Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Принимаем на работу иностранца: особенности исчисления НДФЛ (Мясникова Д.)

Принимаем на работу иностранца: особенности исчисления НДФЛ (Мясникова Д.)

Дата размещения статьи: 25.06.2015

Принимаем на работу иностранца: особенности исчисления НДФЛ (Мясникова Д.)

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента.

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ и другими федеральными законами).
При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, перечисленным в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)".
При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
С заработной платы иностранного работника организация должна удержать налог на доходы физических лиц. Но прежде чем это сделать, нужно определить, является иностранец налоговым резидентом РФ или нет. Налоговым резидентом признается тот, кто находится на территории России не менее 183 дней в календарном году.
183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода (Письмо ФНС России от 22 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13897@). Налоговыми резидентами в 2015 г. признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 г. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.
В случае если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации на начало налогового периода, с доходов которого удержан налог на доходы физических лиц по ставке 30%, по итогам этого налогового периода находилось на территории Российской Федерации более 183 дней, оно вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) за возвратом суммы налога на доходы физических лиц в связи с приобретением им статуса налогового резидента Российской Федерации в порядке, установленном п. 1.1 ст. 231 Налогового кодекса РФ (Письмо ФНС России от 20 августа 2012 г. N ЕД-3-3/2991@).
Следовательно, те физические лица, которые фактически находятся на территории России менее 183 дней в течение календарного года, налоговыми резидентами не являются.
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда, поскольку в день въезда в Российскую Федерацию и день выезда из Российской Федерации физическое лицо фактически находится в Российской Федерации, то правомерно эти дни учитывать при определении статуса налогоплательщика. Даты отъезда и прибытия на территорию РФ устанавливаются по отметкам пограничного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Применение положений ст. 6.1 Налогового кодекса РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20 апреля 2012 г. N 03-04-05/6-534, от 1 декабря 2010 г. N 03-04-06/6-283, Письме ФНС России от 31 марта 2009 г. N 3-5-04/345@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица - иностранного гражданина на российской территории начинается в тот же день, как этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу.

Пример. Гражданин Латвии Н. Бразаускас 31 августа 2014 г. приехал в Россию для работы в иностранном представительстве, расположенном в Москве. Здесь он проработал до 30 апреля 2015 г. Бразаускас выехал за пределы Российской Федерации 1 мая 2015 г. и до конца года в Россию больше не возвращался.
Период пребывания Бразаускаса в России приходится на два налоговых периода:
- 2014 г.: с 31 августа по 31 декабря 2014 г. (всего 123 дня);
- 2015 г.: с 1 января по 1 мая 2015 г. (всего 121 день).
Несмотря на то что общее время пребывания Бразаускаса в России составило более 183 дней, налоговый статус следует определять за каждый налоговый период (то есть за каждый календарный год) отдельно.
Поэтому в данном случае иностранный гражданин не является налоговым резидентом ни в 2014, ни в 2015 г.

