Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Надзор за соблюдением правил охраны труда и безопасности при ведении работ (Боднарчук О.М.)

Надзор за соблюдением правил охраны труда и безопасности при ведении работ (Боднарчук О.М.)

Дата размещения статьи: 17.06.2015

Надзор за соблюдением правил охраны труда и безопасности при ведении работ (Боднарчук О.М.)

Меры специально-криминологической профилактики преступности могут быть эффективными только в случае системного подхода к их разработке и комплексного применения на федеральном, региональном и местном уровнях.

Система таких мер обладает большим разнообразием и может быть классифицирована по содержанию. В связи с этим на первом плане должен быть контроль и надзор за соблюдением правил охраны труда и безопасности при ведении работ. Однако в этой сфере есть определенные недостатки. В частности, до сих пор не принят Федеральный закон "О государственном надзоре и контроле за охраной труда и безопасности при ведении работ". Причем существующие подзаконные правовые акты ориентированы на конкретные ситуации и не обеспечивают должного уровня общеобязательности их реализации. Например, Приказ Роструда от 19 апреля 2006 г. N 66 "О мерах по повышению эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда" не определяет контрольно-измерительных средств (критериев) оценки эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в первую очередь ориентирован на организацию и проведение комплексных проверок в организациях сельского хозяйства, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, в которых в 2004 - 2005 гг. произошли несчастные случаи с тяжелыми последствиями. В связи с этим приведем слова И. Чурина, который применительно к прокурорскому надзору верно отметил, что в качестве одного из критериев эффективности надзорной детальности прокуратур первичного звена, впрочем, как и прокуратур субъектов Федерации, удовлетворяющего названным требованиям, следует выделить критерий, который можно именовать как "законность действующих нормативных правовых актов, полнота нормативного правового регулирования" <1>. Это требование в полной мере может быть применено и к контрольно-надзорной деятельности, направленной на соблюдение правил охраны труда и безопасности при ведении работ.
--------------------------------
<1> Чурин И. Законность нормативных правовых актов как критерий оценки эффективности надзорной деятельности // Законность. 2014. N 1. С. 33 - 34.

В предлагаемом Законе должна найти отражение основа методики определения эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Понятие эффективности при определении эффективности государственного надзора и контроля имеет существенные отличия от понятия эффективности в обычном ее значении, поскольку цели государственного надзора и контроля как социально ориентированной деятельности не могут быть определены абсолютно точно, что в основном возможно в экономическом измерении. Как представляется, эффективность государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда должна оцениваться с помощью нескольких показателей такой эффективности, причем как описательного (качественного), так и количественного характера, отражающих успешность достижения поставленной цели. Эффективность любого публичного института складывается из множества факторов, поэтому нет универсального и единственного критерия оценки эффективности рассматриваемого нами государственного надзора и контроля. В качестве показателей эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда целесообразно использовать следующие: 1) взаимосвязь контрольно-надзорных мероприятий с последующим снижением количества регистрируемых случаев травматизма работников (что, в свою очередь, связано с устранением работодателем выявленных недостатков); 2) объем затрат, связанных с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий; 3) ответная реакция со стороны трудовых коллективов, говорящая о реальном изменении (в лучшую или худшую сторону) условий труда и мер безопасности при ведении работ после проведенных контрольно-надзорных мероприятий.
Эти показатели (критерии) эффективности целесообразно подвергать факторному анализу, методика реализации которого должна быть закреплена в соответствующих методических рекомендациях. В этой методике целесообразно закрепить порядок стандартизации данных и ход применения метода главных компонент. Математические вычисления необходимо осуществлять с помощью компьютерной программы SPSS (PASW) - Statistical Package for the Social Sciences (статистический пакет для социальных наук).
Важная роль в профилактике нарушений правил охраны труда и безопасности при ведении работ должна отводиться мерам экономического характера, среди которых особое внимание следует уделить финансовому контролю и обеспечению "прозрачности" финансирования мероприятий по охране труда и соблюдению требований безопасности при ведении работ. Указанные меры позволят преодолеть проблемы латентности соответствующих преступлений и правонарушений, поскольку эти деяния эффективнее отслеживать именно по финансовым вложениям на поддержание и развитие должного уровня охраны труда и соблюдения требований безопасности при ведении работ.
Необходимо усилить и упорядочить контроль за выдачей лицензий на определенный вид производственной деятельности. Это обеспечит предупреждение нарушений законодательства о лицензировании и соблюдение соответствующих норм трудового законодательства на ранних стадиях профилактической работы, а также снижение количества общественно опасных деяний, сопряженных с нарушениями правил охраны труда и требований безопасности при ведении работ. Целесообразно придать контрольной (надзорной) деятельности профилактический и предупредительный характер, поскольку уже давно назрела необходимость перевода практики социальной защиты работников от неблагоприятных условий производства и труда от компенсационного к профилактическому характеру.
Свое место в контрольно-надзорной деятельности по профилактике латентности соответствующих преступлений и правонарушений должна найти аттестация рабочих мест, поскольку в комплексе мероприятий, направленных на установление безопасных и здоровых условий труда, она позволяет определить, какое количество и каких работников трудится в неблагоприятных условиях, что в равной степени важно как для самих участников производства, так и для работодателя. Вместе с тем зачастую работодатель может потратиться на аттестацию лишь под угрозой серьезных штрафных санкций. Однако согласно ст. 5.27 КоАП санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда носят весьма символический характер - 50 тыс. руб. Как представляется, размер штрафа за это административное нарушение должен достигать 500 тыс. руб., тем самым создавая серьезную угрозу "экономического дефолта" организации в случае невыполнения требований по аттестации рабочих мест.

Также есть пробелы в регулировании государственной экспертизы условий труда, результаты которой обеспечивают выявление типичных для конкретной сферы охраны труда нарушений законодательства и позволяют своевременно принимать меры по их устранению. Так, ст. 216.1 ТК РФ "Государственная экспертиза условий труда" не содержит перечней документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда. В ней не определен порядок инициирования государственной экспертизы условий труда, правовой статус органов государственной экспертизы и экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.
Кроме того, нет альтернативы утратившему силу Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации". Тогда как Постановление Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. N 86 "Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации" также не содержит перечней документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, и, более того, носит рекомендательный характер. Эти недостатки требуют безотлагательного устранения.
Особый контроль со стороны субъектов профилактики рассматриваемого вида преступности должен быть в отношении предприятий, на которых работают мигранты, поскольку именно в отношении этих лиц есть нарушения трудового законодательства, в том числе в сфере охраны правил труда. Мигранты выступают основной "группой риска", в отношении которой необходимо первоочередное применение специально-криминологических мер профилактики латентной преступности, связанной с нарушением правил охраны труда и безопасности при ведении работ.
Как представляется, изложенные замечания и предложения носят рациональный и научно обоснованный характер и призваны обеспечить качество контрольно-надзорной деятельности за соблюдением правил охраны труда и безопасности при ведении работ.

Пристатейный библиографический список

1. Чурин И. Законность нормативных правовых актов как критерий оценки эффективности надзорной деятельности // Законность. 2014. N 1.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