Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 07.09.2016
(Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Производственный травматизм и профессиональные заболевания, к сожалению, не столь уж редки в нашей жизни. Для таких случаев российское законодательство предусматривает предупредительное социальное страхование.
Принимая комментируемый Федеральный закон от 29.12.2015 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", законодатель стремился усовершенствовать правовые нормы в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование от НСП и ПЗ) и унифицировать их с нормами других видов обязательного социального страхования.
Законом N 394-ФЗ скорректирован ряд Законов, в том числе Федеральные законы:
- от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
- от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, при его подготовке была изучена практика применения федеральных законов страховщиком, проанализированы принятые судебные решения по конкретным делам, предложения, поступившие от Уполномоченного по правам человека в РФ, а также учтена информация, содержащаяся в обращениях граждан и организаций.
Основная масса поправок коснулась Закона N 125-ФЗ, в котором усовершенствованы нормы, касающиеся регистрации и снятия с учета страхователей, контроля за уплатой ими страховых взносов, более детально прописаны положения, связанные с назначением обеспечения по страхованию, определением размера заработка, утраченного застрахованным лицом в связи с НСП и ПЗ.
Корректировка общих положений Закона N 125-ФЗ
В ст. 3 Закона N 125-ФЗ скорректировано определение понятия "страховой случай". В прежней редакции это понятие трактовалось как подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет за собой возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Теперь в это определение добавлено, что страховой случай включает в себя и факт смерти застрахованного, дающий право на получение страховых выплат. Аналогичного рода поправка внесена и в определение понятия "профессиональное заболевание".
Конкретизировано с учетом действующего законодательства значение понятия "заработок застрахованного". В прежней редакции это понятие включало в себя все виды выплат и иных вознаграждений (как по основному месту работы, так и по совместительству) в пользу застрахованного, выплачиваемых по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
После внесения изменения под заработком застрахованного следует понимать все виды выплат и иных вознаграждений (как по основному месту работы, так и по совместительству), начисленных в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Из обновленного определения заработка застрахованного видно, что в нем конкретизированы нормы, связанные со страхованием от НСП и ПЗ физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора.
Поправки в правила регистрации и снятия с учета страхователей
Унифицированы нормы Закона N 125-ФЗ, а также Закона N 255-ФЗ, связанные с регистрацией страхователей. В этих нормах исполнительные органы страховщика заменены территориальными. Сроки регистрации страхователей исчисляются со дня (а не с момента, как было ранее) представления в территориальные органы страховщика сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Уточнено, что сроки представления заявления о регистрации исчисляются в календарных днях (а не в днях, как указывалось в прежней редакции). Для физических лиц время подачи заявления о регистрации в качестве страхователя увеличено с 10 до 30 дней.
В ст. 6 Закона N 125-ФЗ теперь четко прописаны положения, регулирующие порядок снятия с учета страхователей.
Страхователи - юридические лица снимаются с учета в срок не позднее пяти рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Такие сведения поступают в рамках межведомственного обмена от федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, а проще говоря, от инспекций ФНС России.
Страхователи - юридические лица, зарегистрированные по месту нахождения обособленных подразделений, снимаются с учета в срок не позднее 14 рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета по месту нахождения такого обособленного подразделения. В пп. 2 п. 3 ст. 6 Закона N 125-ФЗ упомянуты следующие возможные причины снятия с учета обособленных подразделений:
- случаи ликвидации обособленного подразделения;
- закрытие страхователем - юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением;
- прекращение полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса или начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Страхователи - физические лица, поставленные на учет в качестве плательщиков страховых взносов в связи с заключением гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, снимаются с учета в срок не позднее 14 рабочих дней со дня подачи заявления о снятии с учета (в случае прекращения трудового договора с последним из принятых работников).
Заявления о регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения, а также от страхователя - физического лица и заявления от этих же лиц о снятии с учета подаются на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Порядок регистрации и снятия с учета перечисленных страхователей, а также формы документов, которые используются территориальными органами страховщика при регистрации и снятии с учета страхователей, устанавливаются Минтрудом России.
Уточнение обеспечения требований о возмещении морального вреда
Как известно, компенсация морального вреда в порядке обязательного страхования от НСП и ПЗ законом не предусмотрена. Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 125-ФЗ такой вред подлежит компенсации причинителем вреда. Теперь в этом пункте сказано, что вред, причиненный жизни или здоровью физического лица при исполнении им обязательств по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договору авторского заказа, в соответствии с которыми не предусмотрена обязанность заказчика по уплате страховых взносов страховщику, возмещается причинителем вреда в соответствии с законодательством РФ.
