Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 13.04.2016
Профессиональные спортсмены как во время участия в соревнованиях, так и во время спортивной подготовки в рамках тренировочных мероприятий рискуют получить травму, а иногда и лишиться жизни. Количество спортивных травм постоянно увеличивается. В различных странах мира их количество колеблется в пределах 10 - 17% от всех повреждений. Анализ данных врачебно-физкультурной службы России показывает, что наши статистические показатели не отличаются существенным образом. Вместе с тем для достижения высоких спортивных результатов профессиональный спортсмен должен быть социально защищен. Одним из наиболее эффективных способов такой защиты, на наш взгляд, является обязательное социальное страхование жизни и здоровья профессиональных спортсменов.
Проведенный анализ действующего законодательства, регулирующего данные отношения, позволил сделать ряд выводов.
1. В законодательстве отсутствует определенность относительно понятия "профессиональный спортсмен".
Если вести речь о создании дополнительных гарантий профессиональным спортсменам, необходимо четко понимать, кто может быть профессиональным спортсменом и чем он отличается от спортсмена как такового. До 1988 года в СССР официально не существовало такого явления, как "профессиональный спорт". Спортом занимались лица, числившиеся сначала на предприятиях и в учреждениях, а затем в спортивных организациях инструкторами физической культуры. Официальная доктрина утверждала, что они являются любителями и не получают за свои выступления и занятия спортом денежные вознаграждения. Поскольку не было профессионального спорта, следовательно, и не было профессиональных спортсменов. Ситуация кардинально изменилась с принятием Постановления Совета министров СССР, ВЦСПС и ВЛКСМ от 2 августа 1988 г. N 945 "О совершенствовании управления футболом, другими видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта" <1>. Этим Постановлением были заложены правовые основы профессионализации спорта в СССР, а впоследствии и в России.
--------------------------------
<1> Постановление Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 2 августа 1988 г. N 945 "О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта" // СПС "КонсультантПлюс".
Однако на сегодняшний день в законодательстве нет определенности относительно того, кого считать профессиональным спортсменом, каким критериям он должен соответствовать. Так, в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <2> (далее - Закон "О спорте") содержатся определения спортсмена и спортсмена высокого класса. Отличия между ними заключаются в том, что спортсмен высокого класса должен иметь спортивное звание и выступать на соревнованиях не просто, а в целях достижения высоких спортивных результатов. При этом под профессиональным спортом понимается "часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату". Если предположить, что под профессиональным спортсменом законодатель как раз и понимал спортсмена высокого класса, то данное определение требует уточнения. Его необходимо дополнить указанием на то, что участие и подготовка к спортивным соревнованиям являются основной деятельностью (работой) спортсмена высокого класса, за которую он получает зарплату.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
Данная определенность даст основания для применения ст. 24 Закона "О спорте" не в отношении любого, кто занимается спортом, а только определенного круга лиц - профессиональных спортсменов. В числе других прав спортсменов, закрепленных в ч. 1 ст. 24 названного Закона, значится возможность заключения трудовых договоров.
2. На сегодняшний день остается открытым вопрос об отнесении страхования жизни и здоровья профессиональных спортсменов к обязательному виду страхования.
Так, в ст. 348.2 Трудового кодекса Российской Федерации <3> одним из обязательных для включения в трудовой договор со спортсменом условий значится условие об обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, а также медицинского страхования в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования с указанием условий этих видов страхования. В силу того, что профессиональный спортсмен выполняет трудовую функцию и является работником, то абсолютно правильно включать в трудовой договор условие о страховании. Это означает, что страхование должно осуществляться в силу веления государства независимо от того, желает этого или нет сам страхователь.
--------------------------------
<3> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 242-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 3.
Вместе с тем в Законе "О спорте", непосредственно регулирующем отношения в области физической культуры и спорта, слово "страхование" упоминается единожды. В п. 4 ч. 3 ст. 11 указанного Закона установлена обязанность Олимпийского комитета России по страхованию членов олимпийской делегации Российской Федерации на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронатом Международного олимпийского комитета. Представляется, что данная формулировка является не совсем удачной. Дело в том, что список олимпийской делегации утверждается за 15 дней до открытия Олимпийских игр (например, в случае с Олимпийскими играми в Сочи 2014 года данное мероприятие было проведено 23 января 2014 года <4>). При этом для того, чтобы попасть в Олимпийскую сборную Российской Федерации, спортсмены участвуют во множестве отборочных соревнований. Из этого следует, что обязательному страхованию в период таких выступлений они не подлежат, хотя наступление страхового случая на подготовительном этапе также не исключено.
