Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения новости: 29.03.2017
Как указывается в пояснительной записке к нему, законопроект «О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня» разработан в целях законодательного закрепления правил применения ненормированного рабочего дня и исключения необоснованного использования этого режима рабочего времени работодателями в ущерб законным правам и интересам работников.
В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. При этом переработка не считается сверхурочной работой и не подлежит оплате в повышенном размере.
В качестве компенсации за работу с ненормированным рабочим днем статья 119 ТК РФ предусматривает предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может быть менее трех календарных дней.
Однако «необходимость» и «эпизодичность» являются оценочными категориями, причем как законодательство, так и руководящая судебная практика не дают даже приблизительных ориентиров. Это позволяет вуалировать под этот режим фактически сверхурочную работу, предполагающую, во-первых, повышенную оплату или предоставление дополнительного времени отдыха (но не менее времени, отработанного сверхурочно), а во-вторых, существенные ограничения усмотрения работодателя в части возможности привлечения к сверхурочным работам и их продолжительности (см. статьи 99 и 152 ТК РФ).
Кроме того, законодательно не определен круг лиц, которых можно привлекать к работе в режиме ненормированного рабочего дня. На практике в большинстве организаций, причем как государственной (муниципальной), так и частной форм собственности, такой режим устанавливается фактически поголовно всем сотрудникам.
Также действующее законодательство не устанавливает никакой связи между фактически отработанным временем за пределами рабочего дня и продолжительностью предоставляемого за это работнику дополнительного отпуска. Трехдневный отпуск может получить как работник, ни разу не привлекавшийся к работе после окончания своего рабочего времени, так и тот, который фактически «переработал», например, 200 и более часов в год.
Таким образом, действующее законодательство о ненормированном рабочем дне не способствует защите законных прав и интересов работников.
В частности, конституционного права на отдых, на установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени (часть 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Массовое и без справедливых законодательных ограничений использование ненормированного рабочего дня можно признать нарушением международных трудовых норм: нормы п. 1 ст. 2 Европейской социальной хартии об обязанности установить «разумную продолжительность рабочего дня и рабочей недели» и нормы п. 16 Рекомендации Международной организации труда о сокращении продолжительности рабочего времени (Рекомендации №116) о том, что «все часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени, должны считаться сверхурочными, кроме тех случаев, когда согласно принятому обычаю эти часы учитываются при установлении заработной платы».
Помимо упомянутых выше принципиальных проблем, на практике существуют еще и чисто «технологические» проблемы применения ненормированного рабочего дня. Так, в статье 101 ТКРФ говорится, что работники могут привлекаться к работе за пределами установленного для них рабочего времени по распоряжению работодателя. В то же время, зачастую возникают ситуации, когда работнику приходится принимать соответствующие решения самостоятельно, например, когда работник выполняет трудовые обязанности за пределами организации (бухгалтер сдает отчет в налоговую инспекцию, юрисконсульт принимает участие в судебном разбирательстве, главный инженер ведет переговоры с поставщиком и т.п.).
С целью преодоления обозначенных проблем и исключения злоупотребления работодателями своим правом на применение режима ненормированного рабочего дня в ущерб законным правам и интересам работников, законопроектом предлагается изложить статьи 101 и 119 ТКРФ в новой редакции. При этом большинство предлагаемых норм основано на нормах подзаконных актов, которыми фактически регулировались в нашей стране отношения, связанные с режимом ненормированного рабочего дня с момента его появления в 1920-х годах вплоть до вступления в силу ТК РФ, а также на многолетней практике их толкования и применения. Например, Постановлением Народного Комиссариата Труда СССР (НКТ СССР) от 13 февраля 1928 года № 106 «О работниках с ненормированным рабочим днем» устанавливались общие ограничения круга лиц, для которых может применяться ненормированный рабочий день, а также основные принципы применения ненормированного рабочего дня:
К сожалению, указанное Постановление было признано утратившим силу на территории Российской Федерации Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 893 без какой-либо адекватной замены утраченных в связи с этим норм. Между тем, они составляли основу защиты работников от превращения ненормированного рабочего дня в удлиненный рабочий день неопределенной и непредсказуемой продолжительности.
Общие правила о предоставлении работникам с ненормированным рабочим днем дополнительного отпуска и его продолжительности содержались в «Правилах об очередных и дополнительных отпусках», утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 года № 169. В частности, устанавливалось, что продолжительность такого отпуска не может превышать 12 рабочих дней.
Отдельные элементы указанных нормативных актов НКТ СССР воспроизведены в «Правилах предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 года № 884 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 993).
Однако этот нормативный акт действует только в отношении федеральных государственных учреждений и касается лишь части проблем применения ненормированного рабочего дня.
Постановление Совета Министров СССР от 29 августа 1953 года № 2295 «О режиме рабочего дня в министерствах, ведомствах и других советских учреждениях» осудило сложившуюся в предыдущий период практику грубого нарушения законодательства о режиме рабочего дня и потребовало от руководителей учреждений «строго соблюдать установленный распорядок рабочего дня, категорически запретив вызывать сотрудников на работу в неурочное время и удлинять рабочий день в учреждениях и организациях».
Из положений п. 13 «Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 года № 111/8-51, следовало, что ненормированный рабочий день женщинам, имеющим детей и работающим неполное рабочее время, может устанавливаться только в том случае, если трудовым договором предусмотрена работа на условиях неполной рабочей недели, но с полным рабочим днем.
Из норм перечисленных выше, а также других нормативных правовых актов советского периода практика выработала, в частности, такие принципы применения ненормированного рабочего дня:
Новациями законопроекта являются следующие положения:
Принятие законопроекта позволит защитить законные права и интересы работников на отдых и на установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, ограничив права работодателя на применение режима ненормированного рабочего дня и установив адекватную компенсацию работникам за переработки. Необходимость соблюдения вводимых законопроектом требований будет мотивировать работодателя на проведение мероприятий по повышению эффективности деятельности организаций не за счет увеличения продолжительности работы, а за счет оптимизации управленческих и других процессов, повышения производительности труда. Это, в свою очередь, должно привести к существенному сужению круга работников, которым будет на практике устанавливаться ненормированный рабочий день.
Вернуться на предыдущую страницу