Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

16.01.2019

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

подробнее
01.01.2019

Законом, частности, повышается пенсионный возраст: для женщин он составит 60 лет, для мужчин - 65 лет; предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, с ежегодным увеличением возраста выхода на пенсию на 12 месяцев; корректируется понятие предпенсионного возраста и др.

подробнее
25.12.2018

Новый МРОТ с 1 января 2019 г. составит 11 280 рублей в месяц. Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 мая 2018 г. составит 117 рублей (рост на 1,048%). Принятие данного Федерального закона будет способствовать обеспечению увеличения заработной платы около 3,7 млн. работников.

подробнее

Проект Федерального закона № 627523-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)"

Дата размещения новости: 16.01.2019

Инициаторы законопроекта - депутаты Государственной Думы Г.А.Зюганов, И.И.Мельников, В.И.Кашин, Н.В.Коломейцев, В.С.Шурчанов, О.Н.Смолин, М.Ю.Авдеев, В.А.Агаев, О.Н.Алимова, Н.В.Арефьев, Ж.И.Алферов, Ю.В.Афонин, А.Ж.Бифов, В.Н.Блоцкий, В.В.Бортко, С.А.Гаврилов, В.А.Ганзя, П.С.Дорохин, Н.Н.Езерский, Н.Н.Иванов, С.И.Казанков, Л.И.Калашников, Н.И.Осадчий, А.А.Кравец, А.В.Корниенко, Р.Д.Курбанов, А.В.Куринный, О.А.Лебедев, А.Н.Некрасов, Д.Г.Новиков, С.М.Пантелеев, Д.А.Парфенов, Т.В.Плетнева, В.Г.Поздняков, А.А.Пономарев, В.Ф.Рашкин, С.Е.Савицкая, Ю.П.Синельщиков, К.К.Тайсаев, Н.М.Харитонов, М.В.Щапов, С.А.Шаргунов, А.А.Ющенко

В проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)» предлагается в федеральных законах, указанных в статьях 1-3 законопроекта, исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

Необходимо отметить, что в период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2001 года в соответствии с законодательством по пенсионному страхованию уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее сокращенно - ПФР) производилась по установленным тарифам со всех выплат и вознаграждений работников без ограничения облагаемой базы понижающими тарифами и нормативами, снижающими облагаемую базу.

Порядок исчисления страховых взносов в ПФР со всего заработка работающих граждан по принципу «богатые должны помогать бедным», кстати, действующий во многих развитых странах, позволил ПФР в этот сложный в политическом и экономическом отношении период 1991 - 2001 годов обеспечить выплату трудовых пенсий в полном объеме по всей стране за счет мобилизации доходов в ПФР без всякой поддержки из федерального бюджета, а в период с 1997 года по 2001 год добиться формирования профицитного бюджета ПФР и создать резерв в размере месячного объема на финансирование выплаты пенсий.

Федеральным законом №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 01.01.2002 года впервые была введена регрессивная шкала пониженных тарифов при исчислении страховых взносов для финансирования страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии с облагаемой базы оплаты труда застрахованных лиц по четырем диапазонам заработка: до 100 тыс. рублей; от 100 001 рубля до 300 тыс. рублей; от 300 001 рубля до 600,0 тыс. рублей; и свыше 600 001 рубля.

Затем в ходе передачи администрирования сбора страховых взносов для обязательного пенсионного медицинского страхования из налоговой системы органам ПФР был принят Федеральный законом от 24.07.2009 №212-Ф3"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2010 года ввел новый порядок исчисления страховых взносов с учетом предельной величины облагаемой базы (выплат и вознаграждений), составлявшей 415 тысяч рублей в год, свыше которой исчисление страховых взносов производилось по пониженному тарифу 10 процентов.

Начиная с 2005 года бюджет ПФР стал формироваться с дефицитом страховых средств, который до настоящего времени покрывается за счет трансферта из федерального бюджета. Объем дефицита средств на обязательное пенсионное страхование в бюджете ПФР в 2005 году составлял 256 млрд. рублей, а в 2019 году в соответствии с расчетами к утвержденному трехлетнему бюджету ПФР на период 2017 - 2019 годов прогнозировался трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование на сумму 955 млрд. рублей. После принятия Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и дополнительных федеральных законов в этой сфере по данным Минфина России и в 2019 году прогнозируется дефицит бюджета ПФР на сумму более 500 млрд. рублей.

Эксперты отмечают, что многолетний дефицит бюджета ПФР был вызван принятием следующих законодательных решений в попытке ввести накопительную пенсионную систему с целью создания рынка длинных и дешевых кредитных ресурсов для финансирования организаций реального сектора и подъема экономики страны за счет пенсионных накоплений при их инвестировании в экономику:

- об уменьшении с 01.01.2005 года ставки единого социального налога (ЕСН), а затем тарифа страховых взносов до 20-22 процентов;

- о снижении страховых доходов с 01.01.2002 года из-за введения регрессивной шкалы ставки ЕСН;

- о введении обязательной накопительной пенсионной системы;

- о введении с 01.01.2010 года предельной величины базы (выплат и вознаграждений) корректируемой с учетом законодательно утвержденных коэффициентов.

