Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.09.2020

Законопроект направлен на установление с 1 января 2021 года минимального почасового уровня оплаты труда, в сумме 150 рублей в час, для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени. Также он предусматривает ежегодную индексацию минимального почасового размера оплаты труда.

подробнее
16.09.2020

Законопроект направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице. В связи с этим предлагается установление следующих размеров пособий по безработице: 12 130 рублей – минимальная величина пособия; 24 260 рублей - максимальная величина пособия по безработице.

подробнее
15.09.2020

Цель законопроекта - устранение необоснованной практики заключения краткосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства (Шелудякова Т.В.)

Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства (Шелудякова Т.В.)

Дата размещения статьи: 09.09.2016

Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства (Шелудякова Т.В.)

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7) <1>. Политика, по определению И.А. Демидова, это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов. Ряд авторов под государственной политикой понимают область взаимодействия между различными социальными группами, определяющую формы, методы, содержание деятельности государства по решению различных задач. Специфика политических отношений заключается в установлении связей бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции данной связи <2>.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1691.
<2> См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова и д.ю.н. А.В. Малько. М.: НОРМА, 2003. С. 4 - 8.

В теории государства и права принципы - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в Конституциях либо важнейших законах.
К общим идеям и принципам, лежащим в основе любого гражданского общества, Н.И. Матузов относит безусловное признание и защиту естественных прав человека и гражданина и проведение эффективной социальной политики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей <3>.
--------------------------------
<3> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 80.

В юридической науке и действующем законодательстве принципы социальной политики четко не сформулированы, характеризуются разбросанностью, что обусловливает актуальность их детального исследования. Подробное рассмотрение и определение принципов позволит сконцентрировать правотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества в едином направлении.
Н.С. Бондарь к основным принципам осуществления социальной политики относит, во-первых, защиту наиболее уязвимых слоев населения, во-вторых, содействие экономической активизации различных слоев населения <4>. По мнению В.И. Жукова, основными принципами социальной политики являются "социальная справедливость, эгалитаризм, понимаемый как равенство социальных возможностей, социальное партнерство; социальное равновесие; гармонизация социальных противоречий; максимизация прожиточного уровня; выравнивание доходов; активная реакция правительства на социальные последствия экстремальных ситуаций (стихийные бедствия, вооруженные конфликты и т.д.); соблюдение законов; реагирование на общественное мнение" <5>. С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова принципами социальной политики считают установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, а также индексацию доходов населения <6>.
--------------------------------
<4> Бондарь Н.С. Конституционный Суд Российской Федерации - гарант социальных прав граждан // Право и власть. 2002. N 2. С. 2.
<5> Жуков В.И. Социальная политика: сущность, итоги и возможности // Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., 2003. С. 408 - 410.
<6> Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: Учебное пособие. М.: Форум, 2009. С. 148.

Социальная политика государства в конституционно-правовом аспекте - это всегда массовая политика. Особенностью социальной политики является то, что она затрагивает интересы широких слоев населения и тесно связана с культурой <7>. Это, в свою очередь, требует гибкости, тонкости, но в то же время твердости в определении подходов к тому или иному решению. Следовательно, в область рассмотрения принципов социальной политики входит и анализ принципов в сфере образования, здравоохранения, трудоустройства, молодежной и жилищной политики.
--------------------------------
<7> Пастухов В. Конституционный формат социальной политики: ограничения и стимулы // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1 (62). С. 63.

В ряде конституций зарубежных стран закреплены принципы социальной политики государства. Например, в Конституции Республики Индия 1949 г. в части IV сформулированы руководящие принципы социальной политики. "Государство проводит политику, направленную на обеспечение того, чтобы: a) граждане в равной степени имели права на достаточные средства к существованию; d) существовало равное вознаграждение за равный труд для мужчин и женщин; e) здоровье и силы рабочих, а также малолетних детей не подвергались злоупотреблениям; f) дети имели возможность развиваться в необходимых для их здоровья условиях, обеспечивающих свободу и достоинство, а детство и юность пользовались защитой от эксплуатации и моральной и материальной зависимости" <8>. В Конституции Объединенных Арабских Эмиратов основополагающими началами социальной политики государства выступают положения: "Семья является ячейкой общества. Закон гарантирует ее существование, безопасность и защищает от коррупции. Общество ответственно за охрану материнства, детства и несовершеннолетних и иных лиц, неспособных заботиться о себе самостоятельно по причине болезни, недееспособности, преклонного возраста, вынужденной безработицы. Все граждане обеспечиваются сообществом медицинским обслуживанием и профилактическими и лекарственными средствами от болезней и эпидемий. Общество содействует обеспечению возможностей трудоустройства для всех граждан и подготовке их к труду (ст. ст. 15, 16, 19, 20) <9>.
--------------------------------
<8> Конституция Республики Индия // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 2: Средняя Азия и Индостан. С. 256.
<9> Конституция Объединенных Арабских Эмиратов. Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 1: Западная Азия. С. 417 - 419.

