Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.09.2020

Законопроект направлен на установление с 1 января 2021 года минимального почасового уровня оплаты труда, в сумме 150 рублей в час, для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени. Также он предусматривает ежегодную индексацию минимального почасового размера оплаты труда.

подробнее
16.09.2020

Законопроект направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице. В связи с этим предлагается установление следующих размеров пособий по безработице: 12 130 рублей – минимальная величина пособия; 24 260 рублей - максимальная величина пособия по безработице.

подробнее
15.09.2020

Цель законопроекта - устранение необоснованной практики заключения краткосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Всякая ли ведомственная награда может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" (Акутаев Р.М.)

Всякая ли ведомственная награда может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" (Акутаев Р.М.)

Дата размещения статьи: 09.09.2016

Всякая ли ведомственная награда может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" (Акутаев Р.М.)

Поводом для рассмотрения дела Конституционным судом Республики Дагестан (далее - КС РД, Суд) в данном случае послужил запрос Кизлярского городского суда. Дело не предвещало ничего необычного. Более того, на первый взгляд оно казалось рядовым, не представлявшим особой сложности. В принципе так оно и случилось, хотя опыт подсказывал, что обыденно-банальных или рядовых дел не бывает. Вот и в этом случае неожиданным для КС РД оказалось беспрецедентное количество выраженных мнений по принятому решению. За более чем 20-летний период деятельности Суда не было случая, когда бы четверо судей, участвовавших в рассмотрении дела, пришли к трем разным мнениям по делу, включая и особое мнение <1>. Как тут не вспомнить бытующую поговорку: "Два юриста - три мнения".
--------------------------------
<1> В целом оспариваемое положение было признано конституционным, один из судей высказал особое мнение, признав оспариваемое положение не соответствующим республиканской Конституции. Автор же настоящих строк, согласившись с конституционностью принятого решения, высказал мнение относительно содержания отдельных его положений.

