Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации"

Дата размещения новости: 21.10.2015

В Государственную Думу РФ внесен законопроект "О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации". Его авторами являются депутаты Государственной Думы С.П.Кузин и С.Б.Дорофеев.

Основной целью законопроекта является уточнение порядка прекращения трудового договора с руководителем государственного и муниципального предприятия, учреждения в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, практика применения действующей редакции статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) свидетельствует о том, что зачастую решение об увольнении руководителей государственного или муниципального учреждения по указанному основанию (пункт 2 статьи 278), принимается произвольно, без учета интересов данной организации, а в некоторых случаях - исходя из корыстных интересов лиц, уполномоченных принимать соответствующие решения.

Оспаривание таких увольнений в суде сводится, как правило, к проверке судом лишь соблюдения собственником имущества организации или уполномоченным им лицом (органом) процедуры расторжения трудового договора, но не его обоснованности.

Между тем, рассматривая дело о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 ТК РФ и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года № 3-П), Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель государственного или муниципального учреждения лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации.

Конституционный Суд сформулировал свои правовые позиции по данному вопросу без выделения каких-либо особенностей относительно организационно-правовых форм и форм собственности организаций. Тем не менее, при совершенствовании трудового законодательства законодатель пошел по другому пути. Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ пункт 2 статьи 278 ТК РФ был дополнен положением о том, что решение о прекращении трудового договора по рассматриваемому основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это дополнение было внесено с целью урегулировать проблему на уровне подзаконного акта и только для организаций одной организационно-правовой формы. Однако даже в такой постановке вопрос до сих пор комплексно не решен.

Частично Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных 4 государственных унитарных предприятий" урегулирован лишь порядок увольнения руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Но указанное Постановление Правительства Российской Федерации не распространяется на руководителей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных унитарных предприятий. И это распространение невозможно в силу действующего законодательства о разделении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в действующей редакции пункта 2 статьи 278 ТК РФ отсутствует указание на особый порядок принятия решений об увольнении руководителей предприятий, что представляется неверным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, также как и государственные и муниципальные унитарные предприятия, относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право.

Соответственно, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника, имеют право на принятие решений об увольнении руководителей данных учреждений по рассматриваемому основанию.

Предлагаемая законопроектом редакция пункта 2 статьи 278 Кодекса, предполагает, что порядок принятия уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) указанного решения должен быть установлен для всех организаций.

В отношении руководителей унитарных предприятий, учреждений этот порядок устанавливается, в зависимости от того, в чьей собственности находится унитарное предприятие, учреждение, Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В отношении руководителей других организаций порядок принятия о прекращении трудового договора с руководителем организации по данному основанию устанавливается учредительными документами организации.

Вернуться на предыдущую страницу

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