Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Реализация принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела акционерного общества (Коваленко Е.И.)

Реализация принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела акционерного общества (Коваленко Е.И.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

Реализация принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела акционерного общества (Коваленко Е.И.)

В 2013 г. за Банком России была закреплена новая функция - осуществление регулирования, контроля и надзора в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. По мнению О.М. Шевченко, существует ряд серьезных факторов и рисков, дающих повод усомниться в том, что Банк России будет эффективно регулировать корпоративные отношения вне финансовой сферы <1>.
--------------------------------
<1> Шевченко О.М. Банк России как регулятор корпоративных отношений. URL:  http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/1173.

Возможно, правы те, кто утверждает, что регулирование корпоративных отношений для Банка России не просто чуждо, но и является обременительным <2>. Однако мы остановимся на других моментах. Во-первых, почему третьи лица вмешиваются в частные дела? А во-вторых, если вмешательство оправданно, тогда как должен происходить процесс вмешательства?
--------------------------------
<2> См., например.: Рождественская Т.Э. Создание мегарегулятора в России: цели, задачи, проблемы и перспективы развития // Банковское право. 2013. N 5. С. 10 - 17; Кондрат Е.Н. Финансовый мегарегулятор в России: правовая основа и первые шаги // Российская юстиция. 2014. N 3. С. 13 - 16.

В научной литературе подчеркивается, что корпоративное право уже давно выделено в отдельную сферу частного права <3>. А законодательное отнесение корпоративных отношений к сфере регулирования гражданского права позволяет распространить главные принципы гражданского права на рассматриваемую нами сферу, в частности принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
--------------------------------
<3> Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. С. 47.

В учебниках по гражданскому праву рассматриваемый принцип трактуется следующим образом: органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского оборота, если они осуществляют деятельность в соответствии с требованиями законодательства и не входят в противоречие с публичными интересами <4>.
--------------------------------
<4> Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 29; Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 51.

На сегодняшний день Банк России является мегарегулятором финансового рынка, что предполагает регулирование им сферы как финансовых, так и корпоративных отношений. Установление обязательных требований к эмиссии ценных бумаг и контроль финансового рынка, безусловно, относятся к сфере публичных интересов, поскольку оказывают прямое влияние на состояние российской экономики. А вот корпоративные отношения, на наш взгляд, относятся преимущественно к сфере частных интересов, поэтому необходимо разобраться, насколько оправданно вмешательство третьих лиц.
Н.М. Коршунов отмечал, что "публично-правовое регулирование частной сферы общественных отношений объективно необходимо. Без этого частное право не может эффективно функционировать, оно должно подкрепляться защитой публичного права. Наличие в частной сфере публично-правовых элементов отражает и потребности сегодняшнего периода развития экономики, и национальные черты будущего российского рынка, сочетающего саморегулируемость и государственное управление экономическими процессами" <5>. Однако статус Банка России на сегодняшний день является неопределенным. С одной стороны, высказываются мнения, что Центральный банк Российской Федерации имеет уникальный правовой статус - юридическое лицо публичного права как публично-правовой субъект, не являющийся органом государственной власти, но обладающий государственно-властными полномочиями <6>, с другой - является органом государственной власти либо государственным органом <7>. Есть еще третья точка зрения, согласно которой Банк России - учреждение с правом заниматься приносящей доходы деятельностью <8>.
--------------------------------
<5> Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 148.
<6> См., например: Пастушенко Е.Н., Земцов А.С. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики // Банковское право. 2013. N 6. С. 35 - 41; Пастухов Н.А. Центральный банк Российской Федерации как юридическое лицо // Финансовое право. 2015. N 5. С. 38 - 43; Кравченко Д.В. Юридические лица публичного права как новый субъект правоотношений в области банковской деятельности // Банковское право. 2012. N 2. С. 35 - 43.
<7> См., например: Лукин М.М. Соотношение понятий "орган государственной власти" и "государственный орган" в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 31 - 36; Экмалян А.М. Банк России как мегарегулятор финансового рынка: цели деятельности, функции и полномочия // Юрист. 2015. N 7. С. 4 - 11; Асадов А.М. Косвенные (опосредованные) административно-правовые отношения в сфере экономики и финансов: Дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2014. С. 304.
<8> См., например: Клейн Н.И., Чубаров В.В. Правоспособность Центрального банка Российской Федерации // Право и экономика. 2000. N 1; Бадтиев А.Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения // Финансовое право. 2004. N 5. С. 61 - 65; Пастухов Н.А. Центральный банк Российской Федерации как юридическое лицо // Финансовое право. 2015. N 5. С. 38 - 43.

