Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 30.06.2016
В статье критически оценивается содержание проекта федерального закона, посвященного усилению ответственности виновных лиц за правонарушения в области уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Поставлена под сомнение целесообразность введения уголовной ответственности в виде лишения свободы главного бухгалтера/руководителя экономического субъекта за подобного рода деяния. Обоснована так же необходимость пересмотра предлагаемых мер наказания для них, не связанных с лишением свободы, за недоплату страховых взносов.
Правительство Российской Федерации 11 ноября 2015 г. вынесло на обсуждение в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона N 927133-6 (далее - проект федерального закона N 927133-6), в котором предусмотрено серьезное ужесточение наказания за неуплату страховых взысков вплоть до лишения свободы виновных лиц.
В настоящее время отсутствует уголовная ответственность за уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В проект федерального закона N 927133-6 она предусмотрена для виновного лица (прежде всего руководителя организации или главного бухгалтера) за нарушения в данной области, допущенные в крупных и особо крупных размерах.
В действующем сейчас законодательстве за такие деяния предусмотрена только административная ответственность, в основном в виде штрафных санкций. Штрафы как один из видов наказаний сохранены и в рассматриваемом проекте федерального закона N 927133-6, но в нем появились и нормы уголовной ответственности. В частности, предложено, чтобы ст. 199.4 РФ "Уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации" Уголовного кодекса имела следующее содержание: п. 1. Уклонение от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды с организации путем занижений базы для начисления страховых взносов, и (или) иного заведомо неправильного исчисления страховых взносов, и (или) непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды или иных документов, предоставление которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании об несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений, совершенное в крупном размере:
- наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок от одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере:
- наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или же заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Причем "крупным размером" в настоящей статье признается сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составляющая за период трех лет подряд более двух миллионов рублей при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности превышает десять процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности превышает двадцать процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая тридцать миллионов рублей".
О том, что необходимо наводить должный порядок в рассматриваемой сфере и устранять допускаемые на практике различные нарушения не вызывает сомнений. Однако рассматриваемый проект федерального закона N 927133-6, направленный на решение стоящих в этой области проблем, имеет ряд довольно спорных моментов и резервов для улучшения своего содержания. Чтобы лучше представить возможные последствия от принятия проекта федерального закона N 927133-6, приведем условный пример.
Пример. Допустим, что в процессе проверки было выявлено, что компания за три последних года недоплатила страховых взносов на сумму 2100 тыс. руб. В среднем по 700 тыс. руб. за год, или 58,3 тыс. руб. за месяц (примерно 780 долл. США).
Во-первых, возникает вполне справедливый вопрос: насколько правомерно за такую мизерную сумму отправлять на год в тюрьму руководителя или главного бухгалтера компании? Причем за средства, которые лично для себя никто из них не присвоил. Предлагаемая в рассматриваемом проекте мера наказания в подобных ситуациях выглядит абсурдной. Слишком низко оценена стоимость свободы для руководителя или главного бухгалтера компании. Вряд ли стоит приводить какие-либо дополнительные аргументы в обоснование того, что величину недоплат страховых взносов, за которую можно лишать свободы указанных лиц, следует по меньшей мере в проекте федерального закона N 927133-6 существенно увеличить.
Во-вторых, действующие законодательство в области взимания страховых взносов содержит немало положений, вызывающих на практике их неоднозначное толкование. В результате Минфину России, ФСС и ряду других органов исполнительной власти приходится довольно часто подготавливать и публиковать по этим вопросам служебные письма, которые зачастую неоднозначно воспринимаются компаниями. Поэтому немало дел доходит и до арбитражных судов, в решениях которых отсутствует единообразие в толковании содержания норм, имеющихся в Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральных законах и других нормативных актах. В этой связи в рассматриваемом проекте следовало бы однозначно указать, что меры наказания, предусмотренные в нем, не распространяются на выявленную недоплату страховых взносов, возникшую из-за неоднозначного толкования не четко сформулированных норм в законодательных и других документах нормативного характера.
