Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

03.04.2019

Законопроектом предлагается увеличить срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, до 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы. Данная мера позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, не зависящих от него.

подробнее
25.03.2019

В целях поддержки граждан, работавших ранее в сельскохозяйственной сфере, законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"новой частью14.1,согласно которой за работу в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 35 лет предусматривается установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от проживания в сельской местности.

подробнее
16.01.2019

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Матпомощь при рождении ребенка (Егоров В.)

Матпомощь при рождении ребенка (Егоров В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2016

Матпомощь при рождении ребенка (Егоров В.)

Законодатель в соответствии с абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ освободил от налогообложения НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка. Как выяснилось, просто выдать деньги работнику по этому случаю без проблем не получается.

Родителей надо складывать

Дело в том, что Минфин России в Письме от 24.02.2015 N 03-04-05/8495 разъяснил, что не подлежит обложению НДФЛ единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 руб.
Однако специальных положений, устанавливающих право работодателя требовать представление сведений по форме 2-НДФЛ с места работы другого родителя, в НК РФ не содержится.
Тем не менее финансовое ведомство посчитало, что это не является поводом для того, чтобы такие сведения от работника не требовать. В крайнем случае, решил Минфин России, подойдет справка, выданная другим работодателем, свидетельствующая о неполучении вторым родителем материальной помощи.
Если оба родителя работают в одной организации и каждый из них получил материальную помощь в связи с рождением ребенка, освобождение от налогообложения указанной материальной помощи может осуществляться организацией на основании соответствующего заявления, подписанного обоими родителями.
Если сотрудник организации не представляет сведений о получении указанной материальной помощи другим родителем, организация может самостоятельно запросить в этой организации необходимые сведения о получении им материальной помощи и ее налогообложении.
Впрочем, в Письме от 28.11.2013 N БС-4-11/21330@ финансовое ведомство сообщило, что достаточно заявления, подписанного другим родителем, о неполучении указанной выплаты.
А далее Минфин России предупредил, что если сведений о получении указанной материальной помощи другим родителем у организации нет, то работодателю необходимо удержать НДФЛ со всей суммы матпомощи.

Надо докапываться до истины

Разумеется, нашлись организации, которые не потребовали от своих работников сведений о полученной их супругами матпомощи в связи с рождением их общего ребенка.
При этом они апеллировали к тому, что НК РФ не требует учитывать выплаты, произведенные другому родителю.
Однако суды согласились все-таки с мнением Минфина России.
К примеру, Семнадцатый ААС в Постановлении от 15.04.2015 N А60-41079/2014 заявил, что иное толкование данного положения влечет несоблюдение условия о предельном размере необлагаемой материальной помощи, устанавливаемой в зависимости только от количества рожденных детей.
Тем не менее суд решил, что удерживать НДФЛ с незадачливого родителя все равно нельзя.
В конкретном случае работник получил матпомощь в сумме, не превышающей 50 000 руб.
В ходе проверки не были опрошены непосредственные получатели материальной помощи (родители ребенка), у них не истребованы конкретные документы.
Таким образом, обязав налогового агента доначислить соответствующие суммы НДФЛ, налоговый орган не установил, в чем заключаются нарушения условий освобождения от обложения НДФЛ (с учетом отсутствия законодательно установленного порядка ее применения), безусловно предложив агенту удержать соответствующие суммы, фактически лишил при этом льготы конкретного работника.
Суд решил, что налоговым органом не доказано нарушение налогоплательщиком положений абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ, что влечет недействительность принятого по указанному основанию решения.

Минтруд все понимает не так

Со страховыми взносами пока все обстоит просто. Минтруд России в Письме от 27.10.2015 N 17-З/-521 сообщил, что он ту же самую формулировку, изложенную в пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах...", понимает иначе.
По его мнению, в ней не установлено ограничение по освобождению от обложения страховыми взносами сумм упомянутой единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка только одному из родителей.
Следовательно, единовременная материальная помощь в размере, не превышающем 50 000 руб., выплачиваемая организацией работнику-родителю в течение первого года после рождения ребенка, не подлежит обложению страховыми взносами независимо от того, выплачена ли такая материальная помощь другому родителю его работодателем.
Однако скоро ситуация может измениться. Ведь с 2017 г. администрирование взносов передали налоговикам, а в гл. 34 НК РФ перекочевала неизмененная фраза из ст. 217 НК РФ про освобождение от страховых взносов все тех же 50 000 руб.
Так что справками от второго родителя о неполучении материальной помощи или получении ее в пределах 50 000 руб. работодателям теперь обзавестись придется.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