Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

03.04.2019

Законопроектом предлагается увеличить срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, до 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы. Данная мера позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, не зависящих от него.

подробнее
25.03.2019

В целях поддержки граждан, работавших ранее в сельскохозяйственной сфере, законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"новой частью14.1,согласно которой за работу в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 35 лет предусматривается установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от проживания в сельской местности.

подробнее
16.01.2019

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Субъекты, участвующие в поощрении на государственной гражданской службе (Волкова В.В.)

Субъекты, участвующие в поощрении на государственной гражданской службе (Волкова В.В.)

Дата размещения статьи: 12.08.2016

Субъекты, участвующие в поощрении на государственной гражданской службе (Волкова В.В.)

В процессе своей деятельности органы государственной власти обязаны в надлежащих случаях использовать различные средства поощрения граждан, отмечая тем самым их положительные действия. Деятельность этого плана, несомненно, является юридической, во-первых, потому что компетентные государственные органы и должностные лица официально применяют не любые меры поощрения, а только те, которые устанавливаются специальными нормативными юридическими актами, прежде всего указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами [4], а во-вторых, сам порядок применения этих мер, в свою очередь, регулируется правовыми нормами, относящимися к нормам административно-процессуального права.

В зависимости от функций участников поощрительных правоотношений можно выделить две группы субъектов: поощряемые и исполняющие роль поощрителя (в собственно поощрительных отношениях), а также субъекты, участвующие в поощрении в качестве посредников, как правило, в нематериальных правовых связях организационно-управленческого характера.

С позиции единого трудового правоотношения сторонами поощрительных правоотношений являются только работодатель и работник (ст. 20 Трудового кодекса РФ). Вместе с тем ст. 191 ТК РФ предполагает возможность участия в данных правоотношениях и других субъектов, перечень которых не раскрывается в содержании статьи. Их участие осуществляется в связи с принятием и применением нормативных правовых актов, касающихся вопросов поощрения, поэтому в качестве сторон правоотношений, возникающих в связи с поощрением, следует признать любых наделенных соответствующими правами и обязанностями субъектов.

Поощряемой стороной в собственно поощрительном правоотношении выступают работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем и приобретшие права и обязанности как индивидуальные субъекты. Они же выступают и носителями коллективных интересов групп работников в составе организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.

В числе субъектов-поощрителей ст. 191 ТК РФ называет работодателя. Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 20 ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, органами управления юридического лица или уполномоченными лицами в порядке, установленном законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и локальными актами организации.

Применять меры поощрения имеет право только физическое лицо, в том числе осуществляющее предпринимательскую деятельность или функции исполнительного органа юридического лица (генеральный директор, председатель совета директоров). При этом осуществлять работодательскую правосубъектность могут и иные лица, уполномоченные на заключение трудовых договоров с работниками организации, филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения учредительными документами создавшего их юридического лица или в порядке наделения их соответствующими полномочиями (управляющий, исполнительный директор, руководитель).

Администрация не обладает статусом субъекта трудового права и не рассматривается в качестве участника поощрительных отношений [3, с. 69]. От имени администрации выступают конкретные должностные физические лица, уполномоченные представлять в трудовых отношениях интересы работодателя. Некоторые полагают, что "основой трудовой правосубъектности администрации является право выступать от имени предприятия в качестве его органа" [3, с. 215], однако подобная точка зрения воспринимается нами с большой степенью условности, поскольку в совокупности должностные лица администрации не образуют орган, представляющий интересы работодателя.

Администрация - термин собирательный и абстрактный. К ней, как правило, относят тех, кто "обладает властными полномочиями, позволяющими принимать решения и совершать действия, которые вызывают правовые последствия для других работников" [5, с. 56], а также тех, кто имеет контрольные функции, т.е. это лица, которым делегирована часть правомочий дисциплинарной власти работодателя [2, с. 20].

Стоит отметить, что публичная администрация не является монополистом в поощрительной деятельности. Поощряют все типы администраций, в том числе и частные. Поощряют также главы субъектов Российской Федерации, представительные (законодательные) государственные и муниципальные органы, суды.

Право награждать наградами и присваивать почетные звания Российской Федерации предоставлено Президенту РФ (п. "б" ст. 89 Конституции РФ). Однако по поручению Президента РФ поощрителями от его имени могут выступать руководители федеральных органов государственной власти и федеральных органов; начальник Управления Президента РФ по государственным наградам; руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации; полномочные представители Президента РФ; послы Российской Федерации; военачальники - от командиров дивизий и им равных. Данный перечень субъектов не является исчерпывающим, поскольку Президент РФ может поручить вручение государственных наград и иным лицам.

Президент РФ издает указы об учреждении государственных наград; о награждении государственными наградами; вручает государственные награды; образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан; образует Управление по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград. Так, ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, а также органами местного самоуправления.

В качестве субъектов правоотношений, регулирующих порядок выдвижения и представления кандидатур в вышестоящие органы, выступают также главы администраций соответствующих субъектов Российской Федерации, республик, руководители федеральных органов государственной власти, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Однако следует отметить, что по смыслу п. 3 Положения о государственных наградах Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 (далее - Положение о государственных наградах) и статей 20 и 191 ТК РФ государственных наград за особые трудовые заслуги могут быть удостоены лица, состоящие в трудовых отношениях.