Детали определения среднемесячного заработка застрахованного
Статья 12 Закона N 125-ФЗ устанавливает порядок определения размера ежемесячной страховой выплаты. Эта величина определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. В п. 3 указанной статьи, посвященном определению среднемесячного заработка, более детально прописаны положения, определяющие порядок его расчета, а если говорить точнее, то правила замены месяцев в расчетном периоде.
Согласно новой редакции при расчете среднемесячного заработка застрахованного месяцы, не полностью им проработанные, а также месяцы, за которые отсутствуют сведения о заработке застрахованного, заменяются предшествующими месяцами, полностью проработанными на работе, повлекшей повреждение здоровья. За эти месяцы у застрахованного должны быть сведения о заработке.
Пример. Сотрудник, работающий в организации с 1 декабря 2014 г., получил производственную травму в январе 2016 г. Для него расчетным периодом для исчисления среднемесячного заработка будет являться период с января по декабрь 2015 г. Но в январе 2015 г. мужчина брал отпуск за свой счет на 10 дней. Этот месяц считается не полностью отработанным. Его следует заменить предшествующим месяцем - декабрем 2014 г., при условии что в этом месяце сотрудник также был занят на работе, повлекшей повреждение здоровья.
Если заменить упомянутые месяцы невозможно, их следует исключить из подсчета.
Если в не полностью проработанных месяцах за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством и на этот заработок начислялись страховые взносы от НСП и ПЗ в соответствии со ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, то эти месяцы замене не подлежат.
Продолжение примера. Изменим частично условия примера. Предположим, что в январе 2015 г. сотрудник 10 дней находился в оплачиваемом учебном отпуске. Этот месяц считается не полностью отработанным. Но поскольку за время учебы за работником сохранялся средний заработок, на который по правилам ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ начисляются страховые взносы от НСП и ПЗ, то этот месяц замене не подлежит.
В случае если период работы, повлекшей повреждение здоровья, составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка. Его определяют делением суммы заработка за проработанное время на количество проработанных дней и умножением полученного результата на количество рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.
Возможна ситуация, когда застрахованный работник (страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата.
В этом случае ежемесячная страховая выплата рассчитывается из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли (подотрасли) для данной профессии и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.
Либо застрахованный может в качестве альтернативы выбрать для расчета величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, установленную в соответствии с федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию.
Тут важно помнить следующее. Если застрахованный на момент наступления страхового случая работал на условиях неполного рабочего времени (неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели), размер ежемесячной страховой выплаты подлежит уменьшению пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного. В указанном случае территориальное отделение ФСС РФ по заявлению застрахованного направляет запрос в территориальный орган ПФР с просьбой предоставить сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве.
При наличии указанных сведений ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из этих сведений.
Возможен вариант, когда позже, уже после назначения ежемесячной страховой выплаты, застрахованный (страхователь) представит страховщику справку о заработке, из которого должна была первоначально исчисляться ежемесячная страховая выплата. В этой ситуации назначенная ежемесячная страховая выплата подлежит перерасчету. Перерасчет производится с месяца, следующего за месяцем, в котором была представлена соответствующая справка (справки). При этом размер пересчитанной ежемесячной страховой выплаты не может быть меньше ранее установленного размера.
Дополнения в порядке назначения и выплаты страхового обеспечения
В начале комментария мы отмечали, что в определение понятия "страховой случай" (ст. 3 Закона N 125-ФЗ) помимо повреждения здоровья застрахованного лица вследствие НСП и ПЗ законодатель добавил и факт смерти застрахованного. Эта поправка повлекла за собой ряд дополнений в другие нормы Закона N 125-ФЗ, в частности в ст. 15. Теперь в этой статье говорится, что выплаты по страховому обеспечению назначаются и выплачиваются застрахованному, если результатом наступления страхового случая стала утрата профессиональной трудоспособности. А если в результате страхового случая застрахованный умер, то выплаты назначаются и выплачиваются лицам, имеющим право на их получение.
