Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 22.08.2016
Вопрос трудовой миграции в России стоит достаточно остро. Учитывая потребность в привлечении иностранных работников <1>, необходимо полное и всестороннее правовое регулирование трудовых правоотношений с участием иностранных граждан.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. N 1400 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2015 год" // СЗ РФ. 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7778.
В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовую деятельность иностранных граждан в России, являются Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), дополненный новой гл. 50.1 "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства", и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 115-ФЗ).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Следует отметить, что термин "иностранный гражданин" по смыслу указанного Закона включает в себя и понятие "лицо без гражданства". Кроме того, в международных документах и в российском законодательстве в отношении работающих на территории иностранного государства иностранных граждан используются такие понятия, как: "трудящийся-мигрант", "работник-мигрант" и "иностранный работник".
Законом N 115-ФЗ иностранный гражданин может быть отнесен к одной из следующих категорий: временно пребывающий, временно проживающий, постоянно проживающий. В зависимости от категории иностранного гражданина различаются и особенности заключения, изменения и прекращения с ним трудового договора.
Для вступления в трудовое отношение иностранный гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью (праводееспособностью), т.е. трудовой правоспособностью и трудовой дееспособностью, которые возникают неразрывно и одновременно с достижением определенного возраста - для иностранных граждан установлен возраст 18 лет.
До введения в ТК РФ новой гл. 50.1 с иностранцами заключался срочный трудовой договор. Это объяснялось временным пребыванием иностранного гражданина на территории страны и соответственно временным характером выполнения работы. В настоящее время ст. 327.1 ТК РФ предусматривает заключение с иностранным гражданином трудового договора на неопределенный срок по общему правилу.
Относительно иностранных граждан, постоянно проживающих в России, следует отметить, что они пользуются теми же правами и несут те же обязанности в трудовых отношениях, что и граждане Российской Федерации. Поэтому законодательство регламентирует деятельность временно пребывающих и временно проживающих в России иностранцев.
Так, для привлечения к трудовой деятельности временно пребывающих и временно проживающих установлен особый порядок:
1) работодатели, привлекающие к труду иностранцев, обязаны уведомить государственные органы, в частности, ФМС по месту учета в течение трех дней с даты заключения договора;
2) работодатели, принимающие на работу иностранных высококвалифицированных специалистов (которые, в сущности, являются временно пребывающими), обязаны ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выдаче заработной платы таким работникам, а также о случаях расторжения трудовых договоров с данными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года <3>.
--------------------------------
<3> См.: Комиссарова Т.Ю. Принимаем на работу иностранца // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2013. N 5. С. 41.
Иностранный гражданин, поступая на работу, наряду с документами, предусмотренными ТК РФ в общем порядке <4>, должен предоставить работодателю разрешение на работу или патент и договор (полис) добровольного медицинского страхования (если работодатель не заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику), разрешение на временное проживание в России либо вид на жительство (для постоянно проживающих). Реквизиты и сведения об этих документах должны быть включены в трудовой договор.
--------------------------------
<4> См.: Ющин В.П. Трудовая деятельность иностранных работников: на нарушения укажет суд // Отдел кадров коммерческой организации. 2013. N 6. С. 71.
Однако работодатель имеет право принять на работу без патента либо разрешения на работу лиц, являющихся сотрудниками дипломатических представительств, журналистами, аккредитованными в России, беженцев, лиц, получивших временное убежище, а также других иностранных граждан, указанных в ч. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Если у иностранного гражданина отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодатель обязан оформить такое свидетельство в Пенсионном фонде России, поскольку иностранные граждане постоянно или временно проживающие на территории России, а также временно пребывающие на ее территории, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, должны быть застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования <5>.
--------------------------------
<5> См.: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
Таким образом, хотя трудовые отношения с иностранными гражданами регулируются общими правилами трудового законодательства, необходимо учитывать особенности и ограничения, которые к ним применяются, в частности по возрасту, границам пребывания в России, виду деятельности, указанному в разрешении на работу, по срокам действия визы, разрешения на работу (или на временное проживание), а также при командировании иностранного работника.
Так, для временно пребывающих и временно проживающих в России установлено, что они вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта России, на территории которого им выдано разрешение на работу, при выполнении определенных условий, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н <6>, который содержит перечень должностей и указывает, в течение какого времени иностранный работник может быть командирован в период действия разрешительных документов (патент, разрешение на работу, разрешение на временное проживание).
--------------------------------
<6> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" // Российская газета. 2010. 17 сент.
Заключая трудовой договор с высококвалифицированным специалистом, если работодатель заранее знает, что такой иностранный гражданин будет работать в нескольких субъектах Российской Федерации, необходимо указать это в ходатайстве о привлечении сотрудника. В таком случае при направлении работника в командировку в один из субъектов России, указанных в разрешении на работу, работодателю не нужно будет учитывать предусмотренные законодательством ограничения.
Изменение трудового договора также предусмотрено в гл. 50.1 ТК РФ. В частности, к нему относится ст. 327.4, предусматривающая временный перевод иностранного работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя, это допускается без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, на основании которых такой работник осуществляет трудовую деятельность, и не более чем один раз в течение календарного года.
Также предусмотрены дополнительные основания, по которым работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) иностранного работника:
1) приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
2) окончание срока действия разрешения на работу или патента;
3) окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
4) окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации;
5) окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг иностранному работнику.
