Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 10.08.2016
Сегодня мир вступает в эпоху глобализации, все процессы набирают дополнительную динамику. В России процессы преобразования российской экономики усложняются из-за сильных различий территорий по возможностям их адаптации к современным условиям, неоднородности социально-экономического пространства [2]. Муниципальные образования, которые играют все более значимую роль в экономике регионов, отличаются по уровню развития производительных сил, социальной культуре, наличию сырьевой базы и т.д. Муниципальные образования становятся важнейшими объектами экономических отношений.
Определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Вместе с тем в законодательных актах до сих пор отсутствует термин "социально-экономическое развитие муниципального образования". В научной литературе также не выработан единый подход к определению исследуемого понятия.
Ввиду этого представляется абсолютно оправданным предложение ряда ученых о необходимости включения дефиниции "социально-экономическое развитие муниципального образования" в ст. 2 Федерального закона о местном самоуправлении [5]. Об этом, в частности, говорится в статье Е.С. Шматовой, которая рассматривает социально-экономическое развитие муниципального образования как процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, который приводит к достижению определенного уровня эффективности социальной и экономической сфер в целях удовлетворения коллективных потребностей населения и реализации интересов государства [7].
Чтобы определить основные направления социально-экономического развития муниципального образования, требуется прежде всего выявить конкурентоспособные отрасли промышленного комплекса, которые будут выступать в качестве точек роста, а также проблемные отрасли, которым требуется дополнительная поддержка.
В связи с вышеизложенным нам представляется целесообразным предложить методику комплексного анализа промышленного производства, которая может использоваться при сравнительном анализе развития муниципальных образований соответствующего региона, разработке прогнозов социально-экономического развития и при формировании инвестиционных программ.
Комплексный анализ может быть проведен в два этапа. Сначала проводится анализ инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отраслей промышленности. На данном этапе строится матричная модель, размерностью три столбца и три строки, на осях X и Y отмечаются интегральные оценки конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отраслей. Каждая ось представляет собой ось многофакторного измерения, что делает ее реалистичной и аналитической с точки зрения оценки потенциала рассматриваемых отраслей промышленности.
На следующем этапе осуществляется дифференциальная оценка интенсивности структурных процессов в сфере промышленного производства. Она отражает глубину и устойчивость процессов, происходящих в промышленно-производственном комплексе муниципального образования, способность входящих в него отраслей функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
Инвестиционная привлекательность представляет собой интегральную характеристику, основывающуюся на совокупности факторов, которые отражают преимущества отрасли и степень ее устойчивого развития [1].
Для анализа инвестиционной привлекательности отраслей можно использовать следующие показатели:
1) объем инвестиций в основной капитал;
2) отраслевая структура промышленного производства;
3) уровень износа основных производственных фондов, процент от балансовой стоимости;
4) индекс физического объема промышленной продукции по отраслям (характеризует изменение массы произведенной продукции в сравниваемых периодах);
5) уровень рентабельности продукции;
6) социальный потенциал (соотношение среднего уровня заработной платы в отрасли и реального прожиточного минимума).
Для оценки динамики изменений в развитии отраслей промышленного комплекса требуется провести ранжирование в порядке убывания значений аналитических показателей. Чтобы показатели были сопоставимыми, используется метод среднеарифметических рангов: сумму рангов отрасли промышленного комплекса по каждому показателю делим на количество показателей, используемых для оценки отрасли промышленности.
В целом под рангом понимается оценка важности, значимости изучаемого объекта в системе идентичных объектов, обозначаемая числовым показателем или номером занимаемого места [6].
Для оценки конкурентоспособности отраслей промышленности целесообразно использовать следующие индикаторы (показатели), на основе которых в дальнейшем будет строиться матричная модель:
1) доля отрасли в общем объеме промышленного производства;
2) финансовая устойчивость отрасли (соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей);
3) удельный вес прибыльных организаций;
4) темп роста инвестиций в основной капитал.
Интегральные оценки развития отраслей промышленности, полученные в результате проведенных расчетов, вносятся в матрицу, каждая ось которой разделена на несколько уровней: высокий, средний и низкий.
Средние значения рангов инвестиционной привлекательности отраслей промышленности отмечаются на оси X, по оси Y - ранговые значения конкурентоспособности отраслей промышленности.
Ниже представлена матрица показателей инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отраслей, полученная в результате анализа промышленного комплекса города Нижнего Новгорода.
Таблица
Матрица инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отраслей промышленности
Конкурентоспособность отраслей промышленности
Низкая |
7 |
8 Легкая промышленность |
9 |
Средняя |
4 |
5 Металлургическое производство. Химическое производство. Пищевая промышленность. Электроэнергетика |
6 |
Высокая |
12 Производство транспортных средств и оборудования |
2 |
3 |
|
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Перемещение позиции сверху вниз и справа налево характеризует положительные изменения в развитии соответствующей отрасли. Отрасли, которые попали в квадраты построенной матрицы 1, 2 и 4, являются наиболее привлекательными и конкурентоспособными из всего отраслевого комплекса.