Перечень получателей страхового обеспечения
Перечень этих лиц приведен в п. 2 ст. 7 Закона N 125-ФЗ. В любом случае страховое обеспечение получит супруг (супруга) независимо от его (ее) нетрудоспособности и нахождения на иждивении застрахованного. Кроме того, в число получателей страхового обеспечения включены:
- нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
- ребенок умершего, родившийся после его смерти;
- один из родителей либо другой член семьи (независимо от его трудоспособности), который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но, по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или медицинской организации, признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
- лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Корректировки в документальном подтверждении
Правоотношения, связанные с перечнем документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию, урегулированы п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ.
Днем обращения за единовременной и (или) ежемесячной страховой выплатой считается день подачи страховщику заявления. Форма такого заявления приведена в Приложении N 3 к Административному регламенту предоставления ФСС РФ госуслуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от НСП и ПФ (утв. Приказом Минтруда России от 25.10.2013 N 577н).
Заявление можно подать лично или направить по почте. Законодатель уточнил дату, которая считается днем обращения за страховым обеспечением в случае направления заявления почтой. Такой датой признается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Заявление можно подать и в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). В этом случае заполняется специальная интерактивная форма, которая обеспечивает идентификацию заявителя. Наконец, можно обратиться в многофункциональный центр (МФЦ). Он примет заявление, если между МФЦ и территориальным отделением ФСС РФ заключено соглашение о взаимодействии (п. 14 Административного регламента, утв. Приказом N 577н).
Одновременно с заявлением страхователь или вышеуказанные лица должны представить ряд документов (их копий, заверенных в установленном порядке). Помимо паспорта (иного документа, удостоверяющего личность гражданина) и акта о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании понадобятся:
- заключение государственного инспектора труда;
- судебное решение об установлении юридического факта несчастного случая на производстве (профессионального заболевания). Этот документ потребуется в случае отсутствия вышеупомянутого акта и заключения государственного инспектора труда. Судебное решение понадобится и для установления факта несчастного случая или профзаболевания, произошедшего с лицом, осуществляющим работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также по договору авторского заказа. При этом нужно представить и сами договоры, предусматривающие уплату страховых взносов страховщику;
- трудовая книжка или иной документ, подтверждающий нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;
- свидетельство о смерти застрахованного, иные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
- выданное в установленном порядке заключение о связи смерти застрахованного с НСП и ПЗ.
Кроме перечисленных документов также потребуются:
- заключение о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованным, выдаваемое учреждением МСЭ;
- извещение медицинской организации об установлении заключительного диагноза острого или хронического ПЗ (отравления);
- заключение центра профессиональной патологии о наличии ПЗ;
- справка (иной документ) о заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат;
- программа реабилитации пострадавшего (для оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию) и документы, подтверждающие расходы на такую реабилитацию.
Если результатом НСП стала смерть застрахованного, то нужен будет документ, содержащий сведения о составе семьи умершего. Это может быть справка жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии - документ, выданный органом местного самоуправления.
Еще в этом случае к заявлению нужно будет приложить:
- документ, подтверждающий, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего застрахованного, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но, по заключению учреждения МСЭ или медицинской организации, признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает;
- справку образовательной организации о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного обучается в этой образовательной организации по очной форме обучения;
- заключение учреждения МСЭ или медицинской организации о признании детей, внуков, братьев и сестер застрахованного, достигших возраста 14 лет, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
- решение суда, подтверждающее факт нахождения на иждивении.
В случае подачи заявления представителем застрахованного он должен будет предъявить документ, подтверждающий его полномочия.
Индексация максимальных размеров страховых выплат
Завершая обзор изменений в порядке назначения и выплаты страхового обеспечения, отметим еще два момента.
Во-первых, в перечень составляющих исключение случаев, при которых в дальнейшем может быть пересчитана ежемесячная страховая выплата, внесено дополнение. Согласно п. 9 ст. 12 Закона N 125-ФЗ до внесения поправки дальнейший пересчет предусматривался в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности, изменением круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, и в случае индексации выплаты. Теперь в качестве дополнительного условия пересчета указано уточнение данных о размере фактического заработка застрахованного. Напомним, что фактический заработок может быть уточнен в ситуации, когда застрахованный работник (страхователь) не имел возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата. В этом случае ежемесячная страховая выплата рассчитывается из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли (подотрасли) для данной профессии исходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами. А вот если позже, уже после назначения выплаты, застрахованный (страхователь) представит страховщику справку о заработке, то на основании данных о фактическом заработке ежемесячная страховая выплата подлежит пересчету.