Если иностранный работник признан налоговым резидентом, при налогообложении выплаченных ему доходов применяется налоговая ставка 13%. Кроме того, работник имеет право на налоговые вычеты. В противном случае налог придется удерживать по ставке 30%, а налоговые вычеты работнику не положены.
Для определения налогового статуса физического лица на дату выплаты дохода следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.
Налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации в следующем налоговом периоде.
В случае если в течение следующего налогового периода работник организации на дату выплаты дохода будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, соответствующие суммы доходов, полученные им от налогового агента, подлежат налогообложению по ставке 13%.
Если в течение налогового периода работник организации приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться в налоговом периоде (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем налоговом периоде), следует произвести перерасчет сумм налога на доходы физических лиц с начала налогового периода, в котором произошло изменение его налогового статуса.
В таких случаях налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Налогового кодекса РФ), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, - также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника организации в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов налогоплательщика, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30%.
Обратите внимание: вообще не облагаются НДФЛ доходы следующих категорий иностранных граждан:
1) главы, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой этих физических лиц;
2) административно-технического персонала представительств иностранного государства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с работой указанных физических лиц в этих представительствах;
3) обслуживающего персонала представительств иностранного государства, которые не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;
4) сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций.
Это правило действует в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.
Налоговая ставка по НДФЛ в размере 30% применяется в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых, в частности:
1) от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Законом N 115-ФЗ. В отношении этих доходов налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 13%;
2) от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.
Высококвалифицированным специалистом в соответствии со ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):
- в размере не менее 1 млн руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей), организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и получившими в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны);
- в размере не менее чем 700 тыс. руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);
- без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта "Сколково" в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
- в размере не менее 1 млн руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
- в размере не менее 2 млн руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для иных иностранных граждан.
Правовой институт осуществления трудовой деятельности высококвалифицированными специалистами, установленный Законом N 115-ФЗ, предусмотрен только в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), он не применяется в отношении граждан Российской Федерации. Следовательно, положения абз. 4 п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ не применяются в отношении доходов граждан Российской Федерации (Письмо Минфина России от 27 июля 2010 г. N 03-04-06/0-160).
Иностранные граждане не могут привлекаться к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии.
Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационные требования к таким работникам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.
Для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.
Привлекать высококвалифицированных специалистов вправе работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся:
- российскими коммерческими организациями;
- российскими научными организациями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;
- аккредитованными в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалами, представительствами иностранных юридических лиц.
Работодатели или заказчики работ (услуг) на момент подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не должны иметь постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также действующего решения о запрете привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Статус высококвалифицированного специалиста подтверждается наличием у иностранного гражданина соответствующего разрешения на работу, выданного органами Федеральной миграционной службы (ФМС России). Так, Приказом ФМС России от 19 февраля 2014 г. N 97 "Об утверждении форм бланков разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" (далее - Приказ ФМС России N 97) были утверждены:
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы (Приложение N 1 к Приказу ФМС России N 97);
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, являющемуся высококвалифицированным специалистом (Приложение N 3 к Приказу ФМС России N 97);
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, являющемуся высококвалифицированным специалистом (Приложение N 4 к Приказу ФМС России N 97);
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности в целях реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" (Приложение N 5 к Приказу ФМС России N 97);
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Приложение N 7 к Приказу ФМС России N 97);
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Приложение N 8 к Приказу ФМС России N 97);
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и направляемому для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации (Приложение N 9 к Приказу ФМС России N 97);
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и направляемому для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации (Приложение N 10 к Приказу ФМС России N 97);
- форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, привлекаемому и используемому для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (Приложение N 11 к Приказу ФМС России N 97).
Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае если они являются высококвалифицированными специалистами.
При этом:
а) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
Это следует из п. 3 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)".
Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный на то территориальный орган в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (далее - его уполномоченный территориальный орган):
- ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;
- письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.
В ходатайстве о привлечении высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) отражает сведения о компетентности и уровне квалификации иностранного гражданина и сведения о документах, подтверждающих наличие у данного специалиста среднего профессионального образования или высшего образования (если соответствующие требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности предусмотрены законодательством Российской Федерации), для внесения указанных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности.
Форма указанного ходатайства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для продления срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту работодатель или заказчик работ (услуг) не позднее чем за 30 дней до окончания срока действия такого разрешения представляют в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган:
- заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту;
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- копию договора (полиса) медицинского страхования либо договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и постоянно проживающими в Российской Федерации совместно с ним членами его семьи, являющимися иностранными гражданами;
- сведения о размере заработной платы (вознаграждения), выплаченной высококвалифицированному специалисту работодателем или заказчиком работ (услуг);
- документы, подтверждающие постановку высококвалифицированного специалиста на учет по месту пребывания.
Заявление о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту с приложением документов может быть представлено работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. В случае подачи заявления о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту и документов в электронной форме работодатель или заказчик работ (услуг) представляет их на бумажном носителе в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган в течение срока рассмотрения заявления о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту.
Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста составляет не более 14 рабочих дней со дня его поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.
Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту составляет не более четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанного заявления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган.
Налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13% подлежат не любые доходы, получаемые физическим лицом - высококвалифицированным специалистом, а только доходы (заработная плата) от осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, включая премию за выполнение трудовых обязанностей и оплату расходов на командировки, надбавки за выполнение трудовых обязанностей вне места постоянного проживания, в случае если они предусмотрены трудовыми договорами (Письмо Минфина России от 13 июня 2012 г. N 03-04-06/6-168, Письмо Минфина России от 11 апреля 2012 г. N 03-04-06/6-107), или доходы от осуществления деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.
В отношении выплат, производимых работодателями и заказчиками в пользу высококвалифицированных специалистов в денежной и натуральной формах и не предусмотренных соответствующими трудовыми и гражданско-правовыми договорами (материальной помощи, подарков и т.п.), применяется ставка налога по НДФЛ в размере 30% (Письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/6735).
То есть иные доходы, например в виде сумм оплаты организацией проживания и питания работников, материальной помощи, подарков, доплаты к отпуску и возмещения различных расходов работника организации - высококвалифицированного специалиста, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, будут подлежать обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 30% (Письмо Минфина России от 13 июня 2012 г. N 03-04-06/6-168, Письмо Минфина России от 8 июня 2012 г. N 03-04-06/6-158).
В этой связи на одного и того же налогоплательщика - высококвалифицированного специалиста налоговый агент представляет в налоговый орган справку о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@, по ставке 13% и 30% в зависимости от вида полученных доходов согласно ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае если налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, признан в качестве высококвалифицированного специалиста, в справке о доходах физического лица указывается статус налогоплательщика "3" (Письмо ФНС России от 23 апреля 2012 г. N ЕД-4-3/6804@).
Помимо трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов, налоговая ставка в размере 13% устанавливается иностранным гражданам или лицам без гражданства, признанным беженцами или получившим временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон N 4528-1), при осуществлении ими трудовой деятельности.
В соответствии с Законом N 4528-1 беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Для признания лица беженцем в соответствии с Законом N 4528-1 необходимо:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем;
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Решение о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:
1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации;
2) в пограничный орган федеральной службы безопасности (далее - пограничный орган) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

НДФЛ с доходов иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Статьей 227.1 Налогового кодекса РФ установлены особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации.
Налоговая ставка по НДФЛ в размере 30% устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13% (абз. 3 п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет. Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет. В том и другом случае обязательно наличие у иностранного гражданина патента, оформленного в соответствии со ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ.
Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном ст. 227.1 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 227.1 Налогового кодекса РФ иностранные граждане, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патента, уплачивают фиксированные авансовые платежи в размере 1200 руб. в месяц. Размер фиксированных авансовых платежей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, т.е. региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарный год законами субъекта Российской Федерации. В случае если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта Российской Федерации не установлен, его значение принимается равным 1.
Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент. При этом в платежном документе налогоплательщиком указывается наименование платежа "Налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа".
Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков исчисляется налогоплательщиком с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду. Общая сумма налога исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.
Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления. Налоговый орган направляет уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.
В том случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.
Налогоплательщики освобождаются от обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:
- общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;
- налогоплательщик выезжает за пределы территории Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;
- патент аннулирован в соответствии с Законом N 115-ФЗ.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