Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по РФ"

Дата размещения новости: 25.11.2015

Как указывается в пояснительно записке к законопроекту, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Указанные фундаментальные принципы не могут быть реализованы до тех пор, пока указанный показатель в России меньше прожиточного минимума.

Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако статья 421 указанного кодекса предполагает поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до указанного уровня. В действительности величина прожиточного минимума в целом по России, согласно ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», определяется Правительством РФ ежеквартально, в то время как МРОТ определяется Федеральным законом - 1 раз в год.

Так, Постановлением Правительства РФ от 04.06.2015 N 545 прожиточный минимум для трудоспособного населения за I квартал 2015 года установлен в размере 10404 рубля и будет увеличен ещё неоднократно, тогда как ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5965 рублей в месяц на весь 2015 год.

Вопреки закреплённому в указанном выше законе постепенному увеличению МРОТ до уровня прожиточного минимума, разрыв между обозначенными показателями только увеличивается. Если в 2014 году минимальный размер оплаты труда был установлен ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N ЗЗб-ФЗ в размере 5554 рубля и составлял 67 % от установленного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2014 N 586 за I квартал 2014 года прожиточного минимума в 8283 рубля, то сейчас первый показатель достигает только 57 % от второго.

Таким образом, государство не просто не гарантирует права граждан на достойную жизнь, но устанавливает минимальный размер оплаты труда значительно меньший, чем необходим для физического выживания, продолжает усугублять ситуацию и оставляет самые социально незащищенные слои населения на произвол судьбы.

В этой связи, в целях обеспечения фундаментальных прав граждан проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации» предусматривается, что минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации признаётся равным величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, определяемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за позапрошлый квартал в случае, если это не влечёт за собой его уменьшения.

Указанная формулировка:

  • во-первых, позволяется реализовать важнейший принцип права, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом МРОТ может быть и больше, если прожиточный минимум снижается;
  • во-вторых, учитывает особенности установления последнего, а также необходимость публикации новых показателей МРОТ до их введения. Так, например, если прожиточный минимум для трудоспособного населения за I квартал 2015 года установлен 04 июня, то увеличение МРОТ до указанного уровня будет осуществлено только в III квартале 2015 года.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации» направлен на преодоление декларативного характера основополагающих положений Конституции России и призван обеспечить исполнение государством своей социальной функции, заключающейся в гарантировании наименее защищенным слоям населения жизненно необходимых условий труда.

Вернуться на предыдущую страницу

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