Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Особенности привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (Крысанов А.В.)

Особенности привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (Крысанов А.В.)

Дата размещения статьи: 15.08.2016

Особенности привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (Крысанов А.В.)

В настоящее время приходится констатировать тот факт, что в Российской Федерации значительное количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, вынуждены привлекать работников из числа иностранных граждан. Одним из факторов, побуждающих работодателей к использованию иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности вместо работников из числа российских граждан, является тенденция "снижения численности рабочих рук" <1>. Отдельными авторами указывается также на то, что привлечение и использование иностранных работников следует рассматривать как вынужденную меру для дальнейшего поступательного развития национальной экономики <2>.
--------------------------------
<1> Скачкова Г.С. Трудовая деятельность иностранцев в России в контексте миграционной политики Российского государства // Миграционное право. 2013. N 2. С. 9 - 11 // СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Гришанова А.Г., Красинец Е.С. Трудовая миграция и миграционная политика в современном российском обществе // Миграционное право. 2014. N 1. С. 26 - 31 // СПС "КонсультантПлюс".

Одним из методов государственного регулирования потока иностранной рабочей силы на внутрироссийский рынок является институт квотирования, посредством которого происходит определение необходимого количества иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, на рынке труда. Так, на 2015 год Правительством Российской Федерации утверждена величина квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам в количестве 275 856 единиц <3>. По сведениям, представленным на официальном сайте Федеральной миграционной службы Российской Федерации, за 9 месяцев 2015 года в России иностранным гражданам выдано 172 335 разрешений на работу <4>. При этом институт квотирования в Российской Федерации подвергается критическому анализу со стороны исследователей, которые делают вывод о необходимости его совершенствования. Подчеркивается, что указанный механизм привлечения иностранной рабочей силы не выполняет своей роли, "служит для закрытия внутреннего рынка от внешней миграции; создает немало проблем в социально-экономической сфере, в результате чего страдают работодатели, регионы и сами мигранты..." <5>. В связи с этим закономерно возникает вопрос о том, предпринимаются ли в Российской Федерации какие-то меры законодательного характера для того, чтобы обеспечить привлекательность российского рынка труда для иностранных граждан, с одной стороны, и гарантировать права и защитить интересы граждан Российской Федерации, с другой?
--------------------------------
<3> См.: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. N 1400 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2015 год" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.12.2014).
<4> Официальные статистические данные. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 9 месяцев 2015 г. // Официальный сайт Федеральной миграционной службы России. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/174173/.
<5> См., например: Трыканова С.А. Институт квотирования в миграционной политике Российской Федерации: история и актуальные тенденции развития // Миграционное право. 2013. N 2. С. 19 - 22 // СПС "КонсультантПлюс".

За последние несколько лет законодательство Российской Федерации, регулирующее процессы миграции, претерпело значительные изменения. В качестве документа стратегического планирования, который определяет характер реформирования правоотношений в сфере миграции, следует отметить Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года <6> (далее - Концепция), утвержденную Президентом Российской Федерации. Потребность в принятии данного документа была обусловлена рядом факторов: продолжающимся эмиграционным оттоком из страны; несоответствием в полной мере миграционного законодательства текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом и многими иными.
--------------------------------
<6> См.: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // СПС "КонсультантПлюс".

Одним из направлений государственной миграционной политики Российской Федерации, сформулированной в Концепции, обозначена разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, в частности, развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций. В рамках развития указанного стратегического направления государственной миграционной политики 29 декабря 2014 г. принят Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" <7> (далее - Закон о ТОСЭР), основные положения которого вступили в юридическую силу 30 марта 2015 г.
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru.

В соответствии с данным Законом "территория опережающего социально-экономического развития" (далее - территория опережающего развития; территория) - это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Закон о ТОСЭР устанавливает, что резидент территории опережающего развития - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на такой территории и включены в соответствующий реестр.
В переходных положениях Закона о ТОСЭР устанавливаются временные сроки и конкретные даты, начиная с которых появляется возможность создания территорий опережающего развития:
- в течение трех лет с даты вступления в силу Закона территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (в настоящее время число таких монопрофильных муниципальных образований составляет 94 единицы <8>);
- начиная с 1 января 2016 г. - на территориях закрытых административно-территориальных образований;
- по истечении трех лет с 30 марта 2015 г. - на территориях остальных субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<8> См.: распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. N 1398-р "Об утверждении Перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru.