--------------------------------
<4> См.: Состав российской олимпийской сборной утвердят 23 января. URL: http://www.ntv.ru/sport/829543/.
Представляется, что для решения этой проблемы на сегодняшний день назрела острая необходимость в принятии Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации" (далее - проект Закона), проект которого на сегодняшний день подготовлен и направлен на установление дополнительных гарантий для спортсменов и специалистов, являющихся кандидатами в спортивные сборные команды Российской Федерации. В проекте Закона определяются субъекты страхования, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, порядок определения страховой суммы, размер, структура, порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования и порядок определения размера страховой выплаты <5>. Такое нормативное построение в полной мере соответствовало бы п. 4 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <6>. При этом предполагаемый ежегодный общий объем средств из федерального бюджета, необходимый для страхования спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, согласно финансово-экономическому обоснованию проекта Закона составит чуть больше 322,5 млн руб. из расчета 19 199,4 рубля страховой премии в год на одного кандидата <7>.
--------------------------------
<5> Шаповалов А.В. Актуальные проблемы совершенствования законодательства о физической культуре и спорте на современном этапе // Уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью в сфере спорта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (18 марта 2011 г.). Омск, 2011. С. 6.
<6> Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ) // Российская газета. 1993. 12 янв.
<7> См.: Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации". URL: http://archiv.council.gov.ru.
3. Помимо страховой премии, требуется установить минимальные страховые выплаты, а также разработать механизм расчета страховых выплат в зависимости от степени травматизма при занятии конкретным видом спорта.
В настоящее время в профессиональном спорте Российской Федерации культивируется более 160 видов, включающих различные дисциплины <8>. При этом с каждым годом это количество растет. Профессиональные спортсмены всех видов спорта нуждаются в страховой защите. Специфика установления страховых тарифов состоит в том, что профессиональные спортсмены в зависимости от вида спорта имеют различные травмы. Например, очевидны различные травмы профессиональных спортсменов водных видов спорта, игровых, гимнастов и шахматистов.
--------------------------------
<8> Колесников М.М. Социально-страховая защита спортсменов России: стратегия и пути ее реализации: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2011. С. 19.
Также необходимо закрепить те минимальные страховые выплаты, которые получит профессиональный спортсмен при наступлении страхового случая. Причем данные выплаты можно сгруппировать по видам спорта или по степени травматизма. Так, по степени опасности видов спорта в литературе предлагается условно выделять четыре группы:
1-я группа: шахматы, шашки, настольный теннис, бильярд и др.;
2-я группа: бадминтон, биатлон, волейбол, городки, лыжные гонки, спортивное ориентирование, парусный спорт и др.;
3-я группа: акробатика, батут, бейсбол, борьба (все виды), тяжелая атлетика, велоспорт (трек, шоссе), водное поло, водные лыжи, гребля, спортивная и художественная гимнастика и др.;
4-я группа: альпинизм, баскетбол, бобслей, бокс, водный туризм, гандбол, горнолыжный спорт, дельтапланеризм, конный спорт, конькобежный спорт, парашютный спорт и др. <9>.
--------------------------------
<9> Алексеев С.В. Правовые аспекты личного страхования в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2014. N 2. С. 6.
Кроме того, представляется, что есть насущная потребность в нормативном закреплении примерного механизма расчетов страховых выплат, что создаст дополнительную социальную гарантию профессиональным спортсменам. Данный механизм расчетов необходимо корректировать в соответствии с изменением риска получения травмы при занятиях конкретным видом спорта или группой схожих по травмоопасности видов спорта.
Таким образом, большая вероятность получения травм обуславливает необходимость усиления социально-страховой защиты профессиональных спортсменов. В связи с этим представляется, что детальная правовая регламентация обязательного социального страхования как меры государственной поддержки развития спорта создаст благоприятные условия для подготовки профессиональных спортсменов и их участия в соревнованиях на самом высоком уровне.
Литература
1. Алексеев С.В. Правовые аспекты личного страхования в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2014. N 2. С. 6.
2. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ) // Российская газета. 1993. 12 янв.
3. Колесников М.М. Социально-страховая защита спортсменов России: стратегия и пути ее реализации: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2011. С. 19.
4. Постановление Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 2 августа 1988 г. N 945 "О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта" // СПС "КонсультантПлюс".
5. Состав российской олимпийской сборной утвердят 23 января. URL: http://www.ntv.ru/sport/829543/.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 242-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 3.
7. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
8. Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации". URL: http://archiv.council.gov.ru.
9. Шаповалов А.В. Актуальные проблемы совершенствования законодательства о физической культуре и спорте на современном этапе // Уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью в сфере спорта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (18 марта 2011 г.). Омск, 2011. С. 6.