Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения новости: 15.01.2018
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" разработан с целью снижения производственного травматизма и будет способствовать общему снижению употребления алкоголя и наркотиков, повышению уровня здоровья населения и продолжительности жизни.
Распространение алкоголизма, наркомании и токсикомании представляет угрозу обществу со всех точек зрения: ухудшаются показатели здоровья населения, сокращается продолжительность жизни, в том числе, продолжительность активной трудовой деятельности, возрастают показатели производственного травматизма.
По данным статистики 45 % производственных травм и несчастных случаев на производстве связаны с состоянием опьянения.
Реализация мероприятий по борьбе с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией имеет важное значение в области трудовых отношений, поскольку употребление дурманящих веществ создает угрозу здоровью и безопасности не только работника, но и прочих лиц, а ряд профессий и работ, связанных с повышенной опасностью (управление машинами и механизмами, работы на высоте, в иных особо опасных и сложных условиях, работа в учреждениях образования и здравоохранения) абсолютно несовместимы с употреблением алкоголя, наркотиков и токсических веществ.
В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации работодатель несет ответственность за вред, причиненный его работником при исполнении служебных обязанностей.
В силу положений Трудового кодекса Российской Федерации работодатель несет ответственность за обеспечение безопасных условий труда, что требует наличия у работодателя возможности контролировать состояние работников.
Согласно подпункту "б" пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения является однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей, за совершение которого предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде увольнения.
В то же время, действующее законодательство не содержит механизма, позволяющего работодателю эффективно бороться с пьянством и наркоманией на производстве и применять указанную выше дисциплинарную ответственность.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом.
Однако в судебной практике сформировалась позиция, согласно которой единственным достоверным доказательством наличия у работника состояния опьянения являются результаты медицинского освидетельствования. Вместе с тем ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни другие нормативные акты не возлагают на работника обязанность по прохождению медицинского освидетельствования по направлению работодателя.
Относительно прочих, предъявляемых работодателем, доказательств суды во многих случаях делают вывод об их недостаточной убедительности.
Так, свидетельские показания могут быть поставлены под сомнение по причине предвзятости свидетелей, отсутствия у свидетелей специальных познаний и опыта, позволяющих по внешним признакам сделать вывод о наличии алкогольного, либо иного вида опьянения.
Осуществляемые работодателем видеозаписи зачастую отвергаются судами, поскольку на них невозможно достоверно различить наличие признаков опьянения. Применение алкотестеров вызывает у судебных органов ряд вопросов (исправность и погрешность прибора, наличие у применяющих их лиц навыков использования прибора, также необходимость получения добровольного согласия работника на применение алкотестера).
Следует отметить, что распределение бремени доказывания в гражданском процессе предполагает возложение обязанности доказать факт нахождения на работе в состоянии опьянения именно на работодателя, при этом все сомнения и противоречия толкуются в пользу работника.
Таким образом, работник, появившийся на рабочем месте в состоянии опьянения и уволенный за этот проступок, с высокой степенью вероятности может быть восстановлен судом на работе с возложением на работодателя весьма существенных расходов в виде выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула, морального вреда и судебных издержек. Также подобная практика приводит к формированию в обществе мнения о приемлемости и допустимости употребления опьяняющих веществ на рабочем месте, вследствие чего оказывает отрицательный воспитательный эффект.
Следует признать, что такое положение вещей противоречит интересам государства и общества.
Кроме того, формулировка подпункта "б" пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность только за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного или иного опьянения только в рабочее время, что на практике приводит с невозможности уволить работника, состояние опьянения которого выявлено до начала рабочего времени или после его окончания (например, при входе на территорию работодателя через проходную или выходе с нее), при прохождении предрейсового, предсменного (послерейсового) осмотра (если он имеет место за пределами установленного рабочего времени). Кроме того, нахождение на территории работодателя в состоянии опьянения создает повышенную опасность для работника и работодателя независимо от окончания его рабочей смены, особенно, на объектах, связанных с повышенной опасностью, в связи с чем предлагается установить запрет нахождения на рабочем месте (на территории работодателя) независимо от того, имеет место состояние опьянения в рабочее время, либо за его пределами.
Представляется, что в целях снижения производственного травматизма и борьбы с распространением в обществе алкоголизма, наркомании и токсикомании необходимо предусмотреть в трудовом законодательстве право работодателя направить работника на медицинское освидетельствование при наличии подозрений о наличии у работника состояния алкогольного либо иного вида опьянения.
Направление на медицинское освидетельствование должно вручаться работнику под роспись с обязательным указанием даты и времени вручения, для прохождения освидетельствования в течение двух часов с момента получения направления.
Работодатель не может заставить работника пройти медицинское освидетельствование (часть третья статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Однако отказ от получения направления на освидетельствование, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, подтвержденные актом, составленным работодателем, а равно непредоставление не позднее следующего рабочего дня работодателю медицинского заключения по результатам освидетельствования, предлагаем рассматривать как доказательство наличия состояния опьянения, позволяющего применить дисциплинарную ответственность, предусмотренную подпунктом "б" пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В настоящее время аналогичный подход уже реализован в нормах административного права.
Так, статья 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, ответственность в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей с одновременным лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Вернуться на предыдущую страницу