Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Проблемы гендерного равенства при предоставлении на детей государственных пособий, финансируемых из средств региональных бюджетов (Самсонова В.О.)

Проблемы гендерного равенства при предоставлении на детей государственных пособий, финансируемых из средств региональных бюджетов (Самсонова В.О.)

Дата размещения статьи: 09.09.2016

Проблемы гендерного равенства при предоставлении на детей государственных пособий, финансируемых из средств региональных бюджетов (Самсонова В.О.)

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации <1> обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

В ст. 19 Конституции Российской Федерации провозглашено, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 31 Семейного кодекса Российской Федерации <2> определяет равенство супругов в вопросах материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросах жизни семьи.
--------------------------------
<2> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1996. 1 янв. N 1. Ст. 16.

В полной мере поддерживаю позицию Ю.Б. Корсаненковой, представляющей, что воплощение в жизнь разделения семейных обязанностей между мужчиной и женщиной должно происходить через предоставление семейных льгот как мужчинам, так и женщинам. Для этого следует устранить гендерную асимметрию в отношении мужчин, сложившуюся при предоставлении государственных пособий на детей <3>.
--------------------------------
<3> Корсаненкова Ю.Б. Проблемы гендерного равенства в социально-обеспечительных отношениях в связи с предоставлением детских пособий // Социальное и пенсионное право. 2010. N 2.

При установлении конкретных мер социальной защиты гражданам с семейными обязанностями возможность их использования предоставляется федеральным законодателем, как правило, обоим родителям.
Так, Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ст. 11) право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее; право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предоставлено матери либо отцу, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию (ст. 13) и др. <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. 1995. 22 мая. N 21. Ст. 1929.

В то же время в региональном законодательстве, регулирующем порядок выплат пособий на детей, в настоящее время существует дисбаланс прав мужчин и женщин.
Действительно, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать особенности законодательства о социальных пособиях на детей, действующего на территории соответствующего региона. Однако наличие существенных различий в правах на такие пособия мужчин-отцов и женщин-матерей позволяет говорить в рамках данной статьи о возможности корректировки данных норм с целью искоренения такого дисбаланса.
Так, в Законе Рязанской области "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей" <5> и Постановлении Правительства Рязанской области "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей" <6> определяется, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет одинокая мать.
--------------------------------
<5> Закон Рязанской области от 2 февраля 2005 г. N 12-ОЗ "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей" // Рязанские ведомости. 2005. 5 февр. N 24 - 25.
<6> Постановление Правительства Рязанской области от 25 февраля 2005 г. N 35 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей" // Рязанские ведомости. 2005. 1 марта. N 43.

Анализируя данную норму регионального закона, на мой взгляд, следует учесть, что по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в Рязанской области было зафиксировано частных домохозяйств, состоящих из отца с детьми - 4709, из них с детьми до 18 лет - 1368 <7>.
--------------------------------
<7> Всероссийская перепись населения 2010 года. Т. 6: Число и состав домохозяйств. Частные домохозяйства, состоящие из двух и более человек, по типам, размеру и числу детей моложе 18 лет по субъектам Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru.

Согласно нормам указанных выше нормативно-правовых актов данное пособие назначается и выплачивается:
- если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери;
- при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она записана в книге государственной регистрации актов гражданского состояния в качестве матери.
Однако в ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации указывается, что усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола.
В Кодексе лишь оговаривается запрет (ст. 128 СК РФ) на возможность быть усыновителем лицу, не состоящему в браке, если его разница в возрасте с усыновляемым ребенком менее шестнадцати лет. Но все-таки по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.
Также Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет, что лицам, состоящим в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лицам, являющимся гражданами указанного государства и не состоящим в браке, не разрешается быть усыновителями на территории РФ.
По указанным мотивам приведенные выше нормы региональных правовых актов Рязанской области вызывают возражения.
Более того, в ст. 3 Закона Рязанской области "О материнском (семейном) капитале в Рязанской области" закреплено право на материнский (семейный) капитал для мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2011 г. (в том числе в случае смерти первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей) <8>.
--------------------------------
<8> Закон Рязанской области от 15 ноября 2011 г. N 105-ОЗ "О материнском (семейном) капитале в Рязанской области // Рязанские ведомости. 2011. 16 нояб. N 215.

