Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

03.04.2019

Законопроектом предлагается увеличить срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, до 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы. Данная мера позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, не зависящих от него.

подробнее
25.03.2019

В целях поддержки граждан, работавших ранее в сельскохозяйственной сфере, законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"новой частью14.1,согласно которой за работу в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 35 лет предусматривается установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от проживания в сельской местности.

подробнее
16.01.2019

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Специфика трудовых отношений руководителей исполнительного органа юридического лица по законодательству Республики Казахстан (Гилева Н.В.)

Специфика трудовых отношений руководителей исполнительного органа юридического лица по законодательству Республики Казахстан (Гилева Н.В.)

Дата размещения статьи: 06.09.2016

Специфика трудовых отношений руководителей исполнительного органа юридического лица по законодательству Республики Казахстан (Гилева Н.В.)

Руководитель исполнительного органа юридического лица обладает специальными признаками стороны трудового договора. Это обусловлено особым, двойственным положением руководителя исполнительного органа юридического лица. Представляя работодателя в трудовом договоре с наемными работниками, реализуя функции по приему и прекращению трудового договора с работниками, руководитель исполнительного органа юридического лица вместе с тем сам является наемным работником, работающим по трудовому договору, заключаемому с собственником имущества организации или с иным уполномоченным лицом.

В связи с введением Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза участились случаи избрания руководителем исполнительного органа юридического лица граждан Российской Федерации.

Привлечение иностранной рабочей силы в Казахстане допускается только при получении разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан от 19 июня 1995 г. N 2337 "О правовом положении иностранцев" иностранцами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства [10]. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Правила и условия выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 г. N 45 (далее - Правила) [6]. Правила определяют порядок и условия выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы. Действие вышеназванных Правил не распространяется на иностранных работников, являющихся гражданами государств - участников Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (далее - Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов) [11].

В связи с введением Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза и подписанием Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь разрешение на работу с 1 января 2012 г. не требуется.

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов определяет правовой статус трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также регулирует порядок осуществления трудящимися-мигрантами трудовой деятельности и вопросы, связанные с их социальной защитой.

Согласно ст. 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и оформляются путем заключения трудового договора.

Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документ(ы), подтверждающий(е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства.

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ратифицированное Законом Республики Казахстан от 27 июня 2011 г. N 442-IV, прекратило действие в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 14.10.2014 N 240-V.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), который создает условия для свободного передвижения услуг, товаров и капитала, а также рабочей силы государств - членов Евразийского экономического союза. Договор способствует реализации равных прав граждан государств-членов во всем, что связано с условиями труда; снижению потоков нелегальной миграции [1].

Разделом XXVI "Трудовая миграция" Договора предусмотрено следующее: срок временного пребывания (проживания) трудящегося и членов его семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком трудового договора, заключенного с работодателем. Договор освобождает от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) трудящихся-мигрантов и членов их семей в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.

Социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся-мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства, с 1 января 2015 г. трудовой (страховой) стаж трудящихся засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования) в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся-мигрантов и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Несмотря на особый статус руководителя исполнительного органа юридического лица, он является наемным работником, на которого распространяются нормы трудового законодательства Республики Казахстан после подписания трудового договора, даже если он гражданин Российской Федерации.

Целесообразно раскрыть порядок заключения и прекращения трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица в соответствии с положениями Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. N 251 (далее - Трудовой кодекс) [12].

В соответствии со ст. 248 Трудового кодекса трудовые отношения с руководителем исполнительного органа юридического лица осуществляются в соответствии с:

1) Трудовым кодексом;

2) законами Республики Казахстан (рассмотрим на примере Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. N 415 "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах)) [5];

3) учредительными документами;

4) трудовым договором.

Согласно п. 1 ст. 20 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 249 Трудового кодекса, законами Республики Казахстан или учредительными документами могут быть установлены дополнительные процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица.

Согласно требованиям Трудового кодекса, а также правоприменительной практики трудовые договоры заключаются с руководителями всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой договор с руководителем исполнительного органа юридического лица заключается собственником имущества юридического лица, или уполномоченным им лицом (органом), либо уполномоченным органом юридического лица на срок, установленный законами Республики Казахстан, учредительными документами или соглашением сторон.

