Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим (Чернышева Л.А.)

Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим (Чернышева Л.А.)

Дата размещения статьи: 11.08.2016

Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим (Чернышева Л.А.)

Трудовой кодекс РФ <1> в ст. 64.1 содержит обязательные к применению предписания для работодателя, работников, замещавших должности государственной или муниципальной службы и государственного или муниципального органа.
--------------------------------
<1> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Данная норма содержит ряд проблемных вопросов, возникающих в правоприменительной практике. К некоторым из них можно отнести такие вопросы, как: круг лиц, на которых распространяется данный запрет; понятие "замещение должности"; условия действия запрета; ответственность работодателя.
Круг лиц, на которых распространяется данный запрет
Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" устанавливает, что данный запрет распространяется на должности федеральных государственных служащих, включенных в разделы 1, 2 и 3 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
Должности государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих данным Указом не охватываются, в нем содержится рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, на которых распространяется этот запрет.
Очевидно, что данный запрет распространяется только на лиц, которые включены в соответствующие перечни должностей. При этом бывший государственный или муниципальный служащий был включен в данный перечень до своего увольнения с государственной или муниципальной службы.
Например, согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 18-АД14-19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, ООО "Медстандарт" за незаконное привлечение к трудовой деятельности муниципального служащего Суд установил, что на момент заключения ООО "Медстандарт" трудового договора с Я. замещаемая ею ранее должность <...> отдела экономического планирования и финансирования здравоохранения финансово-экономического управления Министерства здравоохранения Краснодарского края не подпадала под требования ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", следовательно, вывод о том, что совершенное ООО "Медстандарт" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обоснованным.
Понятие "замещение должности"
Дискуссионным является содержание запрета, предусмотренного ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ, а именно предписание "замещать должности".
Во-первых, редакция ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ идет вразрез с действующей редакцией ст. 12 Федерального закона <2> от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которым гражданин может "замещать на условиях трудового договора должности в организации", т.е. в ст. 64.1 отсутствует существенный элемент - замещение должности именно на условиях трудового договора.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции" // СПС "КонсультантПлюс".

Во-вторых, понятие "замещения должности" в трудовом законодательстве отсутствует. В ст. 15, 57 ТК РФ раскрывается содержание трудовой функции работника как работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы.
В этой связи возникает вопрос, будет ли действовать данный запрет при заключении трудового договора без указания в нем должности работника, а, например, с указанием конкретного вида поручаемой работы.
На практике <3> неоднозначно рассматривается вопрос об указании в трудовом договоре конкретного вида поручаемой работы, имеется мнение, достаточно обоснованное <4>, что в данном случае должность работника в трудовом договоре может не указываться.
--------------------------------
<3> Апелляционное определение Кировского областного суда от 24.12.2013 по делу N 33-4540/2013: "Иск о признании трудовыми отношениями фактически сложившихся правоотношений удовлетворен правомерно, поскольку фактически сложившиеся отношения носили трудовой характер по таким признакам, как выполнение трудовой функции в процессе исполнения конкретного вида и объема поручаемой работы при обеспечении работодателем условий труда, соблюдение правил внутреннего распорядка" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Синельникова В.Н. Проблемы теории и практики служебных РИД // Правовые вопросы строительства. 2013. N 2. С. 29 - 32.

Представляется, что в случае, когда в трудовом договоре указан конкретный вид работы, а не должность работника, предписания ст. 64.1 на работника и работодателя не будут распространяться.
К условиям действия запрета закон относит: наличие в должностных (служебных) обязанностях государственного или муниципального служащего отдельных функций государственного управления данными организациями; получение согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Необходимо обратить внимание, что ст. 64.1 указывает только функцию государственного или муниципального служащего, что:
- во-первых, противоречит ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в которой речь идет не только о функции государственного, но и функции муниципального (административного) управления;
- во-вторых, значительно сужает круг лиц, на которых распространяется запрет, так как муниципальных служащих с функциями государственного управления практически не бывает, за редким исключением.
Ответственность работодателя
Предписания, предусмотренные ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, носят обязательный характер для работодателя. Норма предписывает ему сообщать в десятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового договора в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проблемным является вопрос о том, кого рассматривать в качестве работодателя, иными словами, можно ли в качестве работодателя в данном случае признать органы государственной власти или местного самоуправления. В правоприменительной практике этот вопрос вызывает неоднозначное решение.
Интересным в данном случае в качестве примера может быть Постановление Верховного Суда РФ от 22.05.2014 N 64-АД14-3 о привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ администрации муниципального образования "Тымовский" за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
В данном Постановлении Верховный Суд указал, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. 12 Закона N 273-ФЗ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, из анализа подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, ч. 1, 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ в их системной взаимосвязи следует, что ограничения и предписания ст. 64.1 ТК РФ направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Аналогичная точка зрения изложена и в Постановлении Верховного Суда РФ от 26.05.2014 N 46-АД14-14.
В заключение хотелось бы отметить, что ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, безусловно, требует доработки путем внесения в нее соответствующих изменений и уточнений, в целях приведения ее в соответствие с законодательством о противодействии коррупции и наиболее эффективного применения.

Литература

1. Синельникова В.Н. Проблемы теории и практики служебных РИД // Правовые вопросы строительства. 2013. N 2. С. 29 - 32. 

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