Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 28.04.2016
Бухгалтерская отчетность отражает результаты хозяйственной деятельности предприятия за конкретный период, играет важную роль при принятии управленческих решений. Состав бухгалтерской отчетности закреплен в ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Искажение бухгалтерской отчетности означает неправильное отражение/неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и/или бухгалтерской отчетности организации, что, несомненно, негативно сказывается на деятельности предприятия. Искажения могут быть как преднамеренные (возникающие вследствие преднамеренных недобросовестных действий), так и непреднамеренные (являются следствием ошибок в расчетах, учетных записях, ошибок вследствие неверного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности и т.д.). В настоящей статье речь пойдет об ответственности за непреднамеренные искажения бухгалтерской отчетности и наказания, применяемые в отношении лиц, их допустивших. Рассмотрим пример из судебной практики.
Главный бухгалтер одного из предприятий обратилась в суд с иском к работодателю об отмене дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда. Суд установил, что приказом руководителя предприятия истица привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей и нарушение пунктов должностной инструкции, выразившееся: в искажении в годовой отчетности за 2010 г. данных бухгалтерского учета (несоответствии данных в формах отчетности), недопустимой замене содержания хозяйственной операции. Поскольку составление достоверной бухгалтерской отчетности, в том числе годовой, входит в обязанности главного бухгалтера (п. 3.2.3 должностной инструкции), суд пришел к выводу, что допущение искажений данных в бухгалтерской отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении истицей должностных обязанностей. Указанные нарушения, допущенные истицей, являются самостоятельным основанием для ее привлечения к дисциплинарной ответственности. На основании изложенного в иске отказано (ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ) (Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 21 ноября 2011 г. по делу N 2-3773/2011).
Таким образом, искажение бухгалтерской отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении бухгалтером своих должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре и должностной инструкции бухгалтера, что является основанием для привлечения последнего к дисциплинарной ответственности. Существует три вида дисциплинарной ответственности - замечание, выговор, увольнение. В судебной практике имеется случай, когда бухгалтер учреждения, допустившая искажение в бухгалтерской отчетности, была уволена с занимаемой должности на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, поскольку имела на момент вынесения приказа об увольнении два непогашенных дисциплинарных взыскания в виде выговора. Суд признал такое увольнение законным, в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе истице было отказано (Решение Мостовского районного суда Краснодарского края от 2 июня 2014 г. по делу N 2-276/2014).
Важно произвести процедуру увольнения правильно. При несоблюдении процедуры наложения дисциплинарного взыскания увольнение работника будет признано незаконным, а работник будет подлежать восстановлению на работе. Данный вывод следует из решения Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 2 сентября 2013 г. Истица обратилась в суд с иском к ответчику, просила отменить приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, восстановить на работе в должности главного бухгалтера, обязать ответчика отменить запись в трудовой книжке об увольнении по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда, расходы на оплату услуг представителя. Судом установлено, что истица была уволена с должности главного бухгалтера на основании п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с принятием необоснованного решения. Основанием для вынесения приказа послужило заключение ревизионной комиссии по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества за 2012 г., в результате которого были выявлены недостатки в правильности исчисления налогов, недостатки в части методологии бухгалтерского учета, которые привели к искажению бухгалтерской и налоговой отчетностей. Однако была нарушена процедура увольнения, также ответчиком не были представлены доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Поскольку письменные пояснения с истицы, как работника не истребовались, работодатель при определении меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения проигнорировал положения ч. 5 ст. 192 ТК РФ, принял решение о наложении взыскания в виде увольнения, не учитывая тяжесть проступка, обстоятельства его совершения, не получив объяснения истицы. Данные обстоятельства являются самостоятельными основаниями для признания увольнения незаконным.
Если говорить о материальной ответственности лиц, занимающихся ведением бухгалтерского учета, то необходимо отметить, что бухгалтер предприятия несет материальную ответственность в размере среднемесячного заработка либо в полном объеме, если заключен договор о полной материальной ответственности. Если в трудовом договоре с главным бухгалтером не предусмотрена материальная ответственность в полном размере, то при отсутствии иных оснований для привлечения к такой ответственности с главного бухгалтера можно взыскать сумму только в пределах среднего месячного заработка (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52).
Также стоит сказать о том, что отдельный письменный договор с главным бухгалтером не заключается, т.к. в силу ст. 244 ТК РФ он будет недействителен (Письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Главный бухгалтер не может быть уволен по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с утратой доверия), если в трудовом договоре с ним не прописаны обязанности по приемке, транспортировке, хранению, распределению и расходованию денежных или товарных ценностей. Расторжение трудового договора по данному основанию возможно только с работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности (п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2). И в судебной практике имеются случаи, когда суд признал увольнение работника на основании п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным, поскольку работодателем не было представлено доказательств, что в обязанности главного бухгалтера входило обслуживание денежных или товарных ценностей (Решение Никольского районного суда Вологодской области от 29 июля 2015 г.).