Например, в подп. 8 п. 2 ст. 53 Закона об акционерных обществах к исключительной компетенции совета директоров относится определение количественного состава, срока полномочий исполнительного органа, избрание его руководителя, а также досрочное прекращение полномочий.

Следовательно, после избрания на должность генерального директора по решению совета директоров в обязательной форме заключается трудовой договор. Решение об избрании генерального директора оформляется протоколом общего собрания совета директоров.

Если участников общего собрания совета директоров несколько, то в протоколе общего собрания, помимо решения о заключении трудового договора с руководителем исполнительного органа, один из учредителей (членов совета директоров) уполномочивается на подписание трудового договора с генеральным директором, как правило, это председатель совета директоров.

Основываясь на опыте сложившейся практики в Республике Казахстан, в протоколе общего собрания участников необходимо указывать следующие вопросы (помимо обязательных элементов протокола общего собрания, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан):

1) избрание руководителя исполнительного органа (генерального директора);

2) предоставление одному из учредителей (членов совета директоров) полномочий для подписания трудового договора с руководителем исполнительного органа. Например, в акционерном обществе (далее - АО) трудовой договор от имени общества с руководителем исполнительного органа подписывается председателем совета директоров или лицом, уполномоченным на это общим собранием или советом директоров (п. 2 ст. 59 Закона об акционерных обществах);

3) срок полномочий руководителя исполнительного органа юридического лица. Срок трудового договора не может превышать срок, предусмотренный законодательными актами. Согласно п. 2 ст. 29 Трудового кодекса трудовой договор на работу в должности руководителя исполнительного органа юридического лица заключается на срок, установленный учредительными документами или соглашением сторон. На такой договор не распространяются положения о заключении трудового договора на неопределенный срок;

4) если в юридическом лице отсутствует утвержденный общим собранием учредителей (советом директоров) порядок условий оплаты труда и премирования руководителя исполнительного органа юридического лица, то сам руководитель исполнительного органа юридического лица не имеет права назначать себе премии и другие компенсации, не предусмотренные его трудовым договором. Поэтому положения об условиях оплаты труда и премирования руководителя следует указать в трудовом договоре либо принять отдельный акт работодателя, утвержденный высшим органом юридического лица;

5) в том же протоколе можно указать пункты об обязательном подписании с руководителем исполнительного органа юридического лица договора о материальной ответственности и других договоров, призванных обеспечить сохранность интересов учредителей (акционеров): например обязательство о неразглашении конфиденциальных сведений, документ об ознакомлении с политикой организации о конфликте интересов и т.п.

На основании данного решения уполномоченный участник общего собрания (член совета директоров) заключает трудовой договор с руководителем исполнительного органа юридического лица.

Следует отметить, что в трудовом договоре с руководителем исполнительного органа юридического лица должен быть указан ряд специальных положений, отсутствующих при заключении трудовых договоров с другими категориями работников, включая возможность работы руководителя по совместительству только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества юридического лица; дополнительное основание для прекращения трудового договора на основании решения собственника; размер, условия и порядок выплаты компенсации в случае досрочного прекращения трудового договора на основании решения собственника, двухмесячный срок предупреждения о расторжении трудового договора по инициативе руководителя и т.д.

Помимо общих оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в отношении руководителя исполнительного органа юридического лица ст. 252 Трудового кодекса предусматривается дополнительное основание прекращения трудового договора до истечения его срока действия. Прекращение трудового договора допускается на основании решения собственника имущества юридического лица, либо уполномоченного собственником лица (органа), или уполномоченного органа юридического лица о досрочном прекращении трудовых отношений без объяснения причин. Но в случае досрочного прекращения трудовых отношений до истечения срока его действия ему производится компенсационная выплата в размере, на условиях и в порядке, определяемом трудовым договором. На практике в трудовых договорах руководителей исполнительного органа юридического лица за досрочное прекращение трудового договора предусматривается компенсационная выплата в размере средней заработной платы за три месяца.

Также в трудовом договоре руководителя исполнительного органа юридического лица желательно определить порядок предоставления ежегодного оплачиваемого трудового отпуска: кто издает приказ о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого трудового отпуска.

