Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Отдельные проблемные вопросы регулирования труда осужденных в местах лишения свободы (Тарасова М.И., Смирнов И.С.)

Отдельные проблемные вопросы регулирования труда осужденных в местах лишения свободы (Тарасова М.И., Смирнов И.С.)

Дата размещения статьи: 05.09.2016

Отдельные проблемные вопросы регулирования труда осужденных в местах лишения свободы (Тарасова М.И., Смирнов И.С.)

На современном этапе развития российской государственности существуют предпосылки к формированию новых гражданских и государственных институтов в России, о чем свидетельствуют крупные общественные преобразования в стране. В частности, данный факт сказывается на реформировании уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Следует отметить, что реформа уголовно-исполнительного законодательства направлена на демократизацию и гуманизацию институтов исполнения и отбывания наказания, однако многие ее положения по объективным причинам могут оказаться нереализованными. Проводимое реформирование УИС невозможно без разработки теоретических положений, позволяющих осуществлять прогнозирование динамики ее развития, в том числе в области трудоустройства осужденных лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

С проблемами обучения осужденных и сокращения производства остро встают вопросы, связанные с порядком привлечения осужденных к труду, в частности в местах лишения свободы, так как предусмотренный Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ) обязательный труд лиц, осужденных к лишению свободы, представляется одним из основных средств их исправления.
Основным перспективным направлением совершенствования уголовно-исполнительного законодательства России является организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных, в рамках которой планируются: формирование условий, необходимых для качественной трудовой занятости осужденных с учетом специфики конкретных видов исправительных учреждений; улучшение производственно-хозяйственной деятельности УИС и повышение экономической эффективности труда осужденных в качестве одного из основных способов их ресоциализации; оптимизация системы оплаты труда лиц, осужденных к лишению свободы, в целях получения возможности компенсации ущерба от их преступлений в отношении потерпевших граждан и государства; обеспечение работающих осужденных лиц социальными гарантиями, связанными с их трудовой деятельностью; осуществление своевременного и достоверного пересмотра расценок по оплате труда осужденных в зависимости от стабильности и вариативности производственного процесса на территории исправительного учреждения; корректировка размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного; определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям работ и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда; совершенствование и развитие систем начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, а также их оптимизация с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений УИС и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан <1>. В условиях нестабильной экономической обстановки в России реализация поставленных задач затруднена, однако результаты их решений объективно имеют перспективную направленность.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р "Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г." (с изм. от 31 мая 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544.

В рамках реализации поставленных задач был проведен анализ данных, предоставленных учреждениями и органами УИС России в научно-исследовательский институт ФСИН России, по результатам которого были выявлены основные проблемные вопросы организации труда осужденных лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Первостепенно представляется целесообразным рассмотрение порядка учета общего трудового стажа, в котором на сегодняшний день неурегулированным остается вопрос своевременной выдачи трудовых книжек осужденным. С одной стороны, в соответствии с частью четвертой статьи 173 УИК РФ администрация исправительного учреждения должна принять меры по получению трудовых книжек при освобождении осужденного, а с другой - согласно статье 66 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) <2>, трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В этой связи записи в нее о выполняемой работе, переводах по местам работы, увольнении, а также основаниях прекращения трудового договора должны производиться в исключительном соответствии с формулировкой, установленной законодательством, и со ссылкой на соответствующую статью нормативного акта <3>.
--------------------------------
<2> Спасенников Б.А., Голодов П.В. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного законодательства // Вестник Пермского института ФСИН России. 2015. N 1(16). С. 35 - 39.
<3> Швецова М.В. Дискриминация в области труда и занятий в Российской Федерации в свете Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1. С. 33 - 37.