Проведенный анализ показал, что к данной категории можно отнести предприятия города, работающие в сфере производства транспортных средств и оборудования.
В связи с этим действия органов местного самоуправления в отношении данных предприятий должны быть направлены на защиту их положения главным образом путем обеспечения технической модернизации производств, привлечения инвестиций, внедрения в деятельность современных ресурсосберегающих технологий. Такие меры предусматриваются, в частности, программой развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород [4].
Что касается отраслей, попавших в квадраты 6, 8, 9 построенной матрицы, то их можно назвать слабыми, поскольку они имеют наименьшие по сравнению с другими значения факторов инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. В данную категорию попала легкая промышленность.
Легкая промышленность повсеместно испытывает трудности, связанные главным образом с конкуренцией производителей из дальнего и ближнего зарубежья, в том числе поставляющих товары по незаконным каналам, высокой долей теневого производства. В этих условиях российские предприятия стремятся занять узкоспециализированные секторы производства, ориентированные на региональную специфику. Нижегородские предприятия в этом плане не являются исключением.
Деятельность местных властей в отношении предприятий легкой промышленности должна быть сконцентрирована на поиске сильных сторон предприятий и превращении их в прибыль, улучшении конкурентного положения предприятий, возможности импортозамещения и привлечения дополнительных, в том числе иностранных, инвестиций.
Пограничными отраслями можно назвать те, которые попали в квадраты предлагаемой матрицы, расположенные по диагонали, а именно 7, 5, 3.
Отрасли промышленного комплекса города, которые располагаются в центральной части (квадрат 5) рассматриваемой матрицы, характеризуются средним уровнем развития. В зависимости от существующих условий они могут как деградировать, так и активно развиваться.
Следующий этап комплексного анализа должен заключаться в осуществлении дифференциальной оценки интенсивности происходящих структурных изменений. В качестве основного показателя для оценки процессов, происходящих в отраслях промышленности, можно использовать темп роста (снижения) промышленного производства.
Опираясь на зарубежный опыт, можно сказать, что если среднегодовой рост (спад) производства составляет более 6%, то наблюдается динамичное развитие или, напротив, деградация промышленного производства и появляется необходимость активного развития или диверсификации в целях повышения конкурентоспособности отрасли промышленного производства [3].
В связи с этим представляется целесообразным установить пороговое значение данного показателя (среднегодовой темп роста) на уровне 6%, предкризисное значение в интервале от 0 до -6%.
Если какая-либо из отраслей промышленного комплекса попала в этот интервал, то должны осуществляться кардинальные изменения в ее функционировании, чтобы преодолеть возникшие негативные тенденции и не допустить дальнейшей деградации отрасли.
Когда среднегодовой темп роста производства находится в интервале от 0 до +6%, отрасль стабильно развивается.
Значение базового показателя для динамично развивающихся отраслей должно превышать 6%. В данном случае создаются предпосылки для расширенного воспроизводства и диверсификации продукции отраслей на уровне предприятий.
В промышленном комплексе Нижнего Новгорода к динамично развивающимся отраслям можно отнести производство транспортных средств и оборудования. К стабильно развитым - пищевую, химическую промышленность, металлообработку; к предкризисным - легкую промышленность.
Таким образом, вышеописанная методика позволит упростить процедуру анализа процессов, происходящих в промышленном комплексе, будет способствовать повсеместному переходу к комплексному выявлению и оценке резервов, разработке прогнозов социально-экономического развития муниципального образования. А ее закрепление на законодательном уровне позволит наиболее полным образом учитывать особенности всех муниципальных образований, составляющих территорию соответствующего субъекта РФ, перенимать положительный опыт и сравнивать их между собой.
Литература
1. Арошидзе А.А. Методический подход к оценке инвестиционной привлекательности железнодорожной отрасли РФ как экономической системы [Электронный ресурс] // URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/2435-2013-10-17-07-37-50.
2. Макушева Ю.А., Кулаков С.И. Современные проблемы протекания инновационных процессов в российской экономике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. N 3-3. С. 166 - 169.
3. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 207.
4. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 20.02.2013 N 555 "Об утверждении программы развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы" // СПС "КонсультантПлюс".
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
6. Цаллагова Л.М., Хачиров И.Э. Рейтинговая оценка муниципальных образований региона [Электронный ресурс] // URL: http://www.uecs.ru/finansi-i-kredit/item/2229-2013-07-03-08-16-09 (дата обращения: 12.01.2014).
7. Шматова Е.С. Роль муниципальной собственности в социально-экономическом развитии муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 10. С. 26 - 29.