Серьезный вопрос: каким образом происходит назначение лица, замещающего генерального директора на время его отсутствия? Согласно требованиям гражданского законодательства Республики Казахстан назначение руководителя исполнительного органа АО является прерогативой собственника имущества (учредителя) юридического лица, или уполномоченного им лица (органа), либо уполномоченного органа юридического лица, если иное не предусмотрено учредительными документами и законодательством Республики Казахстан.

При заключении трудового договора, в соответствии с учредительными документами организации, в штатное расписание (или организационную структуру) вводится название должностей, в т.ч. должность генерального директора (или директора), которая зафиксирована в уставе организации. Полномочия генерального директора регламентируются уставом организации и должностной инструкцией.

Согласно подп. 43 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса работодателем является юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях. На практике ошибочно генерального директора принимают за работодателя, но в соответствии с подп. 44 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса генеральный директор выступает в роли представителя работодателя. Иными словами, он является физическим лицом, уполномоченным на основании учредительных документов или доверенности представлять интересы работодателя, т.е. юридического лица.

В случае отсутствия генерального директора и сохранения за ним рабочего места (на период нахождения в трудовом отпуске, болезни и др.) его обязанности могут исполнять другие работники, но действующие только на основании доверенности, выданной от имени юридического лица, а не на основании приказа о передаче полномочий генерального директора. Согласно подп. 45 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса приказ - это акт работодателя, который не может содержать положения о передаче полномочий генерального директора, т.к. в подп. 44 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса представлять интересы работодателя можно только на основании учредительных документов или доверенности.

Согласно п. п. 1 и 5 ст. 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному). Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации [3].

Таким образом, руководствуясь нормами гражданского и трудового законодательства Республики Казахстан, представление интересов юридического лица физическим лицом допускается только на основании доверенности с указанием в ней объема полномочий.

На практике немало случаев, когда в период отсутствия генерального директора издается приказ и его заместитель или иное должностное лицо выполняют функциональные обязанности генерального директора на основании приказа и подписывают приказы как и.о. генерального директора. Это грубое нарушение положений трудового законодательства Республики Казахстан и создает в дальнейшем возможность работнику признать приказ, подписанный таким исполнителем, недействительным.

Например, приказ о прекращении трудового договора в связи с истечением срока действия в период отсутствия генерального директора был подписан заместителем генерального директора без надлежаще оформленной доверенности, но при наличии приказа о передаче полномочий.

Во-первых, в судебной инстанции можно доказать, что лицо, подписавшее приказ о прекращении трудового договора, не имело на это законного основания и полномочий ввиду отсутствия доверенности. В соответствии с п. 2 ст. 10 Трудового кодекса положения актов работодателей, ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан, признаются недействительными и не подлежат применению.

Во-вторых, с заместителем генерального директора также заключен трудовой договор, где оговорены трудовая функция в качестве заместителя генерального директора, и исполнение им трудовых обязанностей не может выходить за рамки должностной инструкции, которая по функциональным обязанностям отличается от полномочий генерального директора. Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 10 Трудового кодекса условия трудовых договоров не могут быть изменены в одностороннем порядке. Таким образом, возложение обязанностей генерального директора в порядке замещения на заместителя генерального директора на основании приказа не означает изменения должности и не дает права подписывать документы, в т.ч. приказы, как и.о. генерального директора.

В-третьих, в штатном расписании не предусмотрена должность "и.о. генерального директора", что влечет несоответствие действующим внутренним документам, которые являются актами работодателя. Следует напомнить, что на основании ст. 11 Трудового кодекса работодатель издает акты в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором. Акты работодателя, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан, являются недействительными и не подлежат применению.

Поскольку в штатном расписании нет должности "и.о. генерального директора", то подпадает под сомнение и законность подписанных приказов с указанием должности и.о. генерального директора. Даже при наличии доверенности на исполнение обязанностей генерального директора в части подписания приказов в отношении работников организации заместитель генерального директора должен подписывать приказы в соответствии с должностью, указанной в его трудовом договоре, т.е. "заместитель генерального директора, действующий на основании доверенности N 5 от 05.02.2015".

Много споров возникает по поводу издания приказа о приеме и прекращении трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица.

Согласно подп. 43 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса работодателем является физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях. В качестве представителя работодателя выступает физическое лицо, уполномоченное на основании учредительных документов или доверенности представлять интересы работодателя.