В этой связи представляется необходимым закрепить на законодательном уровне для исправительных учреждений правила заполнения и выдачи осужденным лицам справки об учете их трудового стажа, а также регламентировать сроки архивного хранения карт учета рабочего времени осужденных.
Кроме того, замечены противоречия в части второй статьи 78 УИК РФ, из которой следует, что перевод в колонию-поселение возможен только для положительно характеризующихся осужденных. Если в колонии общего режима осужденные должны обязательно состоять в облегченных условиях, то в колонии строгого режима, где содержатся осужденные за более тяжкие преступления, они не должны состоять в облегченных условиях. Таким образом, необходимо пункт "г" указанной части изложить в следующей редакции: "г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, - по отбытии не менее половины срока наказания; осужденными за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее двух третей срока наказания".
Следует отметить, что в настоящее время размер дисциплинарного штрафа как взыскание имущественного характера представляется незначительным. Ранее, когда размер дополнительно разрешаемых к расходованию средств исчислялся исходя из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), а правоприменительная практика исходила из базовой ставки МРОТ в 100 руб., штраф в размере 200 руб. имел мотивирующее значение. На сегодняшний день, когда размер дополнительно разрешаемых к расходованию средств установлен в тысячах рублей, размер дисциплинарного штрафа, чтобы он имел мотивирующее значение, целесообразно увеличить, так как он применяется только за совершение осужденным злостного нарушения.
Также наблюдается несоответствие требований УИК РФ специальной норме, регламентирующей порядок учета времени работы осужденных. Так, в соответствии с указанием Минсоцзащиты РФ от 2 ноября 1992 г. N 1-94-У "документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения". Вместе с тем в УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительных учреждений принимает меры по ее получению осужденными лицами. С целью правильной трактовки законодательства необходимо исключить слова "трудовой книжки" в указанном предложении <4>.
--------------------------------
<4> Жиляев Р.М., Первозванский В.Б., Медведева И.Н. Совершенствуя законодательство в отношении мигрантов // Миграционное право. 2015. N 2. С. 3 - 6.

Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством не определен порядок приема осужденных на работу и увольнения с работы. В части первой статьи 103 УИК РФ отсутствуют основания увольнения осужденных в части порядка их приема и увольнения при привлечении к труду, например при водворении осужденного в штрафной изолятор (далее - ШИЗО), переводе в помещение камерного типа (далее - ПКТ), единые помещения камерного типа (далее - ЕПКТ), так как в этом случае осужденный прекращает работать не по собственному желанию. При увольнении осужденного и издании соответствующего приказа возникает вопрос об указании конкретной ссылки в основании увольнения на нормативный правовой акт или правовую норму.
Еще одним нерешенным вопросом организации труда в исправительных учреждениях остается правовое регулирование порядка и норм образования осужденных, в частности, возраст обучаемых граждан, находящихся в местах лишения свободы. Положениями УИК РФ установлена возрастная категория осужденных, которые обязаны получать общее образование, - до 30 лет. Таким образом, администрация исправительного учреждения не имеет права обязать осужденных в возрасте старше 30 лет получать начальное образование и, как следствие, трудоустроить их на рабочее место, требующее наличия навыков письма и чтения. Практика показывает, что часть трудоспособных осужденных, не обученных чтению и письму, этапируются в исправительные учреждения в возрасте старше 30 лет. Вместе с тем одним из основных средств исправления осужденных является получение общего образования и профессиональное обучение (пункт второй статьи 9 УИК РФ). Кроме того, пункт первый статьи 103 УИК РФ предусматривает обязанность лиц, осужденных к лишению свободы, трудиться в местах и на работах, назначаемых администрацией исправительного учреждения, в связи с чем представляется целесообразным увеличить возраст обучаемых в зависимости от возраста, установленного трудовым законодательством.
Рассматривая порядок и нормы исчисления заработной платы осужденным, отметим, что в части ее начисления также имеется ряд недочетов, которые нуждаются в устранении. В первую очередь необходимо рассмотреть вопрос о внесении корректировок в пункт четвертый статьи 99 УИК РФ, в котором сказано, что осужденные, получающие заработную плату и (или) пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, за исключением стоимости специального питания и специальной одежды. Кроме того, с осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. В случае отсутствия денежных средств на лицевых счетах указанные расходы по ходатайству администрации исправительного учреждения удерживаются в судебном порядке, но при условии, если будет с чего удерживать: ведь многие из осужденных не желают зарабатывать и не имеют денежных средств, что в свою очередь усугубляет трудовую мотивацию и влечет снижение их собственной заинтересованности в трудоустройстве. В данном случае целесообразно урегулировать вопрос удержания денежных средств с неработающих осужденных граждан и предусмотреть ужесточение штрафных санкций, применяемых к ним в случае отказа от работы по неуважительным причинам <5>.
--------------------------------
<5> Марченко Д.Э., Яворский М.А. К вопросу об организации обеспечения права осужденных на свободу вероисповедания в исправительных учреждениях УИС России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 17 - 20.