Территория опережающего развития создается решением Правительства Российской Федерации на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации сроком на семьдесят лет (территория опережающего развития на территории моногорода создается на 10 лет) на основании предложения уполномоченного федерального органа. В предложении о создании территории должны быть отражены:
1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности;
2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего развития;
3) положение о применении или неприменении на территории опережающего развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;
4) описание местоположения границ территории;
5) при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами территории опережающего развития технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.
В настоящее время создано девять территорий опережающего развития ("Камчатка", "Белогорск", "Приамурская", "Индустриальный парк "Кангалассы", "Михайловский", "Беринговский", "Комсомольск", "Хабаровск", "Надеждинская") на территории Дальневосточного федерального округа.
В Законе о ТОСЭР установлено, что предложение о создании территории опережающего развития, которое поступает в Правительство Российской Федерации от высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации, согласованное с главой органа (или органов) местного самоуправления, кроме указанных выше пяти пунктов, также должно отражать оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации. Анализируя постановления Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития, следует указать, что ни в одном из них не имеется сведений о потребности привлечения иностранных граждан на рынок рабочей силы территории опережающего развития. В связи с чем можно отметить, что для резидентов территории опережающего развития в постановлении о создании территории не содержится правовых предписаний относительно разрешенного количества привлекаемых иностранных работников.
При этом по замыслу законодателя на территории опережающего развития действует специальный правовой режим привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности, условия которого непосредственно в Законе о ТОСЭР не закреплены, а содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации. Так, ст. 351.5 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатели, признаваемые резидентами территории опережающего социально-экономического развития, привлекают и используют иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на данной территории в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, при этом:
1) получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;
2) разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
3) при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<9> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

В свою очередь Закон о ТОСЭР предусматривает необходимость формирования наблюдательного совета территории опережающего развития, к полномочиям которого отнесено определение доли иностранных работников, привлекаемых резидентами этой территории. В состав наблюдательного совета входят как представители уполномоченного федерального органа, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных государственных органов и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также управляющей компании. В настоящий момент времени, поскольку территории опережающего социально-экономического развития созданы лишь в субъектах Российской Федерации, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа, порядок формирования и деятельности наблюдательного совета определяется Приказом Минвостокразвития России от 27 февраля 2015 г. N 20 <10>. В соответствии с этим Приказом в компетенцию наблюдательного совета вошли шесть полномочий, в том числе определение доли иностранных работников. Однако анализ указанного Приказа не позволяет понять, какими критериями, обстоятельствами должен руководствоваться наблюдательный совет при определении доли иностранных работников на территории опережающего социально-экономического развития, в какие сроки должны быть определены доли, могут ли в течение календарного года они изменяться. Кроме того, встает вопрос ответственности резидентов территории опережающего развития за привлечение иностранных работников сверх установленной доли.
--------------------------------
<10> См.: Приказ Минвостокразвития России от 27 февраля 2015 г. N 20 "Об утверждении Положения о наблюдательном совете территории опережающего социально-экономического развития" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru.

Как отмечалось ранее, в Законе о ТОСЭР закреплена возможность создания территории опережающего социально-экономического развития в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением. Порядок создания таких территорий регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 <11>, согласно которому устанавливается, что инвестиционный проект резидента территории опережающего развития должен реализовываться при условии привлечения не более 25 процентов иностранной рабочей силы от общей численности работников. Очевидно, что такая более определенная формулировка нормы о разрешенной доле привлекаемых иностранных работников в моногородах в сравнении с иными территориями опережающего развития способствует ясности и стабильности в правоприменении, а также, что немаловажно, создает гарантированный запас рабочих мест для российских граждан. Однако следует поставить вопрос, будут ли резиденты добросовестно исполнять установленные ограничения? В противном случае должны ли они подлежать ответственности?
--------------------------------
<11> См.: Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru.

Таким образом, установление специального правового режима привлечения иностранной рабочей силы на территории опережающего развития направлено на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения территории. В свою очередь законодательство в этой сфере, в частности, в той его части, которая регламентирует полномочие наблюдательного совета определять доли иностранных работников, привлекаемых на территории опережающего развития, представляет необоснованно широкую дискрецию данному органу, который, по сути, в этом вопросе не ограничивается никакими рамками (критериями). Возможным видится ограничить долю иностранных работников, привлекаемых резидентами территории опережающего развития, 25 процентами от общей численности работников. Кроме того, следует более углубленно исследовать проблему ответственности резидентов территории опережающего развития, привлекающих иностранных работников в случае, если количество таких работников превысит установленные доли.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.12.2014).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. N 1400 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2015 год" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru.
4. Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. N 1398-р "Об утверждении Перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru.
6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Приказ Минвостокразвития России от 27 февраля 2015 г. N 20 "Об утверждении Положения о наблюдательном совете территории опережающего социально-экономического развития" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:/www.pravo.gov.ru.
8. Гришанова А.Г., Красинец Е.С. Трудовая миграция и миграционная политика в современном российском обществе // Миграционное право. 2014. N 1. С. 26 - 31 // СПС "КонсультантПлюс".
9. Скачкова Г.С. Трудовая деятельность иностранцев в России в контексте миграционной политики Российского государства // Миграционное право. 2013. N 2. С. 9 - 11 // СПС "КонсультантПлюс".
10. Трыканова С.А. Институт квотирования в миграционной политике Российской Федерации: история и актуальные тенденции развития // Миграционное право. 2013. N 2. С. 19 - 22 // СПС "КонсультантПлюс".
11. Официальные статистические данные. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 9 месяцев 2015 года // Официальный сайт Федеральной миграционной службы России. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/174173/.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