Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее

Вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда

Дата размещения новости: 04.10.2016

4 октября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"

Законопроект внесен в Государственную Думу Правительством РФ, в соответствии с распоряжением Правительства РФ N 73-р.

В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что по данным Росстата на 1 октября 2015 г. суммарная задолженность по заработной плате составила 3 466 млн. рублей. По сравнению с 1 сентября 2015 г. задолженность увеличилась на 233 млн. рублей (на 7,2%). По сравнению с 1 октября 2014 г. задолженность увеличилась на 934 млн. рублей (на 36,9%).

Государственными инспекциями труда за 9 месяцев 2015 года было проведено 102775 проверок, по итогам которых было выявлено 80314 нарушений, из них - 37765 нарушений по оплате труда (47%), была выплачена задержанная заработная плата 775,4 тыс. работникам.

Общая сумма произведенных выплат задержанной заработной платы по требованиям госинспекторов за 9 месяцев 2015 года составляет 16,0 млн. рублей.

Цель законопроекта - повышение защищенности работников от недобросовестных работодателей в сфере оплаты труда.

Законопроектом предлагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Так в КоАП РФ предлагается нарушения по выплате заработной платы выделить в отдельный состав административных правонарушений.

Для лиц, допустивших частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния, предлагается установить повышенный размер штрафа за такое административное правонарушение.

При выявлении данного правонарушения впервые законопроектом увеличен размер штрафа только для должностных лиц и составит от десяти до двадцати тысяч рублей (в настоящее время - от одной до пяти тысяч рублей).

Помимо этого предлагается увеличить размер штрафа и предусмотреть альтернативные санкции в отношении должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушении, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц.

При этом максимальный размер штрафа для юридического лица составляет 100 тыс. руб. (в настоящее время - 50 тыс. руб.).

Также законопроект предусматривает введение прогрессивной шкалы увеличения размера денежной компенсации (статья 236 ТК РФ), если невыплата заработной платы продолжается свыше шести месяцев, то работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (действующей нормой предусмотрена одна трехсотая независимо от срока задержки).

В настоящее время процент по кредитам в банке существенно превышает размер установленной Кодексом компенсации.

Недобросовестные работодатели вместо получения кредита в банке на выплату заработной платы работникам задерживают заработную плату. Вместе с тем средний размер неполученной в срок работником заработной платы, взысканной государственными инспекциями труда, составляет порядка 20 тыс. рублей, что не позволяет сделать накопления.

В связи с этим при невыплате в срок заработной платы работник вынужден обращаться за кредитом в банк.

Изменения, предусмотренные законопроектом в статью 360 ТК РФ, позволят проводить внеплановые проверки работодателей государственными инспекторами труда, в том числе, в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда. В настоящее время такие проверки могут быть проведены при наличии жалоб с согласия органов прокуратуры.

Законопроектом вносятся изменения в ст. 392 ТК РФ, устанавливающие годичный срок на обращение работником в суд по спору о невыплате зарплаты с момента ее начисления (сейчас на это отводится 3 месяца).

Кроме того, законопроектом предлагается внесение изменения в статью 29 ГПК РФ, с целью предоставления возможности работникам подавать иск о защите трудовых прав работников по месту жительства (в настоящее время - по месту нахождения ответчика (работодателя).

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, возможность предъявления исков в суд по месту жительства позволит эффективнее защищать трудовые права работников при смене юридического адреса работодателя либо его регистрации в другом субъекте Российской Федерации; снизить материальные потери граждан, не получающих зарплату, в том числе при вахтовой, дистанционной работе, а также с учетом их общественно значимых особенностей (в частности, выполнение функций материнства и воспитания детей, наличия членов семьи, нуждающихся в уходе).

Авторы законопроекта полагают, что предложенные данным законом меры будут стимулировать работодателя к своевременной выплате работникам заработной выплаты в полном объеме и в размере, не ниже предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством.

Вернуться на предыдущую страницу

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