Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 05.08.2016
В настоящее время многие организации устанавливают системы видеонаблюдения для осуществления контроля за деятельностью своих сотрудников на рабочих местах. По мнению работодателей, это необходимо для того, чтобы исключить недобросовестное исполнение работниками трудовых обязанностей, предотвратить хищение имущества, обеспечить безопасные условия труда и пр. Однако возникает вопрос: насколько законно применение работодателем данного способа контроля?
Где применяется?
Действующее трудовое законодательство не содержит положений, запрещающих организациям устанавливать системы видеонаблюдения. Более того, ряду организаций установка камер видеонаблюдения предписана ведомственными нормативными правовыми актами (государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим прием населения, предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, и т.п.).
Так, в п. 99 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 292), говорится, что помещения приема и выдачи документов (кабинеты) оснащаются видеокамерами с возможностью открытого просмотра в режиме реального времени на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, а также оснащаются системой аудиозаписи в местах взаимодействия должностных лиц и сотрудников органа кадастрового учета с заявителями.
Также можно выделить многочисленную группу организаций, кому установка видеокамер не обязательна, но в силу специфики сферы деятельности полезна. К их числу, например, относятся организации, в которых работники непосредственно обслуживают денежные и товарно-материальные ценности (банки, торговые организации, ломбарды, склады и т.п.). Как правило, в таких организациях аппаратуру видеонаблюдения устанавливают в целях обеспечения безопасности работников, осуществления контроля за исполнением сотрудниками трудовых обязанностей и сохранности материальных ценностей.
В большинстве же случаев видеокамеры устанавливаются в организациях, в которых отсутствует производственная необходимость осуществления видеонаблюдения (аудиторских компаниях, рекламных агентствах, туристических фирмах и т.п.). При этом зачастую устанавливаются камеры видеонаблюдения скрытого типа, то есть их обнаружение представляется затруднительным для сотрудников, находящихся в рабочих помещениях.
Законно ли это?
Некоторые работодатели устанавливают скрытые видеокамеры и не предупреждают своих сотрудников о том, что за ними ведется видеонаблюдение. Они считают, что не обязаны ставить в известность работников об установленной в рабочем помещении видеокамере, так как факт недоведения до сведения работников информации о наличии системы видеонаблюдения не нарушает их права. В обоснование этой точки зрения работодатели указывают на то, что в рабочее время работники должны исполнять трудовые обязанности (ч. 1 ст. 91 ТК РФ), которые не относятся к их частной жизни.
Кроме того, в силу ст. 209 ТК РФ рабочее место сотрудника прямо или косвенно должно находиться под контролем работодателя. Следовательно, в течение рабочего дня работники должны находиться под постоянным контролем работодателя. А поскольку системы видеонаблюдения используются в целях, связанных с контролем за трудовой деятельностью работников, а не для того, чтобы установить обстоятельства их частной жизни, информировать сотрудников о том, что за ними ведется видеонаблюдение, не требуется.
Однако такая позиция работодателей представляется ошибочной. Непрерывный контроль за работниками в течение всего рабочего дня не может не затронуть их частной жизни, так как отдельные элементы их поведения могут относиться к сфере частной жизни (например, прием лекарственных средств, переодевание на рабочем месте и т.п.).
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституция РФ).
Как указано в п. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", запрещается требовать от гражданина (физического лица) представления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Например, в письме Федеральной нотариальной палаты от 02.04.2013 N 735/06-06 указывается на то, что использование видеозаписи в целях контроля работы сотрудников нотариальной конторы и при совершении нотариальных действий нотариусом может осуществляться только с учетом требований указанной ст. 152.1 ГК РФ, то есть с согласия граждан, изображение которых фиксирует видеозапись.
Право вести негласное наблюдение и получать информацию, составляющую личную тайну или семейную тайну, помимо воли гражданина дает только Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". В пункте 6 ст. 6 данного Закона говорится, что запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами. Другими словами, право вести негласное видеонаблюдение предоставлено лишь оперативным подразделениям государственных органов (оперативным подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что работодатели обязаны не только уведомить работников об установке камер видеонаблюдения в рабочих помещениях, но и получить их письменное согласие.
Что нужно учесть работодателю?
Поскольку видеонаблюдение неразрывно связано с обработкой персональных данных работников, работодатели должны учитывать требования законодательства в области персональных данных. В частности:
- обработка персональных данных работников может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (п. 1 ст. 86 ТК РФ);
- содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных");
- доступ к персональным данным работников должен быть разрешен только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций (абз. 6 ст. 88 ТК РФ);
- должностные лица, получающие персональные данные работников, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности) (абз. 4 ст. 88 ТК РФ, п. 7 ст. 2 Закона N 149-ФЗ);
- работники должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ).
