Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 05.09.2016
Одним из вызовов нашего довольно сложного времени для Минтруда является рост безработицы, с которым надо как-то бороться. Не так давно глава министерства Максим Топилин даже заявлял, что неплохо бы переложить обязательства по выплате пособий по безработице на вузы, которые готовят невостребованных на рынке труда специалистов. По всему видно, что тяжко такое "бремя" для бюджета. Однако пока это только разговоры, хотя реорганизация неэффективных государственных образовательных учреждений уже наделала немало шума. Зато теперь разработка требований к профессиям поставлена, что называется, на поток - нагоняем упущенное за последние 15 лет. Теперь важно проверить, насколько сотрудники этим самым требованиям, сформулированным в соответствующих профстандартах, отвечают. Пока законодатели нашли только один стимул сподвигнуть на это дело "добровольцев" (да еще и оплатить его) - налоговый.
Трудовые отношения между работниками и работодателями должны основываться на современных требованиях к квалификации работников. Ну а чтобы уровень квалификации сотрудника ни у кого не вызывал сомнений, в РФ вводится институт независимой оценки квалификации на соответствие требованиям профстандартов. С этой целью 3 июля 2016 г. Президент страны Владимир Путин подписал сразу три Закона - N N 238-ФЗ, 239-ФЗ и 251-ФЗ. Цель последнего - простимулировать работодателей и граждан к участию в системе оценки квалификации, которая "заработает" с 1 января 2017 г. Правда простимулировать решили так, чтобы бюджет при этом не сильно пострадал. Посмотрим, насколько законотворцам удалось, как говорится, и овец сохранить, и волков накормить.
По идее если уж стимулировать работодателей направлять своих работников на сдачу профессионального экзамена для целей оценки соответствия их квалификации установленным стандартам, то всех. Тем более что стимул-то согласно Закону N 251-ФЗ относится к числу налоговых. Однако законодатель пошел иным, более извилистым путем.
Расходная часть
В первую очередь отметим, что услуга по проведению независимой оценки квалификации будет платной. Вопрос, кто платит за "удовольствие", разрешен Законом N 238-ФЗ довольно просто:
- либо сами граждане, которые по собственной инициативе решили сдать профессиональный экзамен с тем, чтобы иметь на руках документ, подтверждающий соответствие их квалификации современным требованиям, установленным для той или иной профессии, по которой они работают или только собираются трудиться;
- либо работодатель, если он с письменного согласия сотрудника направляет того на прохождение независимой оценки его квалификации.
Бонус для работодателя
Итак, предположим, что на сдачу профэкзамена сотрудника направляет его работодатель. В этом случае на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (далее - Кодекс) в редакции Закона N 251-ФЗ соответствующие затраты можно включить в состав прочих расходов. Однако для этого должно быть выполнено несколько условий:
- прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников должно осуществляться на основании договора оказания услуг по проведению такой оценки;
- независимую оценку квалификации проходят работники, с которыми заключен трудовой договор;
- хранить в целости и сохранности документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, нужно в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению такой оценки и одного года работы "оцененного" сотрудника, но не менее четырех лет.
"Упрощенный" вариант
Аналогичные нормы закреплены и в гл. 26.2 Кодекса. То есть работодатели-"упрощенцы", которые применяют объект налогообложения "доходы минус расходы", также могут учесть свои затраты на оплату независимой оценки квалификации сотрудника. Соответствующий вид расходов благодаря Закону N 251-ФЗ с 1 января 2017 г. появится в исчерпывающем перечне расходов, признаваемых на УСН, который приведен в п. 1 ст. 346.16 Кодекса.
НДФЛ-"разгрузка"
По общему правилу если организация какие-либо услуги оплачивает за своего сотрудника, то у последнего возникает доход, полученный в натуральной форме (п. 2 ст. 211 НК). Поэтому, и оплачивая своему работнику независимую оценку квалификации, компания как налоговый агент по НДФЛ должна была бы сумму оплаты включить в базу по НДФЛ, но... Поправка, внесенная Законом N 251-ФЗ в ст. 217 Кодекса, позволяет этого не делать - с 1 января 2017 г. указанный доход не подлежит налогообложению НДФЛ.
Личные проблемы физлица
В том случае, если инициатива на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям профстандарта исходит непосредственно от физлица, то, как уже было сказано, именно ему и предстоит оплатить эту услугу. С тем чтобы пусть и частично, но компенсировать "физику" его потери, Законом N 251-ФЗ расширяется перечень социальных налоговых вычетов. В их состав включаются и расходы на проведение независимой оценки квалификации. Однако при этом общий размер социальных вычетов по НДФЛ не увеличивается - он, как и прежде, составляет 120 000 руб. При этом, если вычеты на лечение и обучение можно получить до истечения налогового периода непосредственно для работодателя, то право на вычет в виде фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации можно будет реализовать только по истечении календарного года, в котором они были понесены, путем представления в налоговый орган соответствующей декларации.
Итого
Как видим, стимул для того, чтобы работодатели или физлица добровольно поучаствовали в независимой оценке квалификации, предложенной законодателем, достаточно скромный. Более того, для работодателей, которые, к примеру, работают на УСН с объектом налогообложения "доходы" или применяют ЕНВД, никакого налогового стимула и вовсе нет. Разве что тем самым они избавят своих сотрудников от необходимости сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ - с тем, чтобы получить "оценочный" вычет. С другой стороны, наличие самого свидетельства, подтверждающего, что квалификация работника соответствует всем установленным требованиям, прописанным в профстандартах и иных нормативных актах, само по себе стоит вложений. Ведь в этом случае и работодателю будет спокойней. К слову сказать, по данным саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Национальное агентство контроля сварки", оценка квалификации по профессиям сварки способствовала снижению аварийности на 20 - 25 процентов на объектах "Газпрома" и "Роснефти". То есть оценка квалификации способствует снижению аварийности и соблюдению технологических режимов производства. Да и физлицу иметь такой сертификат будет полезно - тем самым перед ним открываются дополнительные возможности при трудоустройстве. Ведь несмотря на то, что оценка квалификации не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу, согласитесь, кандидат на вакантную должность с "оцененным" уровнем квалификации имеет определенные преимущества перед своими "конкурентами".