Кроме того, законодательством не регламентирован порядок исчисления доплат осужденным, привлекаемым к труду в ночное время суток (с 22 часов вечера до 6 часов утра). Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время суток (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада), рассчитанной за каждый час работы в ночное время. В то же время, в соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы", размер указанной доплаты в отношении гражданского персонала учреждений УИС определен из расчета 35% часовой ставки за каждый час работы в ночное время. Объективность указанного показателя не вызывает сомнений, однако справедливости ради необходимо установление определенного единого размера доплаты осужденным, привлекаемым к труду в ночное время суток (с 22 часов до 6 часов).
Следует отметить, что наблюдаются противоречия и в части начисления заработной платы осужденным к лишению свободы. Таким образом, для осужденных, получающих заработную плату, и осужденных, получающих пенсию, предусмотрено возмещение стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, а с осужденных, не трудоустроенных на оплачиваемых работах, удержания не производятся, что в свою очередь снижает мотивирующую составляющую у трудоустроенных. В данном случае целесообразно внести изменения в часть четвертую статьи 99 УИК РФ, изложив ее в следующей редакции: "4. Осужденные возмещают стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости специального питания и специальной одежды, посредством удержания средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в текущем месяце".
В дополнение к вышесказанному следует отметить, что в условиях специфики деятельности исправительных учреждений и граждан, находящихся в них, не рекомендуется выплата авансов, ввиду того что осужденный, получив аванс, может его не отработать по различным причинам, в том числе по причине его перевода в другое учреждение, помещения в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и т.п.
Что касается заработной платы, то на сегодняшний день действующим законодательством не закреплено применение к оплате труда осужденного процентной надбавки за его работу на территории исправительного учреждения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статья 315 ТК РФ определяет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В этой связи, а также с учетом того, что осужденные привлекаются к труду не по трудовому договору, а на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда, требуется внести дополнение в статью 105 УИК РФ в части законодательного определения неприменения к оплате труда осужденных процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, представляется целесообразным законодательно закрепить порядок стимулирования правопослушного поведения осужденных, которые в течение всего срока отбывания наказания добросовестно трудились на работах с вредными или опасными условиями труда, применив в качестве поощрительной меры льготное исчисление срока отбывания наказания.
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в рамках развития общества на разных уровнях, включая общесоциальный, правоохранительный и организационный, успешное проведение реформы УИС возможно, однако во многом будет зависеть от разработки ее теоретических основ с учетом апробации в практической деятельности. При этом важное значение имеет выделение внешних и внутренних целей реформирования УИС: формирование новых отношений в сфере исполнения наказаний, основанных на инновационных и иных методах воздействия на осужденных <6>. В конечном счете предлагаемые меры приведут к формированию новой пенитенциарной культуры и будут способствовать ее перспективному благоприятному воздействию на лиц, осужденных к лишению свободы.
--------------------------------
<6> Морозов П.Е. Пути преодоления несовершенства трудового законодательства о социально-трудовых отношениях // Российская юстиция. 2015. N 2. С. 25 - 28.

Литература

1. Жиляев Р.М., Первозванский В.Б., Медведева И.Н. Совершенствуя законодательство в отношении мигрантов // Миграционное право. 2015. N 2. С. 3 - 6.
2. Марченко Д.Э., Яворский М.А. К вопросу об организации обеспечения права осужденных на свободу вероисповедания в исправительных учреждениях УИС России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 17 - 20.
3. Морозов П.Е. Пути преодоления несовершенства трудового законодательства о социально-трудовых отношениях // Российская юстиция. 2015. N 2. С. 25 - 28.
4. Спасенников Б.А., Голодов П.В. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного законодательства // Вестник Пермского института ФСИН России. 2015. N 1(16). С. 35 - 39.
5. Швецова М.В. Дискриминация в области труда и занятий в Российской Федерации в свете Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1. С. 33 - 37.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