В соответствии со ст. 56 Закона об акционерных обществах председатель совета директоров организует работу совета директоров, ведет его заседания, а также осуществляет иные функции, определенные уставом общества. Если в уставе общества председателю совета директоров делегировано право от имени АО подписывать трудовой договор с генеральным директором, изменять и дополнять трудовой договор, т.е. выступать от имени работодателя, то, следовательно, председателю совета директоров предоставлено право представлять интересы работодателя, в т.ч. и при подписании приказа от имени юридического лица о приеме генерального директора либо прекращении с ним трудового договора. Кроме того, это право может быть продублировано в уставе АО, где может быть оговорено, что трудовые отношения с генеральным директором осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом, законодательством Республики Казахстан, учредительными документами и трудовым договором.

По смыслу устава АО председатель совета директоров, подписав трудовой договор с генеральным директором, выступает от имени работодателя при регулировании трудовых отношений, т.к. в трудовом договоре подписывался как работодатель и осуществлял свои действия в соответствии с уставом АО.

Согласно п. 1 ст. 20 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 23 Трудового кодекса работодатель обязан при приеме на работу заключать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Трудового кодекса прием на работу оформляется актом работодателя, издаваемым на основании заключенного трудового договора. Поскольку трудовые отношения с руководителем исполнительного органа юридического лица осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом, то после подписания трудового договора состоявшийся прием на работу оформляется приказом.

Приказы оформляются в соответствии с п. 45 Постановления Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2011 г. N 1570 "Об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях" как решения правового характера, а также по оперативным, организационным, кадровым (прием, перемещение, совмещение, перевод, увольнение; аттестация, повышение квалификации, присвоение званий; изменение фамилии; поощрение, награждение, наложение дисциплинарных взысканий; оплата труда, премирование, различные выплаты; все виды отпусков работников; дежурства по профилю основной деятельности; командировки) и другим вопросам работы организации. Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной [7].

В Республике Казахстан бытует практика, что после заключения трудового договора избранный руководитель исполнительного органа самостоятельно издает приказ о вступлении в должность, тем самым нарушая нормы гражданского и трудового законодательства Республики Казахстан.

К исключительной компетенции совета директоров относится избрание исполнительного органа юридического лица, поэтому совет директоров является работодателем в отношении руководителя исполнительного органа. В соответствии со ст. 60 Закона об акционерных обществах в полномочия исполнительного органа входят обязанности исполнять решения совета директоров, издавать приказы и давать указания, обязательные для исполнения работниками АО, которые находятся в его подчинении.

Согласно нормам трудового законодательства Республики Казахстан, если при заключении трудового договора в качестве представителя работодателя выступал председатель совета директоров, то и издание приказа о приеме на работу генерального директора должно быть подписано председателем совета директоров, действующего от имени работодателя.

Таким образом, председатель совета директоров, подписав от имени АО трудовой договор, если иное не закреплено в уставе АО, решает все вопросы, связанные с трудовыми отношениями генерального директора (например, предоставление ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, предоставление социальных отпусков, командировка и т.д.).

Следовательно, дальнейшее прекращение трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица независимо от оснований оформляется председателем совета директоров, за исключением досрочного прекращения полномочий исполнительного органа, отнесенного в подп. 8 п. 2 ст. 53 Закона об акционерных обществах к исключительной компетенции совета директоров.

Согласно ст. 62 Трудового кодекса прекращение трудового договора оформляется актом работодателя, в котором должно быть указано основание прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом. К актам работодателя относится приказ, распоряжение, инструкции, положения, правила трудового распорядка, издаваемые работодателем (подп. 45 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса).

Следует отметить, что решение совета директоров не является актом работодателя, поэтому даже в случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа, в соответствии с требованием ст. 62 Трудового кодекса, необходимо издание приказа о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа, который должен быть подписан уполномоченным работодателем лицом. При наличии решения совета директоров о досрочном прекращении трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица выплачивается компенсационная выплата, размер которой определяется трудовым договором. Кроме того, при прекращении трудового договора производится компенсационная выплата за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска. Финансовые службы для выплаты вышеуказанных компенсаций вправе требовать акт работодателя, т.е. приказ о прекращении трудового договора с указанием размера компенсационных выплат.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем в учредительных документах АО компетенцию совета директоров дополнить правом уполномочивания по изданию приказа в отношении руководителя исполнительного органа юридического лица, председателя совета директоров, поскольку прекращение трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица независимо от основания оформляется приказом и подписывается лицом, уполномоченным выступать от имени работодателя при заключении трудового договора, если иное не закреплено в уставе АО.

