Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 12.09.2016
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", платят "за себя" взносы во внебюджетные фонды в фиксированных размерах. При этом у них есть право на сумму этих взносов уменьшить сумму исчисленного "упрощенного" налога за этот период. Порядок такого уменьшения зависит от того, производит ИП выплаты в пользу физлиц или нет. Однако на сегодняшний день представители Минфина и Минтруда не могут прийти к единому мнению, как вообще определяется "страховая" нагрузка на ИП-работодателей.
Прежде чем перейти к налоговой стороне вопроса, имеет смысл обратиться к базовым нормам, регламентирующим порядок уплаты взносов "за себя" индивидуальными предпринимателями. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат. То есть ИП платят "за себя" взносы во внебюджетные фонды вне зависимости от того, производят они выплаты в пользу физлиц или нет.
Размер имеет значение
Порядок "личных" расчетов с фондами определен положениями ст. 14 Закона N 212-ФЗ. И зависит он прежде всего от размера дохода, полученного коммерсантом за расчетный период.
Расчеты по минимуму
Так, все индивидуальные предприниматели платят "за себя" взносы в ФФОМС. Данный "медицинский" платеж определяется исходя из произведения минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенного в 12 раз. При этом в расчет принимается МРОТ, установленный федеральным законом на начало финансового года.
Поскольку на начало 2016 г. Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ (далее - Закон N 376-ФЗ) МРОТ был установлен в размере 6204 руб. в месяц, то за 2016 г. ИП должны заплатить "за себя" в ФФОМС 3796,85 руб. (6204 руб. x 5,1% x 12 мес.).
А теперь что касается пенсионных взносов. Опять же все ИП платят "за себя" платеж в фиксированном размере, который исчисляется как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона, увеличенное в 12 раз. Поскольку МРОТ на 2016 г. установлен в размере 6204 руб., то фиксированный платеж в ПФР составляет 19 356,48 руб. (6204 руб. x 26% x 12 мес.).
Размер минимальной страховой нагрузки на ИП в 2016 г. приведен в таблице 1.
Таблица 1. Размер личных взносов ИП в 2016 г.
ПФР Сумма страховых взносов, руб. |
ФФОМС Сумма страховых взносов, руб. |
Итого, руб. |
Тариф страхового взноса - 26% |
Тариф страхового взноса - 5,1% |
|
19 356,48 руб. |
3796,85 руб. |
23 153,33 |
"Сверхдоходные" взносы
Для тех ИП, у кого размер доходов за расчетный период 2016 г. не превысит 300 000 руб., на этом, собственно, расчеты с внебюджетными фондами завершаются. Тем же ИП, которые "заработают" больше, придется в бюджет ПФР дополнительно направить 1 процент от суммы "излишка". При этом сумма страховых взносов ограничена "верхней" планкой: она не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, и тарифа пенсионных взносов, увеличенное в 12 раз. То есть максимальная величина личных пенсионных взносов ИП в 2016 г. составляет 154 851,84 руб. (8 x 6204 руб. x 26% x 12 мес.).
Обратите внимание! По максимуму придется рассчитаться с ПФР и в том случае, если ИП не представит в инспекцию налоговую отчетность и по этой причине у территориальных органов ПФР не будет информации о его доходах. Если же суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направят предпринимателю требование об уплате недоимки, пеней и штрафов (ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Гибкая "фиксированность"
Если мы говорим о "сверхдоходных" взносах, то для страхователей также важно определить, являются ли они фиксированными платежами. И здесь есть некая неопределенность. В п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ сказано буквально следующее: "В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период...".
Из приведенной формулировки непонятно, является ли платеж в виде 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб., фиксированным, или же это относится только к платежу в минимальном размере (произведение МРОТ на тариф взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз). Минтруд в Письме от 24 ноября 2015 г. N 17-3/ООГ-1636 заявил, что "фиксированным размером страховых взносов, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем в ПФР, признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.
При этом сумма страховых взносов, исчисленная как 1,0 процент от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, является переменной величиной, зависящей от суммы дохода данного плательщика страховых взносов, и не может считаться фиксированным размером страхового взноса".
Налоговое "наследство"
Для ИП-"упрощенцев", которые платят единый налог с "доходов", вопрос о том, являются ли "сверхдоходные" взносы фиксированными, имеет принципиальное значение. Здесь, чтобы понять, в чем, собственно, проблема, ИП следует поделить на коммерсантов, которые привлекают к работе сотрудников, и тех, кто работает в одиночку.
