Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 17.08.2016
Как следует из ст. 72 Конституции РФ, социальное обеспечение является составной частью более широкого понятия "социальная защита". Вполне естественно, что как в международных документах, так и в российском законодательстве применительно к инвалидам речь идет о социальной защите, поскольку она охватывает все стороны их жизнедеятельности. Это очень важно, поскольку статистические данные свидетельствуют о росте числа инвалидов среди трудоспособного населения. Так, в России количество инвалидов ежегодно увеличивается на 8 - 9% <1>. По одним прогнозным данным, численность инвалидов в России в 2015 г. должна была составить от 15,3 до 24,1 млн. человек. По другим расчетам, учитывающим падение численности населения и рост числа инвалидов, в 2015 г. в России должно было проживать 135,2 млн. человек, из которых 21,1 млн. (15,6%) - нетрудоспособные граждане <2>. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, численность лиц, состоящих на учете и получающих пенсию по инвалидности в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2014 г. составила 12550 миллионов граждан (1,5 миллиона человек - инвалиды I группы, 6,4 миллиона человек - II группы, 4,2 миллиона человек - III группы, 590 тысяч детей-инвалидов) <3>.
--------------------------------
<1> См.: Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт). Таганрог, 2011. С. 5.
<2> См.: Пузин С.Н., Гришина Л.П., Кардаков Н.Л. Инвалидность в Российской Федерации. М., 2006. С. 8.
<3> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в России за 2014 г. // Российская газета. 2015. 6 мая.
Социальная защита инвалидов - одно из важных направлений государственной политики. В законодательстве она представлена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Меры правового характера в системе социальной защиты инвалидов направлены на создание для инвалидов возможностей для нормальной жизнедеятельности, в том числе для реализации предоставленного Конституцией РФ всем гражданам страны права на труд, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и др. Так, Конвенция МОТ N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, принятая 20 июня 1983 года (ст. ст. 2 - 4, 8), обращает внимание на необходимость учитывать принцип равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом, в том числе мужчин и женщин. Особое внимание уделено организации и оценке служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов изложены в Резолюции 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года. В них подчеркивается, что инвалиды и их организации являются полноправными партнерами в обществе.
Основополагающим международным актом в рассматриваемой сфере можно назвать Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. <4>. В ней провозглашено право инвалидов на жизнь, образование, труд, на наиболее достижимый уровень здоровья, доступ ко всем видам услуг, равенство со всеми другими гражданами перед законом и доступ к правосудию и т.д. (ст. ст. 5, 10, 12, 13, 23 - 25, 27, 28 и др.).
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2013. N 6. Ст. 468.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ с учетом ратификации Россией данной Конвенции были внесены изменения в 25 законов <5>.
--------------------------------
<5> Подробно см.: Кучма М.И. Проблемы инвалидов. Готовы ли северные организации решать их в 2016 г. в соответствии с изменениями в законодательстве // Вопросы Севера. 2015. N 3. С. 16 - 26.
К числу основных российских нормативных правовых актов, предусматривающих права инвалидов, относятся Трудовой и Жилищный кодексы РФ, Федеральные законы: от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах) <6>, от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <7> (далее - Закон о социальной помощи), от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) <8>, от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Закон о социальном обслуживании инвалидов) <9>, от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <10>.
--------------------------------
<6> Российская газета. 1995. 2 декабря.
<7> Российская газета. 1999. 23 июля.
<8> Российская газета. 1995. 25 января.
<9> Российская газета. 1995. 4 августа.
<10> Российская газета. 2011. 23 ноября.
Российское законодательство предусматривает широкие возможности для обеспечения нормальной жизнедеятельности лиц, имеющих стойкую утрату трудоспособности, но, к сожалению, далеко не всегда оно определяет конкретный механизм реализации этих возможностей, ряд правовых норм вообще носит декларативный характер. На проблемы, связанные с реализацией прав инвалидов, неоднократно указывал в своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в России. Не получив разрешения своих проблем в учреждениях государственной власти и управления, инвалиды вынуждены обращаться за судебной защитой своих прав.
Анализ судебной практики дает основания утверждать, что помимо претензии к медико-социальной экспертизе, устанавливающей инвалидность, граждане, имеющие стойкую утрату трудоспособности, жалуются в основном на обеспечение их техническими средствами, оказание им квалифицированной медицинской помощи, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение.
В соответствии со ст. 9 Закона об инвалидах санаторно-курортное лечение - одно из основных направлений реабилитации инвалидов. Право на данную социальную услугу предусмотрено ст. 6.2 Закона о социальной помощи. Судебная практика свидетельствует, что почти в каждом районном суде можно найти обращение инвалидов по вопросам, связанным с реализацией их права на санаторно-курортное лечение.