В силу ст. 327.6 ТК РФ по основаниям 2 - 5 работодатель может расторгнуть трудовой договор по истечении одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Таким образом, прекращение трудового договора может быть следующих видов:
по инициативе одной из сторон договора;
по соглашению сторон;
по обстоятельствам, влекущим прекращение трудового договора вне зависимости от намерений сторон.
Глава 50.1 ТК РФ закрепляет и особенности прекращения трудового договора с иностранным работником:
1) приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, аннулирование или окончание срока действия разрешения на работу или патента - в отношении временно пребывающих в России иностранных гражданин;
2) аннулирование или окончание срока действия разрешения на временное проживание или вида на жительство в России;
3) окончание у временно пребывающих в России иностранных граждан срока действия договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином;
4) приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами, в соответствие с установленными ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами;
5) невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода либо невозможность временного перевода работника.
Таким образом, в силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения с иностранными работниками регулируются трудовым законодательством России и возникают, изменяются и прекращаются по общим правилам, а гл. 50.1 ТК РФ устанавливает лишь дополнительные, специальные основания.
В юридической литературе рассматривается и исследуется проблема применения норм иностранного права к трудовым отношениям с иностранными гражданами в Российской Федерации. Представляется, что подобные вопросы возникают из содержания ст. 1210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), в которой говорится, что стороны договора, регулирующего отношения, осложненные иностранным элементом, могут выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.
М.В. Лушникова пишет, что в области трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, сложились следующие основные коллизионные привязки:
1) закон свободы выбора права сторонами (автономия воли - lex voluntatis);
2) закон места работы (службы) (lex loci laboris);
3) закон страны работодателя, командировавшего работника (lex loci delegationis);
4) личный закон юридического лица (работодателя) (lex societatis);
5) закон флага судна (lex flagi);
6) личный закон физического лица (работника): закон гражданства (lex patriae, lex nationalis) или закон места жительства (lex domicilii);
7) закон страны заключения контракта о найме (lex loci contractus);
8) закон, с которым правоотношения наиболее тесно связаны (lex causae) <7>.
--------------------------------
<7> См.: Лушникова М.В. Коллизионное правовое регулирование международных трудовых отношений: теоретические проблемы и современная практика // Закон. 2011. N 10. С. 68, 69.
Необходимо обратить внимание на то, что положения разд. VI ГК РФ посвящены гражданско-правовым отношениям. Однако и в трудовом праве существует возможность подобного регулирования.
Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, на территории России распространяются и на иностранных граждан, лиц без гражданства, организации, созданные или учрежденные ими либо с их участием, международные организации и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, иными федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
В частности, Кодекс торгового мореплавания РФ распространяет на иностранцев - членов экипажа судна, плавающего под государственным флагом России, действие российского трудового законодательства, если иное не предусмотрено договором между судовладельцем и членом экипажа - иностранцем. Следовательно, законодатель предусматривает возможность регулирования трудовых отношений с иностранным работником по иностранному законодательству (учитывая, что условия труда такого работника не будут хуже, чем предусмотренные законодательством России) <8>.
--------------------------------
<8> См.: Там же. С. 73, 74.
Кроме того, в силу ст. 15 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В отдельных международных договорах содержатся иные правила, чем предусмотренные российским трудовым законодательством. Так, в соответствии со ст. 44 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.) стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Подобные положения отражены и в других международных договорах: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в рамках выполнения договоров подряда и взаимном трудоустройстве граждан (Братислава, 13 февраля 1995 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации (Пекин, 3 ноября 2000 г.) <9>.
--------------------------------
<9> См.: Дзарасов М.Э. Правовое регулирование труда работников-иностранцев // Lex russica. 2014. N 8. С. 942 - 943.
На восьмой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса "Взаимодействие национальных правовых систем: современные формы и тенденции" (г. Екатеринбург, 22 - 23 мая 2014 г.) обращалось внимание на взаимодействие международного и национального права в сфере труда. В соответствии с проектом резолюции экспертной группы ЕврАзЭС "Развитие и взаимообусловленность национальных систем трудового права и права социального обеспечения в современном мире" взаимообусловленность национальных систем указанных отраслей права рассматривается в широком и узком смыслах:
в широком смысле - это установление основанных на соответствующих международных стандартах общих подходов к базовым параметрам национальных систем соответствующего законодательства;
в узком смысле - заключение двусторонних международных договоров, определяющих механизм применения международных стандартов <10>.
--------------------------------
<10> См.: Скачкова Г.С. Международные трудовые стандарты и регулирование труда иностранцев в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 33.
Правовое регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами в Российской Федерации является достаточно разнообразным и глубоким, но его еще требуется дополнять и развивать.
Представляется, что одним из наиболее серьезных вопросов является возможность избирать сторонами трудового договора применимое право, ограничивая такую свободу рамками запрета ухудшения положения работника по сравнению с императивными нормами того закона страны, который был бы применен при отсутствии выбора <11>.
--------------------------------
<11> См.: Лушникова М.В. Указ. соч. С. 77.
Библиографический список
1. Дзарасов М.Э. Правовое регулирование труда работников-иностранцев // Lex russica. 2014. N 8.
2. Комиссарова Т.Ю. Принимаем на работу иностранца // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2013. N 5.
3. Лушникова М.В. Коллизионное правовое регулирование международных трудовых отношений: теоретические проблемы и современная практика // Закон. 2011. N 10.
4. Скачкова Г.С. Международные трудовые стандарты и регулирование труда иностранцев в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3.
5. Ющин В.П. Трудовая деятельность иностранных работников: на нарушения укажет суд // Отдел кадров коммерческой организации. 2013. N 6.