В главе 3 Конституции Испании 1978 г. к основополагающим принципам социально-экономической политики относится - обеспечение правовой, экономической и социальной защиты семьи, всесторонней защиты детей (ч. ч. 1, 2 ст. 39), создание благоприятных условий для социального и экономического развития, для более справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности (ст. 40), поддержка государственной системы социального страхования, обеспечивающей всем гражданам необходимую помощь и социальные услуги, прежде всего при безработице (ст. 41) <10>. В Конституции Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка 1978 г. руководящими принципами государственной социальной политики являются: b) улучшение благосостояния народа максимально эффективным путем социального порядка; c) обеспечение для всех граждан соответствующего уровня жизни, включая достаточную пищу, одежду, пригодное для проживания жилье, постоянное улучшение условий их жизни, предоставление всех условий для досуга и использования социальных и культурных возможностей (ст. 27) <11>. Прямое закрепление принципов социальной политики государства в тексте Основного закона свидетельствует об их важности и гарантированности стабильной реализации <12>.
--------------------------------
<10> Конституция Испании 1978 г. // Конституции государств Европы: В 3 т./ Под ред. и со вступ. ст. директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. Т. 2. С. 58 - 61.
<11> Конституция Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 2: Средняя Азия и Индостан. С. 989.
<12> См. подробнее: Чиркин В.Е. Принцип социальной справедливости в конституционном измерении // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 39 - 43; Середа М.Ю., Колобова Т.В. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3. С. 19 - 21; Стародубцева И.А., Шелудякова Т.В. Конституционные обязанности государства и приоритеты социальной политики в России и зарубежных странах // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3. С. 26 - 28; Стародубцева И.А. Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации // Российская юстиция. 2010. N 8. С. 43 - 45.

Федеральное законодательство закрепляет множество принципов, которые напрямую относятся к принципам социальной политики государства, например, в Федеральных законах "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2) <13>, "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ст. 5) <14>, "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 4) <15>, "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ст. 4) <16>, "Об охране окружающей среды" (ст. 3) <17>, Трудовой кодекс (ст. 24) <18>, Семейный кодекс (ст. 1) <19> и другие. Во многих законах субъектов Федерации региональный законодатель формулирует массу принципов, относящихся к реализации социальной политики государства: о проведении молодежной политики - Закон Воронежской области "О государственной молодежной политике в Воронежской области" (ст. 5) <20>; об осуществлении семейной политики - Закон Воронежской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" (ст. 5) <21>; об исполнении государственной политики в области содействия занятости населения - Закон г. Москвы "О занятости населения в городе Москве" (ст. 3) <22>, в сфере здравоохранения (ст. 6) <23> и многие другие.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 31 дек.
<14> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 30 дек.
<15> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
<16> Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
<17> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. 2002. 12 янв.
<18> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 3.
<19> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
<20> Закон Воронежской области от 12 мая 2009 г. N 32-ОЗ "О государственной молодежной политике в Воронежской области" (в ред. от 29 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 2009. N 5. Ст. 161.
<21> Закон Воронежской области от 2 августа 2000 г. N 176-П-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" (в ред. от 6 июля 2009 г.) // Коммуна. 2000. 15 авг.
<22> Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве" (в ред. от 7 апреля 2010 г.) // Ведомости Московской городской Думы. 2008. N 11. Ст. 210.
<23> Закон Воронежской области от 5 апреля 2011 г. N 36-ОЗ "О здравоохранении в Воронежской области" // Молодой коммунар. 2011. 7 апр.

