Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения новости: 29.04.2016
Проект Федерального закона № 1055983-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" внесен в Государственную Думу депутатом О.В. Шеиным.
Законопроект предусматривает установление минимального размера индексации заработной платы в субъекте РФ. Он устанавливается правовым актом субъекта РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, индексация заработной платы регулируется статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации, однако четкий порядок проведения индексации не установлен. Поэтому многие работодатели из коммерческой сферы полагают, что индексировать заработную плату работников должны только бюджетные учреждения.
Повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечивается ее индексацией в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).
При этом бюджетные организации проводят такую индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, все остальные работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, в настоящее время организации коммерческого и некоммерческого типа (внебюджетные организации) решают сами, как производить индексацию заработной платы. Индексация заработной платы в таких организациях регламентируется, например, положением об оплате труда, в том числе посредством социального партнерства.
Роструд в письме от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1 выразил свою позицию относительно толкования статьи 134 ТК РФ сделав вывод, что законодатель установил обязанность для всех работодателей производить индексацию заработной платы.
Таким образом, если в локальных нормативных актах не предусмотрен порядок индексации заработной платы, работодатель обязан внести соответствующие изменения в действующие локальные нормативные акты.
Присутствие в правоприменительной практике различных толкований статьи 134 ТК РФ неоднократно служило поводом для обращений работодателей и работников в суды различных инстанций, в том числе в Конституционный Суд Российской Федерации, который не нашел оснований рассматривать статью 134 ТК РФ на предмет ее соответствия положениям Конституции Российской Федерации (Определение от 17 июня 2010 г. № 913-О-О). Данную статью определяют как обязывающую работодателей, не финансируемых из бюджета, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы либо как предоставляющую им такое право.
В своем Определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ).
Статья 134 ТК РФ не противоречит другим статьям Трудового кодекса и позволяет коммерческим организациям самостоятельно, в том числе с участием представителей работников, устанавливать порядок такой индексации (в отличие от работодателей — бюджетных организаций) и учитывать все значимые для сторон трудовых отношений обстоятельства.
Если исходить из положения, что индексация заработной платы представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников, то сам по себе напрашивается вывод о том, что индексация заработной платы является обязательной для всех категорий работодателей, что получило подтверждение в судебной практике по трудовым спорам на уровне судов ряда субъектов Российской Федерации, которые указали на обязательность проведения работодателями индексации заработной платы независимо от форм собственности организаций (определения Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2012 г. по делу № 33-8880/2012, Свердловского областного суда от 10.05.2012 г. по делу № 33-5756/2012, Московского городского суда от 06.02.2012 г. по делу № 33-3216, Нижегородского областного суда от 25.10.2011 г. по делу № 33-10824).
Несмотря на это, обязанность работодателя производить индексацию заработной платы в связи с ростом цен на товары и услуги зачастую интерпретируется как возможность производить данную индексацию. Как показывает практика, на многих предприятиях индексация заработной платы не производилась несколько лет. Работодатель, оформив документально положения, содержащие порядок индексации в зависимости от финансовых и экономических возможностей предприятия, ограждает себя от ответственности.
В правоприменительной практике есть ряд случаев, когда суды и органы прокуратуры не принимали заявления об отсутствии индексации заработной платы. Данные судебные акты четко указывают, что действующее законодательство не содержит императивных норм в отношении обязанности работодателя производить индексацию заработной платы, в то время как индексация, то есть обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, является социальной гарантией. Как следует из статьи 134 ТК РФ, рост потребительских цен на товары и услуги является основанием проведения индексации заработной платы работников, но не обязательной величиной такой индексации.
Как подчеркивается в пояснительной записке, органы государственного надзора при обращении обычно не видят нарушения закона, хотя существует практика участия прокуратуры в делах по индексации.
Статистические данные об уровне жизни населения и проведенные расчеты также оставляют желать лучшего. С учетом роста цен за последний год ситуация очень напряженная.
Для того чтобы обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работало как государственная гарантия, необходимо ввести ряд мер. Это очень важное социально-экономическое явление. У работодателей, не относящихся к бюджетным, нет обязанности производить индексацию на уровень инфляции. В связи с этим необходимо ввести минимум индексации заработной платы, который будет соответствовать уровню инфляции в соответствующих субъектах Российской Федерации. Данная мера позволит более четко регулировать уровень инфляции по регионам, учитывая экономические и социальные аспекты.
При этом для соблюдения принципа социальной справедливости в предлагаемом законопроекте учтено, что индексация заработной платы не является обязательной в случае, если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), выше десятикратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Российской Федерации.
Законопроектом ст. 134 ТК РФ излагается в новой редакции. Кроме того, Трудовой кодекс дополняется ст. 134.1 "Установление минимального размера индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги".
Вернуться на предыдущую страницу