Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Комментарий к Письму Минтруда России от 27.04.2016 N 17-4/ООГ-701 "Страховые взносы в отношении компенсации за нарушение срока выплаты зарплаты" (Прокофьева Т.М.)

Комментарий к Письму Минтруда России от 27.04.2016 N 17-4/ООГ-701 "Страховые взносы в отношении компенсации за нарушение срока выплаты зарплаты" (Прокофьева Т.М.)

Дата размещения статьи: 05.09.2016

Комментарий к Письму Минтруда России от 27.04.2016 N 17-4/ООГ-701 "Страховые взносы в отношении компенсации за нарушение срока выплаты зарплаты" (Прокофьева Т.М.)

Платить зарплату сотрудникам следует не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). При нарушении срока выдачи зарплаты работодатель обязан заплатить сотрудникам денежную компенсацию независимо от наличия своей вины (ст. 236 ТК РФ).

Расчет компенсации

Компенсацию рассчитывают как одну трехсотую ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Сейчас значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

Пример. Расчет компенсации за задержку выплаты зарплаты
Сумма зарплаты, подлежащая выплате 05.05.2016 в целом по организации, составила 900 000 руб. В связи с задержкой оплаты по договорам с контрагентами эта зарплата выплачена 12.06.2016.
В указанный период ставка рефинансирования Банка России составляла 11 процентов. Поэтому сумма компенсации в целом по организации составляет 12 540 руб. (900 000 руб. x 1/300 x 11% x 38 дн.).

Страховые взносы

По общему правилу вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Перечни выплат, которые не облагаются страховыми взносами, установлены ст. 9 Закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. Выплаты в виде компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в этих перечнях прямо не поименованы. В то же время предусмотрено освобождение от страховых взносов компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). К подобным выплатам можно отнести и рассматриваемую компенсацию.

Мнение Минтруда России

Минтруд России исходит из того, что взносы на компенсацию надо начислять в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение ведомство неоднократно высказывало и ранее (Письма Минтруда России от 23.10.2015 N 17-3/В-517, от 03.08.2015 N 17-3/В-398).

Мнение судов

Суды, в том числе и Президиум ВАС РФ, считают: поскольку Закон N 212-ФЗ и Закон N 125-ФЗ не дают определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин нужно использовать в смысле, который придает ему трудовое законодательство. То есть такая компенсация является видом материальной ответственности работодателя перед сотрудником.
По мнению судов, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не свидетельствует о том, что все выплаты представляют собой оплату труда. То есть компенсация подпадают под понятие выплат, не включаемых в базу для начисления страховых взносов (Постановления Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 11031/13, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.04.2016 N Ф04-1039/2016 по делу N А45-18641/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 11.02.2016 N Ф09-10570/15 по делу N А76-14126/2015).

Риски по взносам

Плательщик страховых взносов должен самостоятельно решить, придерживаться ли ему официальной позиции во избежание претензий проверяющих. Скорее всего, освобождение компенсации от обложения взносами придется отстаивать в суде. Внебюджетные фонды не станут руководствоваться судебной практикой, в том числе вышеназванным Постановлением Президиума ВАС РФ. Ведь Минтруд России, в отличие от Минфина России, не предписывал использовать в работе решения, постановления, информационные письма ВАС РФ в случаях, когда они не согласуются с письменными разъяснения самого Минтруда России (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