Что касается срока давности привлечения к ответственности материально ответственного лица за причиненный ущерб, то согласно ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Если срок на обращение в суд пропущен, то работодателю необходимо доказать уважительность причин пропуска срока, а именно наличие обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд (Обзор судебной практики Челябинского областного суда от 12.10.2009 за III квартал 2009 г.). В качестве примера можно рассмотреть Кассационное определение Пермского краевого суда от 13.04.2011 N 33-3589.
06.03.2009 на предприятии в результате проведенной проверки была выявлена недостача наличных денег. Работодатель обратился с заявлением в правоохранительные органы, на основании которого было возбуждено уголовное дело по факту присвоения денежных средств. 05.02.2010 работник (материально ответственное лицо) признал вину в присвоении денежных средств и обещал возвратить работодателю присвоенные денежные средства, о чем 18.09.2003 было составлено обязательство. Однако сумма недостачи была погашена ответчиком не полностью. В связи с этим работодатель обратился в суд с иском о взыскании материального ущерба. В судебном заседании ответчик просил признать срок исковой давности пропущенным. Работодатель же считал его соблюденным, т.к. 05.02.2010 работник признал долг. Однако суд занял сторону работника, указав, что обращение работодателя в правоохранительные органы не препятствовало истцу обратиться в суд с иском о возмещении материального ущерба, поскольку факт наличия ущерба был установлен 06.05.2009.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственность за формирование учетной политики на предприятии, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в ряде случаев несет не только главный бухгалтер предприятия, но и иные специально уполномоченные должностные лица предприятия.
Помимо дисциплинарной и материальной ответственности за искажение бухгалтерской отчетности виновное лицо можно привлечь к административной ответственности, если установлена вина и соблюдены сроки давности. В судебной практике есть такие случаи. Так, например, главный бухгалтер финансово-организационного отдела была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, а именно совершила грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Виновной назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. (Постановление вынес мировой судья судебного участка N 2 в Советском судебном районе Воронежской области 24 сентября 2015 г. по делу N 4-412/15).
Рассмотрим аналогичный случай из практики. Главный бухгалтер муниципального автономного общеобразовательного учреждения была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ. Согласно данным, представленным к проверке документов бухгалтерского учета, показатели баланса (ф. 0503730) не соответствует данным главной книги и других регистров бюджетного учета. Отклонение показателей баланса от главной книги, регистров бухгалтерского учета допущено по 7 строкам баланса. В том числе допущено отклонение данных годовой отчетности более чем на 10% по 6 строкам баланса ф. 0503130. Наказание назначено в виде штрафа в размере 2000 руб. (Постановление мирового судьи судебного участка N 40 Краснокаменского судебного района Забайкальского края от 7 октября 2015 г. по делу N 5-479/15).
Таким образом, искажение бухгалтерской отчетности может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ. Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. В данной статье дается расшифровка понятия "грубое нарушение":
1) занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
2) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть руководитель организации или главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера). Юридическое лицо несет ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок ведения такого учета установлен законодательством о налогах и сборах в соответствии со ст. 120 НК РФ.
Таким образом, изучив законодательство РФ и судебную практику по вопросу, обозначенному в теме настоящей статьи, можно сделать вывод, что искажение бухгалтерской отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении бухгалтером своих должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре и должностной инструкции бухгалтера, что является основанием для привлечения последнего к дисциплинарной ответственности. Работника, допустившего искажение бухгалтерской отчетности, можно уволить на основании ст. 81 ТК РФ. Например, если работник, допустивший искажение бухгалтерской отчетности, ранее имел непогашенные дисциплинарные взыскания, он может быть уволен на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Если же в результате непреднамеренного искажения бухгалтерской отчетности наступили неблагоприятные последствия, главный бухгалтер может быть уволен на основании п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При этом необходимо учитывать тяжесть проступка. Также работодателю стоит уделить особое внимание процедуре увольнения. Важно произвести процедуру увольнения правильно. При несоблюдении процедуры наложения дисциплинарного взыскания увольнение работника будет признано незаконным, а работник будет восстановлен на работе. Также виновное за искажение бухгалтерской отчетности лицо можно привлечь к материальной ответственности. Бухгалтер предприятия несет материальную ответственность в размере среднемесячного заработка либо в полном объеме, если заключен договор о полной материальной ответственности. Если в трудовом договоре с главным бухгалтером не предусмотрена материальная ответственность в полном размере, то при отсутствии иных оснований для привлечения к такой ответственности с главного бухгалтера можно взыскать сумму только в пределах среднего месячного заработка. Главный бухгалтер не может быть уволен по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с утратой доверия), если в трудовом договоре с ним не прописаны обязанности по приемке, транспортировке, хранению, распределению и расходованию денежных или товарных ценностей, т.к. расторжение трудового договора по данному основанию возможно только с работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности. Работодателю необходимо помнить, что срок давности привлечения к ответственности материально ответственного лица за причиненный ущерб составляет один год со дня обнаружения причиненного ущерба. Если срок на обращение в суд пропущен, то работодателю необходимо доказать уважительность причин пропуска срока, а именно наличие обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд. Искажение бухгалтерской отчетности может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ, как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов. Санкция данной статьи предусматривает наказание для виновного лица в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, предусмотренного ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.