В качестве примера приведем решение Курчатовского районного суда г. Челябинска, оставленное без изменения Челябинским областным судом, которым были удовлетворены исковые требования прокурора в защиту интересов инвалида второй группы, обратившегося в суд с требованием к Министерству социальных отношений Челябинской области, государственному учреждению "Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов" о признании незаконным бездействия ответчиков в части необеспечения инвалида санаторно-курортным лечением, возложении на них обязанности предоставить путевку за 2013 год. Инвалидом были представлены государственным органам необходимые документы, он был поставлен на очередь, но путевку не получил. Суд возложил на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность предоставить инвалиду путевку, отметив в своем решении, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий. Доводы ответчиков о недостаточности финансирования из федерального бюджета судом не были признаны обоснованными <11>.
--------------------------------
<11> Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23.06.2015 по делу N 11-7259/2014.
Аналогичным образом поступают и другие суды. Так, решением Железнодорожного районного суда г. Рязани и судебным постановлением суда второй инстанции <12> были защищены права инвалида первой группы на получение санаторно-курортной путевки за 2014 г. Истец - инвалид первой группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, имеет медицинские показания к санаторно-курортному лечению, однако Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в предоставлении путевки ему отказало. Суд обязал ответчика обеспечить инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 г. согласно рекомендуемому профилю лечения за счет федерального бюджета. Суд не принял во внимание доводы истца о недостаточном количестве путевок и указал, что неисполнение государством своих обязанностей по выделению всем территориальным органам ФСС РФ необходимого им количества путевок не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
--------------------------------
<12> Апелляционное определение Рязанского областного суда от 24.06.2015 N 33-1346.
Аналогичный довод использовал и Кемеровский областной суд <13>, оставив без изменения решение суда первой инстанции, на основании которого Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ было обязано предоставить инвалиду, представившему все необходимые медицинские документы, путевку на санаторно-курортное лечение.
--------------------------------
<13> Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 25.06.2015 по делу N 33-6292.
Подобным образом в пользу истцов - инвалидов, обратившихся за предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение, были удовлетворены иски заявителей Череповецким городским судом Вологодской области <14>, Ленинским районным судом г. Саранска <15>, Кировским районным судом г. Екатеринбурга <16>.
--------------------------------
<14> Апелляционное определение Вологодского областного суда от 24.05.2013 по делу N 33-2376/2013.
<15> Вовина Е. Гарантировано законом // Ваше право. 2012. N 5.
<16> Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.08.2014 по делу N 33-10029/2014.
Как свидетельствуют упомянутые и иные судебные решения, главным основанием для отказа в предоставлении путевки являлось недостаточное выделение бюджетных средств.
Судебная практика по обращениям граждан в суды с требованиями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, с нашей точки зрения, сигнализирует о необходимости изменения соответствующих правовых норм с учетом финансового наполнения бюджетов в кризисных условиях. Деятельность территориальных отделений Фонда социального страхования показывает, что лица, имеющие право на получение санаторно-курортных путевок, фактически могут получить санаторно-курортное лечение, как правило, один раз в три года. Действительно, число граждан, нуждающихся в получении указанной социальной услуги, больше, чем реальная финансовая возможность государства предоставить такую услугу. Работникам ФСС РФ необходимо предоставить возможность определять очередность предоставления путевок, соразмеряя количество лиц, подавших заявления на получение путевки, и реальные возможности. Вместе с тем лица таких категорий, как инвалиды Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", дети-инвалиды, не могут быть ограничены в ежегодном предоставлении путевок.
С учетом изложенного выше предлагаем дополнить пункт 2 ст. 6.3 Закона о социальной помощи абзацем 2, указав в нем следующее: "...категориям граждан, указанным в подпунктах 3, 4, 6, 7, 8 пункта 1 ст. 6.1 настоящего Федерального закона, социальные услуги, предусмотренные в подп. 1.1 и 2 п. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, предоставляются не реже чем один раз в три года".
Литература
1. Вовина Е. Гарантировано законом // Ваше право. 2012. N 5.
2. Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт). Таганрог, 2011. С. 5.
3. Пузин С.Н., Гришина Л.П., Кардаков Н.Л. Инвалидность в Российской Федерации. М., 2006. С. 8.
4. Кучма М.И. Проблемы инвалидов. Готовы ли северные организации решать их в 2016 г. в соответствии с изменениями в законодательстве // Вопросы Севера. 2015. N 3. С. 16 - 26.
5. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23.06.2015 по делу N 11-7259/2014.
6. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 24.06.2015 N 33-1346.
7. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 25.06.2015 по делу N 33-6292.
8. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 24.05.2013 по делу N 33-2376/2013.
9. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.08.2014 по делу N 33-10029/2014.