Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 12.04.2016
Недавно обнародовано Письмо Минтруда России от 24.11.2015 N 17-3/ООГ-1636. В нем содержится позиция ведомства по вопросу квалификации взносов в ПФР, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем в размере 1% с суммы доходов, превысивших 300 000 руб. за расчетный период. Минтруд продолжает настаивать на том, что такие взносы нельзя считать фиксированными.
Читаем закон
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателем в Пенсионный фонд, установлен в ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Если за расчетный период доход бизнесмена не превышает 300 000 руб., то он уплачивает в ПФР страховые взносы в фиксированном размере. Они рассчитываются как произведение МРОТ, установленного на начало года, и тарифа страховых взносов в ПФР, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ. Получившееся значение увеличивают в 12 раз.
Если же за расчетный период предприниматель заработал больше 300 000 руб., то в Пенсионный фонд уплачиваются страховые взносы в фиксированном размере плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.
Позиция Минтруда
Из приведенного порядка не понятно, можно ли считать суммы, уплаченные с превышения, страховыми взносами в фиксированном размере. В комментируемом Письме специалисты Минтруда России пришли к выводу, что фиксированным размером страховых взносов, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем в ПФР, признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.
А вот сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, по мнению трудового ведомства, является переменной величиной. Она зависит от суммы дохода предпринимателя и поэтому не может считаться фиксированным размером страхового взноса.
Отметим, что аналогичную позицию трудовое ведомство высказывало и ранее (Письмо от 21.11.2014 N 17-3/10/В-7842).
Метания Минфина
Вопрос о том, можно ли признать сумму страховых взносов, рассчитанную в случае превышения бизнесменом предельной величины доходов, фиксированным платежом, важен для индивидуальных предпринимателей, которые применяют УСН или ЕНВД.
Так, если бизнесмен на "упрощенке" выбрал объект налогообложения "доходы" и при этом он не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (то есть у него нет наемных работников), то он имеет право уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР в фиксированном размере. Основание - п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ. Аналогичное правило предусмотрено и для плательщиков ЕНВД (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).
Как видите, от ответа на поставленный вопрос будет зависеть сумма налогов предпринимателя, которую он должен уплатить в бюджет.
Сначала специалисты Минфина России решили, что страховые взносы, рассчитанные с суммы превышения предельной величины дохода, также считаются страховыми взносами в фиксированном размере (Письмо от 29.12.2014 N 03-11-09/68180). Такая позиция обосновывалась следующим образом.
Статьей 14 Закона N 212-ФЗ не предусмотрено, что сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, является переменной величиной в связи с тем, что зависит от суммы дохода предпринимателя, и, как следствие, не считается фиксированным размером страховых взносов. Кроме того, ст. 2 Закона N 212-ФЗ не содержит таких понятий, как "постоянная величина" или "переменная величина". А в ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ сказано, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 данной статьи.
Поэтому в фиксированный размер страховых взносов для целей применения УСН и ЕНВД также включается сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1% от дохода плательщика, превышающего предельную величину. Отметим, что данные разъяснения ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов (Письмо от 16.01.2015 N ГД-4-3/330@).
Но осенью прошлого года Минфин России изменил свою позицию. В Письме от 06.10.2015 N 03-11-09/57011 финансисты указали, что фиксированным признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение МРОТ на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых взносов в ПФР. При этом сумма страховых взносов, исчисленная с превышения предельной величины доходов, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода предпринимателя. Данный вывод финансисты продублировали из вышеназванного Письма Минтруда России от 21.11.2014 N 17-3/10/В-7842.
Раз спорные страховые взносы нельзя считать фиксированными, то и на их суммы не получится уменьшить налог.
К счастью, такой фискальный подход финансового ведомства просуществовал недолго. Уже в декабре прошлого года Минфин России выпустил Письмо от 07.12.2015 N 03-11-09/71357, в котором отозвал разъяснения, данные в Письме от 06.10.2015 N 03-11-09/57011.
Обратите внимание: по вопросам налогообложения нужно руководствоваться разъяснениями Минфина России. Поэтому точка зрения трудового ведомства при расчете налогов не имеет никакого значения.