Таким образом, законодатель данного региона не исключает возможности усыновления детей мужчиной, не состоящим в браке (вдовцом), и, следовательно, на мой взгляд, его права наравне с одинокой матерью-усыновительницей также должны быть защищены со стороны государства путем оказания материальной помощи в виде указанного ежемесячного пособия на ребенка.
Также законодатель Рязанской области оговаривает возможность выплаты пособия на ребенка при передаче его в установленном порядке от одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, ее болезни и по другим причинам).
Таким образом, в законе имеется пробел в части выплаты ежемесячного пособия опекуну или попечителю при передаче им детей от одинокого отца, в случае его болезни, смерти или иным причинам, что приводит к лишению данных детей материальной поддержки государства.
В связи с этим полагаю необходимым данное основание выплаты ежемесячного пособия опекуну или попечителю, сформулированное законодателем Рязанской области, дополнить указанием о передаче им детей от одинокого отца в случае его болезни, смерти или иным причинам.
Полагаю, что с позиций равенства семей с детьми, воспитываемых одинокими родителями (усыновителями), целесообразно право на ежемесячное пособие на ребенка, предоставляемое в Рязанской области одинокой матери, предоставлять и семье с детьми, воспитываемых одним отцом.
Как справедливо отмечает Исаева Е.А., в защите, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, нуждаются не только матери, но и другие члены семьи, которые наравне с женщиной обладают семейными обязанностями <9>.
--------------------------------
<9> Исаева Е.А. Тенденции развития законодательства о родительских отпусках в странах Европы // Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. N 4 (18).

В соответствии со ст. 8 Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" <10> в данном регионе на детей многодетных одиноких матерей с четырьмя и более детьми выплачивается дополнительное ежемесячное пособие на детей.
--------------------------------
<10> Закон Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" // Нижегородские новости. 2004. 1 дек. N 222 (3154) // Правовая среда. 2004. N 65 (561).

Таким образом, в Нижегородской области выплата дополнительного ежемесячного пособия на детей не распространяется на многодетных отцов, воспитывающих детей без матери.
Между тем, по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, в Нижегородской области отмечено частных домохозяйств, состоящих из отца с тремя и более детьми, - 58 <11>.
--------------------------------
<11> Всероссийская перепись населения 2010 года...

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более, если в такой семье воспитывается несколько малолетних детей <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2012. N 1.

В целях финансовой поддержки многодетной семьи и недопущения создания неравенства между детьми, воспитываемыми многодетной одинокой матерью и детьми из многодетных семей, воспитываемых одним отцом, не состоящим в браке (вдовцом) с четырьмя и более детьми, предлагается в Нижегородской области распространить выплату дополнительного ежемесячного пособия на детей и на эти семьи.
В ст. 8 Закона города Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" <13> законодателем предусмотрена выплата матери, уволенной в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателя - физического лица в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, ежемесячной компенсационной выплаты на детей в возрасте до полутора лет.
--------------------------------
<13> Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2005. 14 дек. N 70.

Представляется, что формулировка ст. 8 Закона г. Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" является дискриминацией по отношению к отцам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, тем более что Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ст. 13) предусматривает возможность такой гарантии для отца. Более того, в России в последние годы сложилась тенденция по увеличению количества мужчин, находящихся в означенном отпуске <14>.
--------------------------------
<14> Марина Ланцбург: "Мы идем в сторону свободы. Свободы выбора" // Аргументы и факты. Здоровье. 2014. 22 мая. N 21.

Полагаю, что в целях гендерного равенства сформулированная в ст. 8 Закона г. Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" льгота должна быть распространена и на мужчин - получателей пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Такая позиция также подкрепляется судебной практикой Европейского суда по правам человека <15>.
--------------------------------
<15> Постановление Европейского суда по правам человека от 7 октября 2010 г. Дело "Константин Маркин против России" (Konstantin Markin v. Russia) (жалоба N 30078/06) (I Секция) (извлечение). URL: http://www.consultant.ru.

Суд указал, что в отличие от послеродового отпуска и связанных с ним пособий, которые прежде всего имеют целью обеспечить восстановление сил матери после родов и вскармливания, отпуска по уходу за ребенком и соответствующие пособия относятся к последующему периоду и имеют целью присутствие родителя дома для личного ухода за ребенком. В этот момент воспитания ребенка оба родителя находятся в "аналогичном положении".
Согласно ст. 43.7 Закона Воронежской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" <16> в связи с рождением (усыновлением) ребенка гарантируется единовременная денежная выплата женщинам, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент обращения за выплатой, или законным представителям ребенка (детей) - в случае смерти (гибели) матери ребенка (детей), постоянно проживающей на территории Воронежской области.
--------------------------------
<16> Закон Воронежской области от 14 ноября 2008 г. N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" // Молодой коммунар. 2008. 18 нояб. N 126.