С учетом вышеизложенного следует обратить внимание на ряд моментов:
- видеонаблюдение может осуществляться только для конкретных и заранее определенных целей (например, для обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы, обеспечения сохранности имущества) (разъяснения Роскомнадзора от 13.09.2013 (далее - разъяснения);
- цели видеонаблюдения должны быть обусловлены соответствующими нормативными правовыми актами, устанавливающими правовые основания видеонаблюдения (разъяснения);
- данные видеонаблюдения могут быть использованы только в тех целях, для которых они были заранее определены (абз. 4 ст. 88 ТК РФ). Например, если видеокамеры установлены в целях обеспечения сохранности имущества, то результаты такого видеонаблюдения не могут быть положены в основу привлечения работника к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, если, конечно, этот проступок не связан с хищением, уничтожением или повреждением имущества;
- доступ к отснятым видеоматериалам должен быть разрешен только ограниченному кругу должностных лиц организации (абз. 6 ст. 88 ТК РФ). Это, например, руководитель организации, его заместители, руководители структурных подразделений, технические работники, ответственные за видеонаблюдение;
- видеоконтроль над работниками должен ограничиваться рабочими местами (ч. 6 ст. 209 ТК РФ). Установка видеокамер в коридорах, раздевалках, туалетных комнатах незаконна;
- видеонаблюдение за деятельностью работников на рабочих местах должно осуществляться только в рабочее время (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).
Надо отметить, что записи камер видеонаблюдения могут служить доказательством вины работника в совершении дисциплинарного проступка - в делах по трудовым спорам или помочь в доказывании вины работника (или постороннего для организации лица) - в уголовном процессе. Однако материалы видеонаблюдения могут использоваться в качестве доказательства только в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона (например, негласно полученная видеозапись не может являться основанием для наложения на работника дисциплинарного взыскания в виде увольнения (ст. ст. 192, 193 ТК РФ). В части 2 ст. 55 ГПК РФ указывается на то, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. А в ч. 1 ст. 75 УПК РФ говорится, что доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.
Как оформить видеонаблюдение?
Прежде чем приступить к решению технической стороны вопроса по установке системы видеонаблюдения в организации, необходимо провести подготовительную работу, в частности:
- издать приказ о введении системы видеонаблюдения в организации с указанием даты начала эксплуатации видеоаппаратуры;
- принять локальный нормативный акт, регламентирующий видеонаблюдение, определив в нем цели установки системы видеонаблюдения, места размещения видеокамер, список сотрудников, ответственных за монтаж и обслуживание аппаратуры, порядок и сроки хранения данных видеосъемки, круг должностных лиц, имеющих доступ к видеозаписям, и т.д.;
- внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка, дополнив их пунктом о работе системы видеонаблюдения, в котором указать причины, послужившие основанием для введения видеонаблюдения;
- ознакомить работников под роспись с данными документами;
- получить согласие работников на ведение видеосъемки (например, работник может поставить подпись и отметку о согласии на приказе о введении системы видеонаблюдения);
- оформить обязательство о неразглашении персональных данных работников с лицами, имеющими допуск к материалам видеосъемки;
- установить таблички в помещениях, где будут расположены видеокамеры, информирующие о ведении видеонаблюдения.
Что же касается вопроса об обязанности работодателя уведомить работников не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях условий труда, то Роскомнадзор в разъяснениях указал на то, что при ведении видеонаблюдения в рабочих помещениях оператора в целях фиксации возможных действий противоправного характера согласно ст. 74 ТК РФ работники должны быть уведомлены об изменении условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (введением видеонаблюдения), под роспись.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что видеонаблюдение за работниками является правомерным, если работодателем соблюдены следующие условия:
- видеонаблюдение осуществляется только для конкретных и заранее определенных целей;
- материалы видеонаблюдения используются только в тех целях, для которых они были заранее определены;
- видеонаблюдение не нарушает конституционного права работников на неприкосновенность частной жизни;
- работники проинформированы об установке видеокамер в рабочих помещениях и дали письменное согласие на видеосъемку;
- работодателем принят ряд документов, регламентирующих видеонаблюдение в организации. С указанными документами работники ознакомлены под роспись;
- используемая видеоаппаратура не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.