Со своей стороны мы придерживаемся первой точки зрения по следующим причинам. В ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) закреплено, что Центральный банк РФ является юридическим лицом. Однако фактическое положение свидетельствует о несоответствии статуса Банка России понятию "юридическое лицо", указанному в ст. 48 ГК РФ. А наличие полномочий по регулированию публичных отношений вносит в статус Банка России дополнительные особенности. Таким образом, сочетание частноправового статуса с публичными полномочиями наиболее лаконично укладывается в конструкцию юридического лица публичного права.
Посмотрим более внимательно на полномочия Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах). Итак, Банк России определяет порядок опубликования сведений о приобретении более 20% голосующих акций общества (п. 4 ст. 6); осуществляет государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) акций непубличным обществом (п. 3 ст. 7.1); принимает решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию (п. 2 ст. 7.2, ст. 92.1); в некоторых случаях устанавливает порядок определения стоимости чистых активов общества (п. 3 ст. 35); определяет перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 91); устанавливает дополнительные требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (п. 8. ст. 83); осуществляет государственный контроль за приобретением акций публичного общества (ст. 84.9); определяет порядок и сроки хранения документов общества (п. 2 ст. 89); определяет объем и порядок раскрытия информации обществом (ст. 92). Можно сказать, что по сравнению с Законом о Банке России (который очень широко обозначил новую функцию) Закон об акционерных обществах ограничил рамки вмешательства в частные дела акционерных обществ, и все же они не ограничены только вопросами эмиссии. Также следует отметить, что выделенные полномочия носят разрозненный характер и объединить их на основании предмета регулирования представляется крайне сложным.
Анализ приведенных полномочий Банка России позволяет говорить о том, что практически все совершаемые действия прямо или косвенно направлены на осуществление эффективной защиты инвесторов или акционеров, что, в свою очередь, повышает качество инвестиционного климата в стране. В этой связи совершенно справедливо, что публично-правовое регулирование частной сферы общественных отношений призвано обеспечивать охрану как публичных, так и частных интересов, придавая последним публичную значимость и способствуя тем самым реализации концепции правового государства, приоритета прав и свобод человека <9>.
--------------------------------
<9> Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. С. 230.

Подчеркнем, что Банк России не осуществляет произвольного вмешательства в дела какого-то конкретного акционерного общества. Напротив, разработанные положения применяются ко всем без исключений и изъятий. Все критерии и порядок применения установлены Законом об акционерных обществах и подзаконными нормативными актами. Например, Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Банком России 30.12.2014 N 454-П, содержит исчерпывающий перечень дополнительных сведений, подлежащих раскрытию акционерным обществом, а также порядок раскрытия (в т.ч. порядок опубликования).
Примечательно, что Банк России вправе принимать как обязательные для исполнения конкретными акционерными обществами акты (нормы), так и рекомендательные, распространяющие действие на всех. По справедливому замечанию некоторых авторов, подобные акты хоть и не являются обязывающими, но способны значительно ограничить доступ к рынку и даже лишить участника профессиональной квалификации <10>. В частности, речь идет о принятии Кодекса корпоративного управления (далее - ККУ), одобренного Советом директоров Банка России 21 марта 2014, который носит рекомендательный характер и является основанием для разработки локальных ККУ.
--------------------------------
<10> См.: Энтов Р., Радыгин А., Межераупс И., Швецов П. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. М.: ИЭПП, 2006. С. 264.

Очень точно роль Кодекса корпоративного управления определена Организацией экономического сотрудничества и развития в Принципах корпоративного управления ОЭСР: "Степень соблюдения корпорациями базовых принципов надлежащего корпоративного управления становится все более важным фактором при принятии решений по вопросам инвестиций. Особое значение имеют отношения между практикой управления корпорациями и все более интернациональным характером инвестиций. Международные потоки капитала дают компаниям возможность находить источники финансирования, используя гораздо более широкий круг инвесторов. Если страны хотят воспользоваться всеми преимуществами глобального рынка капитала и привлечь долгосрочный "терпеливый" капитал, методы корпоративного управления должны быть убедительными, хорошо понятными по разные стороны границ и придерживаться международно-признанных принципов" <11>.
--------------------------------
<11> URL: http://www.oecdru.org/zip/C(2004)61.RUS.pdf.

Сказанное только подчеркивает, что полномочия Банка России направлены на улучшение инвестиционной привлекательности российских компаний. Те акционерные общества, которые не желают выходить на мировой уровень, не обязаны принимать локальные ККУ.
Таким образом, регламентация корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России является ярким примером изъятия из общего принципа о недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. В данном случае вмешательство будет носить не произвольный характер, а наоборот, оно упорядочено и происходит в рамках, установленных законом.

Литература

1. Асадов А.М. Косвенные (опосредованные) административно-правовые отношения в сфере экономики и финансов: Дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2014. 377 с.
2. Бадтиев А.Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения // Финансовое право. 2004. N 5. С. 61 - 65.
3. Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2007. 720 с.
4. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 776 с.
5. Клейн Н.И., Чубаров В.В. Правоспособность Центрального банка Российской Федерации // Право и экономика. 2000. N 1.
6. Кондрат Е.Н. Финансовый мегарегулятор в России: правовая основа и первые шаги // Российская юстиция. 2014. N 3. С. 13 - 16.
7. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 240 с.
8. Кравченко Д.В. Юридические лица публичного права как новый субъект правоотношений в области банковской деятельности // Банковское право. 2012. N 2. С. 35 - 43.
9. Лукин М.М. Соотношение понятий "орган государственной власти" и "государственный орган" в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 31 - 36.
10. Пастухов Н.А. Центральный банк Российской Федерации как юридическое лицо // Финансовое право. 2015. N 5. С. 38 - 43.
11. Пастушенко Е.Н., Земцов А.С. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики // Банковское право. 2013. N 6. С. 35 - 41.
12. Рождественская Т.Э. Создание мегарегулятора в России: цели, задачи, проблемы и перспективы развития // Банковское право. 2013. N 5. С. 10 - 17.
13. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. 456 с.
14. Шевченко О.М. Банк России как регулятор корпоративных отношений. URL: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--plai/article/1173.
15. Экмалян А.М. Банк России как мегарегулятор финансового рынка: цели деятельности, функции и полномочия // Юрист. 2015. N 7. С. 4 - 11.
16. Энтов Р., Радыгин А., Межераупс И., Швецов П. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. М.: ИЭПП, 2006. 460 с.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