Следует ли случившееся оценивать как некое свидетельство "особого пути" познания истины в среде юристов, стремящихся докопаться до нее с помощью правовых инструментариев, судить не нам. Но как бы там ни было, остается уповать либо на несовершенство применяемых методов и средств познания истины, либо, что наиболее вероятно, на самих юристов, т.е. в очередной раз пенять на человеческий фактор.
Думается, прежде всего из этических соображений было бы некорректно давать оценку особому мнению, выраженному одним из судей КС РД. Поэтому позволю себе провести некий экскурс-анализ самого решения Суда по делу с изложением авторского мнения по отдельному пункту его постановляющей части. Думается, подобный ход мыслей будет для читателя наиболее интересен.
В Кизлярский городской суд обратилась гражданка Склярова Лидия Ивановна с заявлением признать незаконным отказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан присвоить ей звание "Ветеран труда" с выдачей соответствующего удостоверения.
Л.И. Склярова представила документы, свидетельствующие о том, что она имеет необходимый трудовой стаж, дающий ей право на пенсию по старости, и награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики, о чем свидетельствуют п. п. 1 и 2 Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", утвержденного Приказом Росстата от 8 октября 2010 г. N 345 (в редакции от 10 апреля 2012 г.). В деле имеется и договор подряда, заключенный на период с 4 октября по 3 ноября 2010 г. с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, по которому она обязуется за соответствующую плату выполнить работы по подготовке и проведению переписи населения в 2010 г. За добросовестное отношение к этой работе Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 мая 2012 г. N 278 Л.И. Склярова была награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года".
Судья Кизлярского городского суда Ю.Л. Резник, рассматривавший дело Л.И. Скляровой в порядке гражданского судопроизводства, выразил сомнение относительно конституционности п. 1.2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17 февраля 2005 г. N 27 (в редакции Указа Президента Республики Дагестан от 18 марта 2011 г. N 30) (далее - Положение), из которого следует, что ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено органами государственной власти и организациями, указанными в подп. "ж" - "ф" пункта 1.1 Положения, учитываются при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", если ими были награждены лица, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке. Поскольку п. 1.2 приведенного Положения мог быть применен в данном деле, приостановив производство по нему, Кизлярский городской суд обратился в Конституционный суд Республики Дагестан с запросом, в котором просил проверить конституционность п. 1.2 Положения в той его части, в какой он предусматривает присвоение звания "Ветеран труда" только лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, произведенными органами государственной власти и организациями, указанными в подп. "ж" - "ф" п. 1.1 Положения, работавшим в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке, не распространяя этот перечень на лиц, хотя и награжденных ведомственными знаками отличия в труде, но не работавших в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке.
Отмечу также, что Л.И. Склярова является пенсионеркой, ранее не работала в системе органов Росстата. В соответствии с условиями заключенного гражданско-правового договора она в течение месяца на возмездных началах выполняла работы по подготовке и проведению переписи населения, за что награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72) социальная защита, включая социальное обеспечение, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний ст. 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Разумеется, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. ч. 1, 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации и ч. ч. 2 и 4 ст. 55 Конституции Республики Дагестан).
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1); награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1). При этом здесь же предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, не сужая перечень этих лиц по отношению с установленным федеральным законом.
Конституция Республики Дагестан (ч. 1 ст. 13, ст. 40) признает Республику Дагестан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; закрепляет право каждого на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту. Предусмотрено развитие системы социальной защиты, поощрение различных форм общественной социальной помощи и благотворительности.
Во исполнение указанных конституционных положений и Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N 59 "О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда" Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17 февраля 2005 г. N 27 (в редакции Указа Президента Республики Дагестан от 18 марта 2011 г. N 30) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Отмеченная в запросе неопределенность п. 1.2 Положения предусматривает, что ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено органами государственной власти и организациями, указанными в подпунктах "ж" - "ф" п. 1.1 Положения, учитываются при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", если ими были награждены лица, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке. Лишь соблюдение указанных требований дает право лицу, награжденному ведомственным знаком отличия в труде, претендовать на присвоение ему звания "Ветеран труда", а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Из системной взаимосвязи положений, предусмотренных подп. "а" п. 1 и п. 1.2 Положения, следует, что награждение ведомственными знаками отличия в труде по своей правовой характеристике, относящейся к кругу подпадающих под него лиц, отличается от награждения иными наградами, например, лиц, удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации. Для присвоения звания "Ветеран труда" в качестве ведомственного знака отличия в труде необходимо, чтобы работник ранее состоял в штате учреждения (организации) и был награжден ведомственным знаком за отличие в труде в соответствии с его профессиональной деятельностью. Как справедливо отмечает Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 7 ноября 2012 г. N 3-АПГ12-3, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награждается ведомственным знаком отличия в труде. При этом положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров и, как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанный в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права, в частности, как это имеет место в нашем случае, гражданского права.
Верховный Суд Российской Федерации определил, что труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждения) и т.д.) <2>.
--------------------------------
<2> См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2012 г. N 3-АПГ12-3 // СПС "КонсультантПлюс". См. также: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2011 N 31-Г11-3 // СПС "КонсультантПлюс".

В ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации <3> подчеркивается, что такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан.
--------------------------------
<3> См., в частности: Определения Конституционного Суда от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О, от 22 ноября 2012 г. N 2133-О // "КонсультантПлюс".

