Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 06.09.2016
Законодатель в соответствии с абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ освободил от налогообложения НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50000 руб. на каждого ребенка. Как выяснилось, просто выдать деньги работнику по этому случаю без проблем не получается.
Родителей надо складывать
Дело в том, что Минфин России в письме от 24.02.2015 N 03-04-05/8495 разъяснил, что не подлежит обложению НДФЛ единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50000 руб.
Однако специальных положений, устанавливающих право работодателя требовать представление сведений по форме 2-НДФЛ с места работы другого родителя, в НК РФ не содержится.
Тем не менее финансовое ведомство посчитало, что это не является поводом для того, чтобы такие сведения от работника не требовать. В крайнем случае, решил Минфин России, подойдет справка, выданная другим работодателем, свидетельствующая о неполучении вторым родителем материальной помощи.
Если оба родителя работают в одной организации и каждый из них получил материальную помощь в связи с рождением ребенка, освобождение от налогообложения указанной материальной помощи может осуществляться организацией на основании соответствующего заявления, подписанного обоими родителями.
Если сотрудник организации не представляет сведений о получении указанной материальной помощи другим родителем, организация может самостоятельно запросить в этой организации необходимые сведения о получении им материальной помощи и ее налогообложении.
Впрочем, в письме от 28.11.2013 N БС-4-11/21330@ финансовое ведомство сообщило, что достаточно заявления, подписанного другим родителем, о неполучении указанной выплаты.
А далее Минфин России предупредил, что если сведений о получении указанной материальной помощи другим родителем у организации нет, то работодателю необходимо удержать НДФЛ со всей суммы матпомощи.
Надо докапываться до истины
Разумеется, нашлись организации, которые не потребовали от своих работников сведений о полученной их супругами матпомощи в связи с рождением их общего ребенка.
При этом они апеллировали к тому, что НК РФ не требует учитывать выплаты, произведенные другому родителю.
Однако суды согласились все-таки с мнением Минфина России.
К примеру, 17 ААС в Постановлении от 15.04.2015 N А60-41079/2014 заявил, что иное толкование данного положения влечет несоблюдение условия о предельном размере необлагаемой материальной помощи, устанавливаемой в зависимости только от количества рожденных детей.
Тем не менее суд решил, что удерживать НДФЛ с незадачливого родителя все равно нельзя.
В конкретном случае работник получил матпомощь в сумме, не превышающей 50000 руб.
В ходе проверки не были опрошены непосредственные получатели материальной помощи (родители ребенка), у них не истребованы конкретные документы.
Таким образом, обязав налогового агента доначислить соответствующие суммы НДФЛ, налоговый орган не установил, в чем заключаются нарушения условий освобождения от обложения НДФЛ (с учетом отсутствия законодательно установленного порядка ее применения), безусловно предложив агенту удержать соответствующие суммы, фактически лишил при этом льготы конкретного работника.
Суд решил, что налоговым органом не доказано нарушение налогоплательщиком положений абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ, что влечет недействительность принятого по указанному основанию решения.
Минтруд все понимает не так
Со страховыми взносами пока все обстоит просто. Минтруд России в письме от 27.10.2015 N 17-3/В-521 сообщил, что он ту же самую формулировку, изложенную в подп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах...", понимает иначе.
По его мнению, в ней не установлено ограничение по освобождению от обложения страховыми взносами сумм упомянутой единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка только одному из родителей.
Следовательно, единовременная материальная помощь в размере, не превышающем 50000 руб., выплачиваемая организацией работнику-родителю в течение первого года после рождения ребенка, не подлежит обложению страховыми взносами независимо от того, выплачена ли такая материальная помощь другому родителю его работодателем.
Однако скоро ситуация может измениться. Ведь с 2017 года администрирование взносов передали налоговикам, а в главу 34 НК РФ перекочевала неизмененная фраза из ст. 217 НК РФ про освобождение от страховых взносов все тех же 50000 руб.
Так что справками от второго родителя о неполучении материальной помощи или получении ее в пределах 50000 руб. работодателям теперь обзавестись придется.