Следовательно, принципы социальной политики - это основные начала, определяющие направление проведения специальных мер государства, отражающие жизненно важные потребности каждого человека в сфере реализации прав на здравоохранение, жилище, образование, социальную защиту, занятость населения. Проанализировав их, автор предлагает основными принципами российской социальной политики считать: 1) защиту социально незащищенных (малоимущих) субъектов; 2) профилактику негативных последствий в социальной сфере; 3) позитивную ответственность органов публичной власти и должностных лиц; 4) социальное партнерство.
В первом принципе указаны определенные категории населения страны, которые не в состоянии самостоятельно, за счет свободного использования своих способностей и имущества обеспечить себе достойный уровень жизни. К данной категории можно отнести следующих субъектов социальных правоотношений: дети, молодые матери, инвалиды, престарелые, молодежь, сироты, временно безработные и др.
Сфера действия второго принципа распространяется прежде всего на поддержку экономически активного населения, по сравнению с его нетрудоспособной прослойкой. Увеличение численности последней влечет за собой негативные последствия в социальной сфере - понижение уровня жизни всех граждан нашей страны. Он означает, что в качестве профилактики негативных последствий государство должно поддерживать не только неимущих или нетрудоспособных, но и перспективную часть населения - создавать новые рабочие места, развивать высокотехнологичные производства в экономике, осваивать перспективные направления в промышленности, информационных технологиях. Тем самым быстрее реагировать на изменения мирового рынка труда, и как положительный результат иметь инновационное развитие всей страны. Профилактика негативных последствий в социальной сфере призвана содействовать прогрессивному развитию и правовой системы государства.
Третий принцип - ответственность органов публичной власти и должностных лиц должна быть позитивной, а не негативной. С точки зрения С.Е. Чаннова, позитивная ответственность является разновидностью социальной ответственности, но никак не юридической. Человек понимает, что он должен делать именно так, поскольку такое поведение будет отвечать его человеческой сущности, интересам государства, других людей. При этом у него должна возникать ответственность уже тогда, когда он приступает к исполнению своих обязанностей, а не когда он их исполняет или начинает действовать вопреки им. Это не что иное, как мера требовательности человека к себе <24>. Если конкретные чиновники на местах будут четко выполнять свои должностные обязанности, ответственно и "с пристрастием" относя прежде всего к себе, то субъекты социальной политики получат своевременную помощь - материальную, консультационную, организационную.
--------------------------------
<24> Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / Под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009. С. 139.

Четвертый принцип - социальное партнерство. Государство призвано защищать интересы не только самых ущемленных групп общества, но всех его составляющих: от крупного бизнеса до трудящихся, представителей науки и культуры, от работников корпораций в мегаполисах до сельского населения, разбросанного по регионам. Общество должно стать социальной базой, опираясь на которую государство может реализовать проводимую социальную политику. Россия должна быть комфортной для повседневного проживания основной массы населения. Для этого требуется расширить круг специально уполномоченных субъектов, реализующих социальную политику, внесением в него субъектов предпринимательской деятельности. Речь идет не только о крупных российских компаниях, но и более широких слоях работников и представителей бизнеса, которые нуждаются в нормативной правовой базе, закрепляющей их права и обязанности для проведения полноценного диалога с государством. Данных субъектов следует признать социальными партнерами для достижения компромисса между государством и гражданским обществом, для усиления контроля со стороны населения. Сочетание твердой вертикали власти с возможностями предпринимательского сообщества сможет упорядочить социальную структуру российского общества, четко определить права и обязанности каждого, а также долю ответственности.
Итак, принципы социальной политики - это основные начала, определяющие направление проведения специальных мер государства, отражающие жизненно важные потребности каждого человека в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, в области содействия занятости населения, поддержки молодежи и молодой семьи. К ним относятся: 1) защита социально незащищенных (малоимущих) субъектов; 2) профилактика негативных последствий в социальной сфере; 3) позитивная ответственность органов государственной власти и должностных лиц; 4) социальное партнерство.

Литература

1. Бондарь Н.С. Конституционный Суд Российской Федерации - гарант социальных прав граждан // Право и власть. 2002. N 2.
2. Жуков В.И. Социальная политика: сущность, итоги и возможности. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., 2003.
3. Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 1: Западная Азия.
4. Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 2: Средняя Азия и Индостан.
5. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под ред. и со вступ. ст. директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. Т. 2.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004.
7. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: Учебное пособие. М.: Форум, 2009.
8. Пастухов В. Конституционный формат социальной политики: ограничения и стимулы // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1 (62).
9. Российская правовая политика: Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова и д.ю.н. А.В. Малько. М.: НОРМА, 2003.
10. Середа М.Ю., Колобова Т.В. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3.
11. Стародубцева И.А. Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации // Российская юстиция. 2010. N 8.
12. Стародубцева И.А., Шелудякова Т.В. Конституционные обязанности государства и приоритеты социальной политики в России и зарубежных странах // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3.
13. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / Под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009.
14. Чиркин В.Е. Принцип социальной справедливости в конституционном измерении // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