Кроме того, согласно приложению к письму Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. N 5635-КС, содержащему Обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда" (раздел II, п. 2), при присвоении этого звания учитываются нагрудные знаки министерств и ведомств за многолетнюю и плодотворную работу в системе данных министерств и ведомств.
Следовательно, сложившаяся правоприменительная практика, связанная с награждением знаком отличия "Ветеран труда" лиц, имеющих ведомственные награды, свидетельствует, что при присвоении звания "Ветеран труда" вместе с указанными в Положении условиями учитываются и трудовые заслуги награждаемого, продолжительность и плодотворность его деятельности в подведомственных им (награждающим) органах и организациях в соответствии с записями в трудовой книжке.
Федеральная служба государственной статистики, наградившая Л.И. Склярову медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", как федеральный орган исполнительной власти, относится к числу органов, перечисленных в Положении. Л.И. Склярова имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. Однако ведомственная награда - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" получена ею не в качестве лица, проработавшего в системе органов Федеральной службы государственной статистики, о чем могла бы свидетельствовать соответствующая запись в трудовой книжке, а на основе заключенного возмездного краткосрочного гражданско-правового договора подряда.
Таким образом, КС РД, оценив как буквальный смысл оспариваемого п. 1.2 Положения, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой, пришел к выводу, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью награждаемого с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоящего в штате учреждения, организации или работающего в организациях, учреждениях, на предприятиях, подведомственных награждающему органу.
В связи с этим КС РД принял решение признать п. 1.2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" соответствующим Конституции Республики Дагестан в той мере, в какой он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, предусматривает присвоение звания "Ветеран труда" только лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде органами государственной власти и организациями, указанными в подп. "ж" - "ф" п. 1.1 Положения, в отношении своих работников, не распространяя это правило на лиц, хотя и награжденных ведомственными знаками отличия в труде, но не работавших в системе этих органов (организаций).
При этом в резолютивной части Постановления КС РД отметил, что признание оспариваемого пункта Положения конституционным не исключает правомочие законодателя Республики Дагестан в рамках своих полномочий, вытекающих из Конституции Российской Федерации (п. п. "б", "ж" ч. 1 ст. 72) и Конституции Республики Дагестан (ч. 2 ст. 55), и, исходя из имеющихся возможностей, предусмотреть дополнительные меры социальной поддержки лицам, награжденным ведомственным знаком отличия в труде, но не работавшим в подведомственных награждающему органу органах и организациях.
Справедливость последнего положения Постановления КС РД вызывает определенные сомнения. Дело в том, что по сложившемуся обыкновению правоприменительной практики и с точки зрения восприятия мер социальной поддержки, во всяком случае, в контексте тех рассуждений, которые имеют место в анализируемом Постановлении КС РД, эти меры ассоциируют с предоставлением ежемесячных жилищно-коммунальных и иных льгот, предусмотренных в соответствующих законодательных актах. На мой взгляд, предоставление подобных льгот лицам, награжденным ведомственным знаком отличия в труде, за их, хоть и добросовестный, но весьма краткосрочный и возмездный труд, по сути, уравнивает их в плане предоставления мер социальной поддержки с лицами, кому присвоено звание "Ветеран труда" <4>. Учитывая это, содержащееся в мотивировочной и резолютивной частях Постановления КС РД положение о возможности распространить право на получение звания "Ветеран труда" и соответствующие меры социальной поддержки на лиц, которые непосредственно не работали в системе органов и организаций, подведомственных награждающему министерству (ведомству), не состояли с ними в трудовых отношениях и не проявили продолжительного (многолетнего) и добросовестного (плодотворного) труда, но при этом награждены соответствующим ведомственным знаком отличия, как нарушающее принцип социальной справедливости, считаю юридически не вполне корректным. Полагаю, что в лучшем случае данная категория лиц заслуживает поощрения, скажем, в виде выплаты им единовременной денежной премии. Если награждение ведомственным знаком отличия в труде признать формой морального поощрения, то денежную премию можно расценить как ее материальную часть. С учетом высказанных соображений считал бы одним из оптимальных вариантов изложения п. 2 резолютивной части Постановления следующую ее редакцию:
--------------------------------
<4> На мой взгляд, присвоение звания "Ветеран труда" и награждение ведомственным знаком отличия - это далеко не одно и то же. Соответственно, они не могут иметь тождественные правовые последствия.

"Признание оспариваемого пункта не противоречащим Конституции Республики Дагестан не исключает правомочие законодателя Республики Дагестан в рамках своих полномочий, вытекающих из Конституции Российской Федерации (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72) и Конституции Республики Дагестан (часть 2 статья 55), и, исходя из имеющихся возможностей, в том числе за счет дополнительных средств федерального бюджета, предусмотреть дополнительные меры поощрения лицам, награжденным ведомственным знаком отличия, но не работавшим в системе органов и организаций, наградивших их".

Литература

1. Определения Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2011 г. N 31-Г11-3, от 7 ноября 2012 г. N 3-АПГ 12-3 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О, от 22 ноября 2012 г. N 2133-О // СПС "КонсультантПлюс".

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