При наличии трудовой книжки у руководителя исполнительного органа юридического лица запись о приеме и прекращении трудового договора вносится на основании соответствующего приказа.

Согласно п. 13 Постановления Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 г. N 1167 "Об утверждении формы, Правил ведения и хранения трудовых книжек" все записи в трудовой книжке о приеме на работу, о прекращении трудового договора, переводе на другую работу, а также о награждениях и поощрениях вносятся после издания соответствующего акта работодателя и должны соответствовать его тексту [8].

В случае же отсутствия и (или) оформления ненадлежащим образом трудового договора, в т.ч. и с руководителем исполнительного органа юридического лица, по вине работодателя он несет ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан. В этом случае трудовые отношения считаются возникшими с того дня, когда работник приступил к работе (п. 3 ст. 38 Трудового кодекса).

В статье 86 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 г. "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за допуск работодателем к работе лица без заключения трудового договора: штраф на должностных лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей [4]. Данная статья не предусматривает никаких исключений, следовательно незаключение трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица однозначно будет влечь административную ответственность в отношении юридического лица.

При заключении трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица соглашением сторон оговариваются и иные условия договора, в т.ч. и режим рабочего времени. Продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания ежедневной работы, время перерывов в работе определяются с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели правилами трудового распорядка организации, трудовым договором. Учитывая специфику работы генерального директора, в трудовом договоре можно предусмотреть режим дистанционной работы. Дистанционная работа является особой формой осуществления трудового процесса вне места расположения работодателя с применением в процессе работы информационных и коммуникационных технологий (ст. 221-1 Трудового кодекса). При дистанционном режиме работы работодатель предоставляет работнику средства коммуникаций и несет расходы по их установке и обслуживанию.

Устанавливая в трудовом договоре дистанционный режим работы, стороны должны предусмотреть следующие моменты:

способы и периодичность рабочих контактов с работником;

особенности фиксации учета рабочего времени и контроля за соблюдением режима рабочего времени;

условия по обеспечению безопасности и охраны труда и соблюдение этих условий работником.

Для работников, занятых на дистанционной работе, устанавливается нормальная продолжительность ежедневной работы, которая не может превышать 8 часов при недельной норме 40 часов.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса работодатель должен осуществлять учет рабочего времени, фактически отработанного работником. Учету подлежит фактическое рабочее время, которое включает отработанное и не отработанное работником время. В составе отработанного времени учету подлежат фактически отработанное рабочее время и иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени. При этом отдельно учитываются время сверхурочных работ, работы в ночное время, выходные, праздничные дни, дни командировок.

В случаях, когда в рабочее время работника включаются периоды выполнения работ не на рабочем месте либо их выполнение не может быть зафиксировано работодателем конкретным временем, эти периоды отмечаются в документах учета рабочего времени как выполнение объема работ, установленного трудовым договором.

В трудовом договоре руководителя исполнительного органа юридического лица оговаривается размер и иные условия оплаты труда, а также следует уточнить: дату выплаты заработной платы, каким образом будет производиться выплата заработной платы. На основании ст. 135 Трудового кодекса выплата заработной платы должна производиться в месте выполнения работником работы, если условиями трудового договора не предусмотрено иное, например путем перечисления на банковский счет работника.

Несмотря на то что руководителем исполнительного органа юридического лица может быть гражданин Российской Федерации, заработная плата на основании ст. 134 Трудового кодекса выплачивается в денежной форме в национальной валюте Республики Казахстан не реже одного раза в месяц, не позже первой декады следующего месяца.

Однако некоторые юристы утверждают, что согласно ст. 14, 15 Закона Республики Казахстан от 13 июня 2005 г. N 57-III "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) валютные операции между резидентами и нерезидентами, в т.ч. выплата заработной платы в иностранной валюте, осуществляются без ограничений в порядке, установленном валютным законодательством. Соответственно, возможно осуществлять выплаты заработной платы работникам-нерезидентам в иностранной валюте [9].