Следует отметить, что согласно ст. 11 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка закреплено за одним из родителей либо лицом, его заменяющим.
Полагаю, что законодательной ветви власти Воронежской области в целях недопущения дискриминации между членами семьи нужно принять во внимание положения вышеприведенной нормы Федерального закона и закрепить в областном законе право на получение единовременной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка не только женщинам, но и мужчинам-отцам.
Приятно отметить, что в отдельных регионах вопрос о соблюдении прав отцов детей на получение государственных социальных пособий начинает разрешаться в положительном направлении.
Анализ норм Закона Брянской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области" <17> свидетельствует об обеспечении некоторых гарантий для одиноких отцов.
--------------------------------
<17> Закон Брянской области от 20 февраля 2008 г. N 12-З "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области" // Официальная Брянщина. 2008. 21 февр. N 3.

Так, в ст. 25 определяется, что не состоящий в браке отец, имеющий родного или усыновленного ребенка, имеет право на получение пособий по уходу за ребенком, в случае работы на условиях неполного рабочего дня или на дому - оплату больничного листа по уходу за ребенком, другие льготы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для одиноких лиц с детьми.
Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов детям мужчин, не состоящих в браке, усыновивших и воспитывающих детей без матери.
Между тем в ст. 22 этого же Закона провозглашены гарантии только для работающей (обучающейся) матери.
В статье указано, что независимо от организационных форм собственности предприятия работодателем гарантируется работающей женщине-матери создание необходимых условий для воспитания и содержания детей путем оказания ей социальной помощи и поддержки через систему льгот и пособий, выплачиваемых за счет государственных и муниципальных фондов.
В целях недопущения дискриминации по половому признаку отцов такую гарантию следовало бы предусмотреть и работающим (обучающимся) мужчинам, имеющим детей до восемнадцати лет.
Кроме того, такое нововведение согласуется с реальными жизненными ситуациями, свидетельствующим о том, что если ребенок-инвалид воспитывается в полной семье, то чаще всего мать осуществляет уход за ребенком-инвалидом, а отец работает, в связи с чем именно его права как кормильца семьи должны быть защищены государством.
Анализ норм регионального законодательства, регулирующего отношения по предоставлению пособий в связи с воспитанием в семье ребенка, позволил выявить ряд проблем и предложить пути их решения.
Проведенное исследование позволяет присоединиться к позиции, сформулированной делегатами круглого стола "Правовые проблемы гендерного равенства в России: философия, социология, юридическая техника", подчеркивавших, что если женская дискриминация носит, как правило, скрытый характер и проявляется в момент реализации нормы права в виде отсутствия необходимых условий для ее реализации женщиной, то мужская дискриминация закрепляется законодательно путем непредоставления права, исключения мужчины как участника тех или иных правоотношений <18>.
--------------------------------
<18> Скурко Е.В., Магомедова Е.А., Никитина Н.К. Обзор материалов круглого стола "Правовые проблемы гендерного равенства в России: философия, социология, юридическая техника" // Государство и право. 2007. N 9. С. 115.

Литература

1. Всероссийская перепись населения 2010 года. Т. 6: Число и состав домохозяйств. Частные домохозяйства, состоящие из двух и более человек, по типам, размеру и числу детей моложе 18 лет по субъектам Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 11.07.2015).
2. Исаева Е.А. Тенденции развития законодательства о родительских отпусках в странах Европы // Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. N 4 (18).
3. Корсаненкова Ю.Б. Проблемы гендерного равенства в социально-обеспечительных отношениях в связи с предоставлением детских пособий // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4.
4. Ланцбург Марина: "Мы идем в сторону свободы. Свободы выбора" // Аргументы и факты. Здоровье. 2014. 22 мая. N 21.
5. Скурко Е.В., Магомедова Е.А., Никитина Н.К. Обзор материалов круглого стола "Правовые проблемы гендерного равенства в России: философия, социология, юридическая техника" // Государство и право. 2007. N 9. С. 115.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