литературе подчеркивается, что предметы гражданско-правового и административного договора не совпадают. Так, в предмет регулирования гражданско-правового договора не входят, во-первых, имеющие административный характер отношения власти - подчинения. Также предметом гражданско-правового договора не охватывается публично-правовой характер прохождения военной службы и закрепление главенствующей роли государства в решении всех вопросов, связанных с определением целей и задач деятельности военнослужащих <17>.
--------------------------------
<17> Шлянцев Д.А. Новое о службе в армии: сроки службы, виды отсрочек, компенсационные выплаты. М., 2007. С. 97.

Еще одним признаком контракта является его регулирование нормами административного права. Трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
В научной литературе справедливо отмечается, что регулирование военно-служебных правоотношений, которые имеют императивную административно-правовую природу, осуществляется в основном нормами административного права. Имущественный характер военно-служебные отношения имеют только в отдельных немногочисленных случаях (например, такой характер имеют выплаты денежного довольствия), и они также основаны на нормах административного права, соответственно, к ним неприменимы нормы гражданского законодательства <18>.
--------------------------------
<18> Там же.

Однако из данного общего правила есть исключение. Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность применения гражданско-правовых норм к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении, в случаях, прямо установленных законом (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
В рамках настоящего исследования хотелось бы также затронуть такую проблему, как возможность заключения контракта о прохождении военной службы не только гражданами РФ, но и гражданами других государств. Право на заключение контракта иностранным гражданам было закреплено в действующем законодательстве не так давно Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Относительно новеллы законодательства о военной службе иностранными гражданами в первую очередь хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, она противоречит другим действующим нормам. Так, военная служба является видом государственной службы.
В законодательном определении государственной службы, приведенном выше, четко указано, что она представляет собой профессиональную служебную деятельность именно граждан РФ. В качестве субъектов права на прохождение государственной службы иностранные граждане не указаны. И это является, на наш взгляд, правильным, исходя из целей государственной службы - обеспечение исполнения полномочий РФ и ее субъектов, федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Цель заключения контракта в конечном счете - реализация такого публичного интереса, как оборона и безопасность государства, не менее важна. Функция же государства по его обороне и безопасности должна осуществляться только субъектами, имеющими устойчивую правовую связь с этим государством (то есть иметь его гражданство).
Так почему же реализацию такой важной для всего государства цели законодатель позволяет осуществлять иностранным гражданам?
На наш взгляд, это происходит в связи с тем, что контракт понимается законодателем не как правовая конструкция административного договора, а как юридическая конструкция, имеющая отчасти гражданско-правовую и трудоправовую природу, что является неправильным и неуместным, зная цели заключения контракта.
Единообразное понимание правовой сущности контракта существенным образом влияет на правоприменительную практику.
Так, Тверской гарнизонный военный суд в своем решении по делу N 525-2010 года установил, что отпуск по уходу за ребенком, предусмотренный п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предоставляется тому же военнослужащему женского пола, которому законодательством предоставляется отпуск по беременности и родам, то есть матери этого ребенка.
Таким образом, с учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Тарасова И.В., являющаяся бабушкой ребенка, не имеет права на отпуск по уходу за этим ребенком, в связи с чем ее заявление удовлетворению не подлежит <19>.
--------------------------------
<19> См.: решение по гражданскому делу N 525-2010 года Тверского гарнизонного военного суда. URL: https://rospravosudie.com/court-tverskoj-garnizonnyj-voennyj-sud-tverskaya-oblast-s/act-106147683/.

Противоположную позицию отражает, например, решение 95 гарнизонного военного суда г. Владимира. Судом установлено, что вопреки мнению командования войсковой части заявитель Быкова М.Н. как военнослужащая-женщина имеет возможность в соответствии со ст. 11, п. 13, Закона "О статусе военнослужащих" воспользоваться своим правом на отпуск по уходу за ребенком (внуком) и получение в период нахождения в нем установленного ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку условия такого отпуска и получения пособия определены ст. 256 ТК РФ <20>.
--------------------------------
<20> Решение 95 гарнизонного военного суда от 19 августа 2010 г. г. Владимир. URL: https://rospravosudie.com/court-95-j-garnizonnyj-voennyj-sud-g-vladimir-vladimirskaya-oblast-s/act-106068541/.

В итоге мы можем видеть неопределенность позиции судов по данному вопросу.
Если мы признаем контракт административно-правовым договором, а это так, то ссылка правоприменителя на нормы трудового права неуместна. Тем более что согласно ч. 8 ст. 11 ТК РФ на военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы трудовое законодательство не распространяется.
Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что по своей правовой природе контракт о прохождении военной службы является административным договором.
Относить его к гражданско-правовым, трудовым, межотраслевым или иным договорам, на наш взгляд, не представляется возможным.
Контракт о прохождении военной службы должен существовать только в рамках правовой конструкции административного договора с его императивным регулированием по той причине, что контракт в конечном счете заключается в целях обороны и безопасности государства. Он не должен приобретать все больше признаков гражданско-правового договора, как и не должен иметь "коммерческую" основу, направленность.

Литература:

1. Алексин Д.В. Контракт о прохождении военной службы: зачем он нужен? // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 2.
2. Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / Под ред. Л.П. Волковой. М., 2010.
3. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1998.
4. Иванов В.В. Общая теория договора. М., 2006.
5. Козлова Е.Б. Система договоров, направленных на создание объектов недвижимости. М., 2013.
6. Колокольцев А.Н. Административный договор как правовая форма управления // Административное и муниципальное право. 2008. N 5.
7. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: Учебник. М., 2014.
8. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный). М., 2005.
9. Мелехова А.Ю. Виды административных договоров // Административное право и процесс. 2012. N 1. С. 70 - 72.
10. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 2008.
11. Савостин А.А. Административные договоры и их реализация в сфере публичного управления // Административное и муниципальное право. 2008. N 1.
12. Шлянцев Д.А. Новое о службе в армии: сроки службы, виды отсрочек, компенсационные выплаты. М., 2007.
13. Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 10.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