Во-вторых, в 2016 г. максимальные размеры единовременной и ежемесячной страховых выплат менялись позже - не с 1 января, а с 1 февраля. В январе сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты, составляла 84 964,2 руб., а с февраля и до конца 2016 г. составляет 90 401,9 руб. Эта сумма определена с учетом индексации на коэффициент 1,064 (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 14.12.2015 N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год").
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты на январь был установлен в сумме 65 330 руб., а с февраля и до конца 2016 г. составляет 69 510 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 363-ФЗ). Этот размер выплаты установлен с учетом коэффициента, установленного п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.12.2015 N 1299 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие максимальный размер на 1 января 2016 г. и 1 февраля 2016 г. соответственно, не изменяются.
Уточнение прав и обязанностей
- страхователя
Законодатель внес уточнения в перечень обязанностей страхователя, установленный п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ.
В прежней редакции указанной статьи (пп. 13 п. 2) страхователю вменялось в обязанность своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации. Теперь эта норма уточнена и дополнена.
Теперь страхователь дополнительно должен:
- сообщать в территориальные органы ФСС РФ сведения о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений. Речь идет о подразделениях, которым юридическим лицом открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. В случае закрытия таких счетов либо при прекращении полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса или по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц страхователь обязан известить об этом соответствующие подразделения фонда;
- представлять в территориальные органы страховщика документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным. Такие документы могут быть представлены в электронной форме и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
- страховщика
Прежний перечень прав страховщика также подвергся поправкам.
Согласно новой редакции пп. 6 - 9 п. 1 ст. 18 страховщик вправе предоставлять страхователям отсрочки (рассрочки) как по уплате страховых взносов, так и по уплате пеней и штрафов. При этом отсрочки (рассрочки) предоставляются в порядке и на условиях, которые аналогичны порядку и условиям, установленным ст. ст. 18.1, 18.2, 18.4 и 18.5 Закона N 212-ФЗ.
На законодательном уровне (пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ) теперь закреплено право страховщика принимать решение о направлении страхователями части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Раньше право страхователя использовать до 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году, упоминалось лишь в контексте страховых взносов, а точнее, правил их начисления, учета и расходования (п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
Унифицируя нормы Закона N 125-ФЗ с нормами других видов обязательного социального страхования, законодатель на уровне закона закрепил за страховщиком право:
- проводить проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователями, а также правильности выплаты обеспечения по страхованию застрахованным. В рамках этих прав страховщик может требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок. При этом проверки и истребование документов должны осуществляться в порядке, аналогичном тому, который установлен Законом N 212-ФЗ;
- требовать от страхователей документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, осуществления расходов на выплату обеспечения по страхованию, а также документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, правильность и обоснованность расходов страхователя на выплату обеспечения по страхованию;
- не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы страхователя, произведенные с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании от НСП и ПФ, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Унификация обязанностей
Унифицируя положения Закона N 125-ФЗ с нормами Закона N 212-ФЗ, законодатель дополнил обязанности страховщика по обеспечению конфиденциальности полученных в результате его деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат.
Теперь в пп. 12 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ сказано, что ограничение доступа к информации о страхователе осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 32 Закона N 212-ФЗ. А исходя из положений этой статьи имеющаяся у территориального органа контроля за уплатой страховых взносов информация о плательщике страховых взносов является информацией с ограниченным доступом. Должностные лица территориальных отделений внебюджетных фондов не вправе разглашать такую информацию.
Дополнение норм об ответственности страхователя
Ответственность страхователя установлена ст. 19 Закона N 125-ФЗ. В абз. 6 п. 1 этой статьи теперь уточнена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок отчетности в территориальное отделение фонда. Такое нарушение, как и прежде, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Прежде минимальная сумма штрафа составляла 100 руб.
Если страхователь откажется представить или не представит в установленный срок страховщику документы (копии документов), необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, такое нарушение обернется взысканием штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Срок уплаты страховых взносов
До внесения поправок комментируемым Законом N 394-ФЗ срок ежемесячной уплаты страховых взносов был определен сроком получения в банке средств на выплату заработной платы за истекший месяц. А страхователь, уплачивающий страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, уплачивал взносы в срок, установленный страховщиком.
С 1 января 2016 г. страхователь должен уплачивать страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 4 ст. 22 Закона N 125-ФЗ в новой редакции).
Расчетный и отчетный период по страховым взносам, дата осуществления выплат и иных вознаграждений, исчисление и уплата страховых взносов, внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам определяются в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 10, 11, 15 и 17 Закона N 212-ФЗ.