В качестве доказательства своей позиции приводится ответ Национального банка Республики Казахстан от 23 октября 2008 г. N 21047/3129юр. На вопрос: может ли юридическое лицо - резидент, учрежденное юридическим лицом - нерезидентом (доля иностранного участия 100%), выплачивать заработную плату физическому лицу - нерезиденту в иностранной валюте? - Национальный банк Республики Казахстан сообщает: "Согласно пункту 2 статьи 9 Трудового кодекса действие Кодекса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, распространяется на:

- работников, в том числе работников организаций, расположенных на территории Республики Казахстан, собственниками имущества, участниками или акционерами которых являются иностранные физические или юридические лица;

- на работодателей, в том числе на организации, расположенные на территории Республики Казахстан, собственниками имущества, участниками или акционерами которых являются иностранные физические или юридические лица" [10].

Согласно п. 1 ст. 134 Кодекса заработная плата выплачивается в денежной форме в национальной валюте Республики Казахстан не реже одного раза в месяц, не позже первой декады следующего месяца. Вместе с тем отмечаем, что согласно ст. 14, 15 Закона о валютном регулировании и валютном контроле валютные операции между резидентами и нерезидентами, в т.ч. выплата заработной платы в иностранной валюте, осуществляются без ограничений в порядке, установленном валютным законодательством. В этой связи считаем возможным осуществление выплаты юридическими лицами - нерезидентами заработной платы работникам-резидентам и нерезидентам в иностранной валюте.

Однако на данный вопрос представители Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан придерживаются иного мнения. Так, согласно заключению комитета палаты по социально-культурному развитию и науке денежная заработная плата выплачивается исключительно в валюте, имеющей законное обращение в данной стране, а плата в форме долговых обязательств, расписок, купонов или в какой-либо иной форме, якобы соответствующей закону валюте, запрещается. Министр здравоохранения и социального развития Республики Казахстан добавила, что норма об оплате в национальной валюте в денежной форме распространяется в отношении всех работников, которые работают в отраслях экономики, также в отношении самозанятых.

Учитывая иерархию нормативных правовых актов Трудового кодекса и Закона о валютном регулировании и валютном контроле, можно сделать вывод, что трудовое законодательство Республики Казахстан не допускает возможность выплаты заработной платы в иной валюте даже в отношении иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовые отношения в Республике Казахстан.

Литература

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 1 января 2015 г. [Электронный ресурс]: подписан в г. Астана 29.05.2014, ред. от 10.10.2014, по состоянию на 23.12.2014. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264.
2. Ответ Национального банка Республики Казахстан от 23 октября 2008 г. N 21047/3129юр. [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30364263.
3. Республика Казахстан. Законы. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) [Электронный ресурс]: Кодекс Республики Казахстан принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 г.: по состоянию на 29.12.2014. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006061.
4. Республика Казахстан. Законы. Об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 г. N 235: по состоянию на 14.01.2015. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399.
5. Республика Казахстан. Законы. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. N 415-II: по состоянию на 29.12.2014. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1039594.
6. Республика Казахстан. Законы. Об утверждении Правил установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, Правил и условий выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и о внесении изменения в Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 г. N 836 "О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения" [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 г. N 45: по состоянию на 09.12.2014. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31111801. Доступ для зарегистрированных пользователей.
7. Республика Казахстан. Законы. Об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2011 г. N 1570: по состоянию на 07.11.2013. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31101842. Доступ для зарегистрированных пользователей.
8. Республика Казахстан. Законы. Об утверждении формы, Правил ведения и хранения трудовых книжек [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 г. N 1167: по состоянию на 30.04.2013: URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31069682. Доступ для зарегистрированных пользователей.
9. Республика Казахстан. Законы. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 г. N 57-III: по состоянию на 29.12.2014. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30013858.
10. Республика Казахстан. Законы. О правовом положении иностранцев [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 г. N 2337: по состоянию на 03.11.2014. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1003764.
11. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]. Доступ из базы данных "Закон". Версия 5.4. Доступ для зарегистрированных пользователей.
12. Республика Казахстан. Законы. Трудовой кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. N 251: по состоянию на 09.02.2015. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30103567.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