Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее

Проект Федерального закона N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации"

Дата размещения новости: 30.03.2016

Законопроект внесен в Государственную Думу правительством РФ.

Как указывается в пояснительной записке у законопроекту, он подготовлен в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798 (пункт 11), от 26 декабря 2013 г. №Пр-3050 (пункт 5), от 20 февраля 2015 г. № Пр-285 (подпункт "б" пункта 2), от 30 января 2016 г. №Пр-174 (подпункт "а" пункта 1).

В настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям (областям профессиональной деятельности) и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. В то же время профессиональные стандарты исключены из сферы действия данного закона, поэтому требуется установление правовых основ независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам (далее - оценка квалификации).

В соответствии со статьей 1951 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В связи с повышением требований к квалификации работников и постоянным обновлением компетенций работников возникает необходимость совершенствования подходов к оценке квалификации. Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание.

Понятие оценки квалификации (сертификации) в международной практике представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание неформального образования и обучения, в организации, имеющей данные полномочия. Услуги по оценке квалификации являются платными. При этом международный опыт (Великобритания, Франция, Канада и другие страны) свидетельствует о том, что развитие системы оценки квалификации работников осуществляется с помощью государственной поддержки.

Законопроект предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам (далее - система независимой оценки квалификации), основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет), полномочия которого определены Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249.

В целях организации работы по оценке квалификации в определенном виде профессиональной деятельности создаются советы по профессиональным квалификациям (далее - советы) на общероссийском уровне на базе отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей или ассоциации, представляющих профессиональные сообщества.

Советы наделяются решением Национального совета полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (далее - центры оценки квалификации).

Центры оценки квалификации проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты.

Обеспечение практической деятельности Национального совета, советов, центров оценки квалификации осуществляет национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, в состав которой в качестве соучредителей входят общероссийские объединения работодателей, заинтересованные общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация, функции и полномочия учредителя от имени которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса "Реестр независимой оценки квалификаций" (далее - Реестр), который включает в себя в том числе сведения о советах, центрах оценки квалификации, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.

В целях обеспечения единого подхода в работе советов, центров оценки квалификации Минтруд России после одобрения Национальным советом утверждает примерное положение о совете, требования к центрам оценки квалификации, форму бланка свидетельства о квалификации, положение об апелляционной комиссии, положения о проведении профессионального экзамена и о разработке оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов, порядок формирования и ведения Реестра.

Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц.

В связи с принятием законопроекта предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования порядка направления работодателями работников (с их письменного согласия) на прохождение оценки квалификации, а также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки квалификации.

По итогам профессионального экзамена соискателям выдается свидетельство о квалификации либо, в случае неудовлетворительного прохождения экзамена, заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю.

Оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу.

В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Законопроект учитывает практику работы в сфере оценки квалификации Национального совета и советов. Так, за 2015 год создано 50 центров оценки квалификации, прошли оценку квалификации 4,6 тыс. человек.

По информации Минтруда России, внедрение оценки квалификации создаст условия для обеспечения к 2018 году потребности в квалифицированных кадрах, прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в строительстве и машиностроении, а также для сокращения сроков повышения квалификации и переподготовки кадров не менее чем на 10% за счет уточнения образовательных программ и тем самым позволит снизить расходы работодателей и бюджетов всех уровней на данные цели в среднем на 3,5 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, оценка квалификации будет способствовать снижению аварийности и соблюдению технологических режимов производства (так, по данным саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Национальное агентство контроля сварки", оценка квалификации по профессиям сварки способствовала снижению аварийности на 20 - 25% на объектах "Газпрома" и "Роснефти").

Законопроектом предусмотрено, что в случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен законопроектом, оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (например, порядок оценки квалификации педагогических, медицинских работников, кадастровых инженеров и других работников).

В целях создания условий для формирования системы независимой оценки квалификации Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" в 2016 году предусмотрено выделение средств в объеме 300 млн. рублей (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"). На последующие годы объем государственной поддержки системы независимой оценки квалификации будет определяться в рамках бюджетного процесса.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Также в Государственную Думу Правительством РФ внесен законопроект N 1029587-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

Изменения в Налоговый кодекс РФ подготовлены в связи с законопроектом, предусматривающим введение в России института независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам.

Прохождение независимой оценки будет являться добровольным и осуществляться за счет средств физлица или за счет средств работодателя (если инициатором ее проведения будет работодатель).

Вернуться на предыдущую страницу

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