В-третьих, пороговые значения правонарушений, за превышение которых в рассмотренном проекте предусмотрено наказание для должностных лиц, целесообразно дифференцировать в зависимости от объема бизнеса экономических субъектов. Поскольку сумма 2 млн руб. недоплат страховых взносов за три года, например, ПАО "РЖД", ПАО "Лукойл" и других крупных компаний, для которых это небольшие суммы, а для средних предприятий (организаций), не говоря уже о малых, - они конечно же более значительны.
В-четвертых, целесообразно в рассматриваемом проекте пересмотреть и меры наказания, не связанные с лишением свободы виновных лиц. В частности, это касается суммы штрафа "в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет". Данную норму следовало бы дополнить словами: "величина накладываемого при этом штрафа на виновное лицо не должна превышать сумму неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Дело в том, что заработная плата (доход) главного бухгалтера или руководителя не только крупных, но и средних компаний за два года нередко может превышать сумму неуплаченных страховых взносов. Нет весомых аргументов, обосновывающих правомерность, чтобы эти лица возмещали данные суммы неуплаченных страховых взносов.
В-пятых, в проекте также следует уточнить текст, касающийся наказания за непредоставление расчетов и документов по начислению и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Его, на наш взгляд, необходимо дополнить словами: "непредставление их в течение трех месяцев после установленного для этого срока". Дело в том, что если в окончательном варианте федерального закона будет оставлен без изменений текст, то в ситуациях, когда компания по тем или иным причинам (в том числе и уважительного характера) задержала предоставление данных документов буквально на несколько дней по сравнению с установленным срокам, будет создана правовая основа наложения наказаний на ее руководителя (главного бухгалтера) в виде значительных сумм штрафа или даже лишения свободы, с чем, конечно, нельзя согласиться. Чтобы этого избежать в рассматриваемых ситуациях, вносимое нами дополнение в текст проекта федерального закона выглядит более чем уместно.
В-шестых, соответствующие изменения по таким же причинам и основаниям следует внести в рассматриваемый проект федерального закона и в отношении наказаний за допущенные правонарушения в виде неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные страховые фонды, совершенные группой лиц по предварительному сговору и/или в особо крупном размере.
Имеется ряд замечаний еще по одной новелле, содержащейся в проекте. Суть ее состоит в том, что лицо, впервые совершившее рассматриваемое преступление, "освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты страховых взносов которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах и законодательством Российской федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Здесь же следовало уточнить, что прежде всего, если эти штрафы и пени выплачивает организация (а не должностное лицо), то в проекте целесообразно было бы указать, что они должны погашаться за счет собственных источников ее средств, а именно нераспределенной прибыли, оставшейся после уплаты налогов (то есть сделать уточнения на дебете счета 84, а не счета 91, как это имеет место сейчас). Действующая практика является довольно спорной, поскольку она в настоящее время уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Наряду с этим, по изложенным ранее причинам и в данном случае величина штрафа, наложенного на руководителя (главного бухгалтера), не должна превышать суммы неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, по нашему мнению, остается нерешенным вопрос, насколько правомерно вводить уголовную ответственность в виде лишения свободы руководителя (главного бухгалтера) компании за неуплату части страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Не лучше ли было бы при повторных правонарушениях в рассматриваемой области руководителя (главного бухгалтера) не отправлять в тюрьму (на срок от года до четырех лет), а взыскивать с них штрафы в кратном размере по сравнению с теми, что установлены для лица, совершившего эти правонарушения впервые? В пользу такого подхода свидетельствует и тот факт, что в стране сейчас взят курс на пересмотр законодательства в сторону замены уголовной ответственности на административную за незначительные экономические преступления.
Список литературы
1. Гетьман В.Г. Совершенствование нормативно-правовых основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 18. С. 54 - 58.
2. Гетьман В.Г. Резервы дальнейшего совершенствования правовых основ бухгалтерского учета в управлении экономикой // Инновационное развитие экономики, 2014. N 4. С. 73 - 81.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ.
6. Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
7. Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
8. Проект федерального закона N 927133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
10. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
11. Проект федерального закона N 927133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".