Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 27.04.2016
Актуальным вопросом в настоящее время является корректировка данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Данные учета отражают в том числе стаж и условия трудовой деятельности граждан, непосредственно влияющие на их пенсионное обеспечение, - возраст выхода на пенсию и размер пенсии.
Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды занятости работника на работах с вредными или опасными условиями труда засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только в случае, если работодателем начисляются и уплачиваются страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Досрочный выход на пенсию является достаточно распространенным предметом разбирательства в судах, вместе с тем судами принимаются различные позиции по поводу прав и обязанностей как работодателя, так и органов Пенсионного фонда.
Практика свидетельствует, что органы ПФР не обладают энтузиазмом по поводу самостоятельного изменения данных индивидуального лицевого счета пенсионного страхования, более того, при рассмотрении дел в судах настаивают на позиции, что являются ненадлежащим ответчиком, либо заявляют об обязательности досудебного порядка корректировки лицевого счета. При решении вопроса о досрочном выходе граждан на пенсию органы ПФР руководствуются исключительно данными персонифицированного учета.
Вместе с тем существующее законодательство и судебная практика позволяют обязать органы пенсионного фонда внести необходимые изменения в индивидуальный лицевой счет. Кроме того, дискуссионным для судов остается вопрос о привлечении в качестве ответчика организации-работодателя.
В настоящей статье мы рассмотрим права и обязанности лиц, участвующих в формировании сведений персонифицированного учета, - работодателей (страхователей), работников, органов Пенсионного фонда РФ.
Правовая основа:
Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в том числе требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Кроме того, органы Пенсионного фонда обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.
В настоящее время действует Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н).
Согласно п. 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Таким образом, действующее законодательство обязывает органы ПФР осуществлять по заявлению застрахованного лица корректировку ведений персонифицированного учета, при этом взаимодействие со страхователем осуществляется органами ПФР.
В силу абз. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 27-ФЗ застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
Следовательно, при невозможности корректировки данных счета в досудебном порядке ответчиком должны выступать органы ПФР, при этом обязательное использование досудебного порядка изменения данных счета не предусмотрено.
О законности требований к органам ПФР по внесению изменений в данные счета свидетельствует судебная практика судов субъектов РФ.
1. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 14 января 2015 г. N 33-49-2015.
Фабула дела: А. обратился в суд с иском к государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше" о досрочном назначении трудовой пенсии.
Решением УПФ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со ссылкой на отсутствие необходимого стажа работы с вредными условиями труда.
Суд указал, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 Федерального закона N 27-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Удовлетворяя требования истца, суд учел также, что работодатель является надлежащим ответчиком по делу, т.к. в обязанности работодателя входит представление сведений индивидуального персонифицированного учета и их корректировка.
Кроме того, данная обязанность работодателя не снимается в связи с тем, что документы работника сданы в архив, поскольку работодатель не лишен возможности истребовать из архива необходимую информацию.
2. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 17 февраля 2015 г. по делу N 33-1177/2015г.
Истец обратился в суд с исковым заявлением к управлению Пенсионного фонда РФ в Мошковском районе Новосибирской области, управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Новосибирска с требованиями о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, поскольку решением органов ПФР в назначении трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.
Изучив представленные доказательства, суд удовлетворил требования истца об обязании ПФР назначить досрочную пенсию по старости, а также на орган ПФР возложена обязанность внести изменения в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете истца в связи с работой в особых условиях труда.
Кроме того, что особенно важно, суд отклонил доводы органов ПФР о невозможности внесения изменений в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете истца, в связи с отказом работодателя представить необходимые сведения, поскольку органы ПФР в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, должны осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Показательной является также позиция суда в ситуации, когда сведения в данных персонифицированного учета отсутствуют, а работодатель ликвидирован.
Определение Самарского областного суда от 14 октября 2010 г. по делу N 33-10466/10.
Истец обратился в суд с иском к государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области", мэрии г. о. Тольятти о включении в индивидуальный лицевой счет сведений о периоде работы за 2000 г. и перерасчете пенсии.
В перерасчете пенсии истцу было отказано ввиду того, что от работодателя сведения о заработной плате по установленной форме для их учета на индивидуальном лицевом счете не поступали, а для перерасчета пенсии заработная плата должна быть подтверждена сведениями персонифицированного учета на основании выписки из индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ. Предоставить данные сведения в настоящее время не имеется возможности, так как работодатель к настоящему времени ликвидирован.
Суд в своем решении отмечает, что корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляются, в частности, в случае обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 г.
Таким образом, получив дополнительные сведения о страховом стаже истца и размере оплаты его труда, орган пенсионного фонда был обязан принять предусмотренные законодательством меры по корректировке сведений персонифицированного учета.
Кроме того, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Судебная практика в отношении рассматриваемых споров в настоящее время только формируется, при этом судами также принимаются позиции, отличные от рассматриваемых. Вместе с тем полагаем необходимым ориентироваться на вышеприведенные доводы при решении вопросов, связанных с корректировкой индивидуальных лицевых счетов, поскольку они в полной мере соотносятся с действующим законодательством.
Таким образом, по вопросу корректировки данных индивидуального лицевого счета действующее законодательство и позиции судебных органов позволяют сделать следующие выводы.
Права и обязанности работодателя (страхователя).
1. Страхователь обязан своевременно представлять достоверные сведения о застрахованных лицах, в том числе по требованию органов Пенсионного фонда РФ в двухнедельный срок.
Примечания:
1) за непредставление в установленные сроки запрошенных сведений органы Пенсионного фонда РФ могут в судебном порядке взыскать сумму, определенную ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ;
2) страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда РФ также сведения об условиях труда работников, воспользовавшихся правом досрочного выхода на пенсию.
2. Страхователи вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
Права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ:
1) предоставлять сведения из индивидуального лицевого счета пенсионного страхования по заявлению застрахованного лица;
2) органы Пенсионного фонда РФ вправе по своей инициативе осуществлять корректировку сведений персонифицированного учета и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу;
3) органы Пенсионного фонда РФ обязаны при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки направлять страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений (страхователь обязан выполнить это требование в двухнедельный срок);
4) если расхождения не устранены, орган Пенсионного фонда РФ самостоятельно принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам;
5) если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Таким образом, работодателям рекомендуется уточнять в целях соблюдения законных интересов работника сведения персонифицированного учета, направляя их в орган Пенсионного фонда РФ, а также по запросу органов Пенсионного фонда РФ в целях избежания штрафных санкций.
При этом следует помнить, что застрахованные лица (работники) могут в судебном порядке обязать работодателя представить соответствующую информацию в органы Пенсионного фонда РФ.
Вместе с тем принятие решения о досрочном назначении пенсии и ее выплата являются обязанностью только органов Пенсионного фонда, который обязан в случае ликвидации страхователя или непредставления им сведений самостоятельно внести изменения в лицевой счет застрахованного лица.