Первая категория ИП вправе уменьшить исчисленную сумму "упрощенного" налога на сумму страховых взносов, уплаченных в соответствии с законодательством РФ. Однако при этом вкупе с больничными, платежами по договорам добровольного личного страхования работников вычет не может превышать 50 процентов от исчисленной суммы налога.
В свою очередь, ИП, которые также применяют "доходную" УСН, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.
Двоякое толкование
Если следовать позиции Минтруда, то ИП, не производящие выплат в пользу физлиц, смогут учесть при расчете "упрощенного" налога (хотя и без 50-процентного ограничения), только взносы "за себя", уплаченные в минимальном размере, то есть рассчитанные исходя из произведения МРОТ и тарифа взносов в ПФР, увеличенного в 12 раз.
В то же время налоговым вопросом ведает все же Минфин. Поэтому для целей налогообложения важна именно позиция финансистов.
Проблема в том, что она непостоянна. Так, в Письме от 29 декабря 2014 г. N 03-11-09/68180 представители Минфина пришли к выводу, что страховые взносы, рассчитанные с суммы превышения предельной величины дохода (300 000 руб. за расчетный период), также считаются страховыми взносами в фиксированном размере (см. также Письмо ФНС от 16 января 2015 г. N ГД-4-3/330@). А в Письме Минфина от 6 октября 2015 г. N 03-11-09/57011 финансисты уже заявили, что фиксированным признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение МРОТ на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых взносов в ПФР. При этом сумма страховых взносов, исчисленная с превышения предельной величины доходов, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода предпринимателя. Ну а коль скоро эти платежи не являются фиксированными, то и учесть их ИП при расчете "упрощенного" налога не вправе.
Сразу скажем, что данное разъяснение наделало немало шума: ИП оказались в довольно щекотливом положении. И, видимо, чтобы не допустить еще большей шумихи, Минфин в Письме от 7 декабря 2015 г. N 03-11-09/71357 вернулся к своей первоначальной позиции, признав и "сверхдоходные" взносы фиксированными.
Конфликт интересов
Однако на этом проблема с учетом фиксированных взносов не была решена окончательно. Представители Минфина в Письме от 17 июля 2015 г. N 03-11-11/41342 неожиданно обнаружили, что положения ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, в которых говорится об обязанности индивидуальных предпринимателей платить "сверхдоходные" взносы "за себя" в ПФР, распространяются только на ИП, которые не производят выплаты в пользу физлиц. Данный вывод финансисты продублировали также в Письмах от 26 февраля 2016 г. N 03-11-11/10863 и от 1 июля 2016 г. N 03-11-11/38743.
Совершенно очевидно, что при таком раскладе, раз уж ИП-работодатели не должны платить "сверхдоходные" взносы, то и учесть их при расчете "упрощенного" налога они не вправе. По большому счету, сами-то ИП от этого ничего не теряют, а может, наоборот, даже выигрывают, но... В этом случае "пенсионщики" наверняка предъявят коммерсантам свои претензии. Такой вывод напрашивается из Письма Минтруда от 20 апреля 2016 г. N 17-3/ООГ-624. В нем чиновники указывают, что в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели;
- лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (самозанятые лица).
При этом в силу положений ч. 3 ст. 5 Закона N 212-ФЗ в случае, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. То есть индивидуальный предприниматель, который имеет наемных работников, должен платить взносы во внебюджетные фонды как с выплат, произведенных в их пользу, так и, что называется, за себя. Причем что касается личных взносов ИП, то в Минтруда отмечают, что ст. 14 Закона N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений по их уплате в зависимости от того, производит ИП выплаты в пользу физлиц или нет. Ну и самый главный аргумент: согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства РФ о страховых взносах, плательщики страховых взносов вправе получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. А это в соответствии с Постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. N 610 - Минтруд. Поэтому все разъяснения представителей Минфина касательно порядка уплаты взносов во внебюджетные фонды недействительны. Во всяком случае, пока. Так что по крайней мере до 1 января 2017 г. слушаться в этой части следует представителей Минтруда. Ну а если налоговики на местах сочтут, что ИП неправомерно учитывают свои личные взносы при расчете "упрощенного" налога, то придется идти в суд. И опять же ИП оказывается меж двух огней: с одной стороны, Минфин, которому нужно, чтобы налоговые платежи увеличивались, с другой - Минтруд, для которого не менее важно пополнение внебюджетных фондов. Невольно задумаешься: может, это не так уж и плохо, что с начала 2017 г. взносы и налоги будут в "одних руках" (Закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ)?