В соответствии с Положением о государственных наградах субъектами правоотношений, возникающих в связи с возбуждением ходатайств о награждении государственными наградами, помимо органов, посредством которых реализуются полномочия трудового коллектива, могут выступать руководители предприятий. Однако данное положение не предусматривает порядок непосредственного возбуждения ходатайства работодателем, указывая лишь на последующее согласование с органами местного самоуправления районов, городов уже возбужденных ходатайств в коллективах и направление их соответствующим главам администраций органов власти на уровне субъекта Российской Федерации или по результатам согласования с последними в федеральные органы государственной власти.

В связи с возбуждением ходатайства внутри предприятия возникают процедурные связи, регулирующие порядок выдвижения и согласования кандидатур в рамках организации, а также организационно-учредительные отношения, связанные с формированием и определением компетенции органов (советов, комиссий), реализующих полномочия трудового коллектива, непосредственно возбуждающих ходатайство о представлении работников к награждению.

Далее возникают правовые связи, регулирующие порядок выдвижения и последующего представления кандидатур к награждению в вышестоящие органы. Здесь особенность существует только в отношении награждения работников органов государственной власти, федеральных государственных органов, которая определяется соответствующими органами государственной власти и федеральными государственными органами. Возникающие при этом правовые связи будут регулироваться нормами административного права независимо от того, за какие выдающиеся заслуги подлежит награждению гражданин.

Указанные отношения не являются трудовыми, поскольку порядок четко регламентирован специальными законодательными актами, относящимися к административного праву. В подобных случаях государственная администрация начинает поощрительное производство, оформляет необходимые материалы и ставит перед главой государства, главами субъектов Российской Федерации, представительными органами, судами вопросы о поощрении конкретных субъектов права - например, о присвоении почетного звания, досрочном освобождении от отбывания наказания, замене его более мягким.

С социальной и юридической сторон место государственно-властной деятельности в механизме реализации правового поощрения особое, по некоторым чертам близкое к правотворчеству, связанное с самой государственно-властной природой правового регулирования. Оно, по словам С.С. Алексеева, характеризует не итог, а процесс реализации, участие в этом процессе компетентных органов, его обеспечение и юридическое обогащение [1, с. 324].

Реализация юридических норм, основанная на властных полномочиях компетентных органов, характеризуется тем, что в данном случае в действие механизма правового регулирования включаются новые, дополнительные элементы, которые подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования.

Таким образом, компетентные органы, принимая властные решения, осуществляют государственно-обеспеченную деятельность в процессе правового воздействия.

Компетентный орган на основе своих властных полномочий одобряет и поощряет заслуженное социально полезное поведение, обеспечивая тем самым достижение целей правового регулирования. Претворение в жизнь поощрительных правовых норм означает, что существующее правовое регулирование обеспечивает необходимую и достаточную меру свободы в реализации правомерных интересов субъектов социального общения. Правовое поощрение, закрепленное в нормативно-правовой модели и не выполняющее своего назначения в виде достижения особо полезного поведения, является неэффективным. Однако правоприменительный орган должен строго учитывать степень участия субъекта в достижении результатов, подлежащих поощрению, правильно выбрать меру поощрения, которая в каждом конкретном случае будет наиболее оптимально обеспечивать достижение цели законодателя.

Следует отметить, что одна и та же мера поощрения может оказывать большое стимулирующее влияние на одно лицо, оставляя совершенно равнодушным к получению другое лицо. Назначая меру поощрения конкретному лицу либо коллективу, правоприменительный орган по возможности должен учитывать конкретные интересы и потребность субъектов, поскольку лишь при условии согласования интересов достигается социально полезный результат, а значит, и эффективность нормы права.

Следовательно, правоприменительная деятельность в области поощрения должна строиться таким образом, чтобы способствовать более полному и быстрому достижению целей правовых форм поощрения. Можно даже утверждать, что от характера специфического воздействия поощрительных норм во многом зависит и характер иных форм воздействия. В частности, это касается психологического фактора. Вступление личности в поощрительное правоотношение свидетельствует о сочетании ее интересов с интересами других людей, что максимально отражено в нормах на уровне преобразования, следовательно, нормы самореализуются в субъективном праве без указания государства.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 324.
2. Драчук М.А. Субъекты трудового права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002. С. 20.
3. Мацюк А.Р. Система трудовых отношений развитого социалистического общества: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1985. С. 69, 215.
4. Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 (ред. от 19.05.2011) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
5. Трудовое процедурно-процессуальное право: учеб. пособие / под ред. В.Н. Скобелкина. Воронеж, 2002. С. 56.

References

1. Alekseev S.S. Obshchaia teoriia prava. M., 1981. T. 1. S. 324.
2. Drachuk M.A. Sub''ekty trudovogo prava: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk. Omsk, 2002. S. 20.
3. Matsiuk A.R. Sistema trudovykh otnoshenii razvitogo sotsialisticheskogo obshchestva: avtoref. dis. ... d-ra iurid. nauk. M., 1985. S. 69, 215.
4. Ob ischislenii stazha gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii dlia ustanovleniia gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim Rossiiskoi Federatsii ezhemesiachnoi nadbavki k dolzhnostnomu okladu za vyslugu let na gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii, opredeleniia prodolzhitel'nosti ezhegodnogo dopolnitel'nogo oplachivaemogo otpuska za vyslugu let i razmera pooshchrenii za bezuprechnuiu i effektivnuiu gosudarstvennuiu grazhdanskuiu sluzhbu Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 19.11.2007 N 1532 (red. ot 19.05.2011) // Dostup iz SPS "Konsul'tantPlius".
5. Trudovoe protsedurno-protsessual'noe pravo: ucheb. posobie / pod red. V.N. Skobelkina. Voronezh, 2002. S. 56. 

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