Большое влияние, кроме международных санкций, на причины хронического появления дефицита с 2008 года в федеральном бюджете и с 2005 года в бюджете ПФР также оказали:

- тотальное сокращение за 25 лет количества предприятий и организаций в реальном секторе экономики;

- уменьшение фактической численности плательщиков страховых взносов в социальные внебюджетный фонды из-за ухода более 20 млн. работников на работу в серую либо в теневую сферы экономики;

- сокращение объемов кредитования организаций реального сектора экономики доступными и более дешевыми кредитами финансово-банковскими структурами страны;

- коррупция и перенос центра тяжести оборота финансовых средств, в том числе выделяемых для финансирования промышленных и оборонных программ, в финансово-спекулятивную сферу как более выгодную для вложения и получения быстрой прибыли.

В соответствии с актуарными расчетами экспертов ПФР в случае исключения предельной величины базы при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию общая сумма необлагаемой части базы может составить более 3 019 млрд. рублей.

Общая расчетная сумма страховых взносов, которые можно было дополнительно уплатить в бюджет ПФР в размере 12 процентов с этой необлагаемой базы - 3 019 млрд. рублей, в 2019 году составила бы более 362,28 млрд. руб., а в 2020 году - свыше 400 млрд. рублей.

Реализация законопроекта позволит в течение трех лет преодолеть дефицит средств на обязательное пенсионное страхование в бюджете ПФР, прогнозируемый в 2020 году в сумме свыше 1 100,5 млрд. рублей, на 2021 год - в сумме 939,9 млрд. рублей, а также не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на перечисление страховых взносов за федеральных государственных гражданских служащих, годовая оплата труда которых превысит 1 270 тысяч рублей, так как у них при этом просто снизится сумма фактической оплаты труда.

Ввиду нестабильности рынка энергоносителей и продолжающегося кризиса в мировой экономике, становится крайне опасным продолжать ориентироваться при финансировании дефицита ПФР на трансферты из федерального бюджета, а точнее - из средств Фонда национального благосостояния. Эта ситуация усугубляется еще тем, что нарастают объемы внешних государственных и корпоративных долгов, сумма которых в 2018 году составляет более 470 млрд. долларов США.

Опасения, что отмена предельной величины базы для исчисления страховых взносов повлияет на уход в тень выплаты заработков в высокодоходных сферах (финансово-банковской, добыче и переработке нефти и газа и т.д.) излишни, так как в настоящее время в налоговой системе, и в ПФР сформированы соответствующие федеральные базы данных по учету поступления налоговых и страховых платежей по всем налогоплательщикам, а уровень контроля за их уплатой намного выше, чем был в 2001 году до введения регрессивной шкалы единого социального налога.

Изложенная в Заключении Правительства Российской Федерации от 10.04.2017 г. №2390-П12 по законопроекту №147595-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» по вопросу отмены предельной величины базы при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию ссылка на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 г. №4-П некорректна, так как оно принято по результатам рассмотрения жалобы истицы о несогласии с правомерностью внесения в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» нормы об установлении максимального размера пособия по беременности и родам, и данный Суд не рассматривал вопросы исчисления страховых пенсии и принципы формирования страховой части бюджета ПФР.

Аргументы, изложенные в данном Заключении о том, что установление предельной величины базы для исчисления страховых взносов основано на страховых принципах системы обязательного социального страхования и связано с необходимостью достижения эквивалентности исчисляемого размера страхового обеспечения страховой пенсии уплаченным страховым взносам, не имеют отношения к изложенным в статье 5 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации» основным принципам:

а) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; Данный принцип означает, что общий объем расходов на выплату страховых пенсий и страховых выплат(пенсий) должен быть эквивалентен объему страховых средств (страховых взносов), имеющихся в бюджете страховой системы (в данном случае в бюджете ПФР). Здесь нет требования об обеспечении эквивалентности назначенной страховой пенсии и объема уплаченных страховых взносов застрахованным лицом. Действующий порядок расчета страховых пенсий и установленный размер пенсии к фактической выплате подтверждает данный аргумент.

б) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

в) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения» страховщика.

Данные принципы «б» и «в» применительно к ПФР возлагают на государство обязанность в целях обеспечения государственной гарантии устанавливать законом уровень ставок страховых взносов, виды и объем выплат и вознаграждений, с которых уплачиваются страховые взносы, позволяющие мобилизовать в бюджет страхового органа (ПФР) достаточный объем средств на обеспечение выплаты пенсий 40 млн. пенсионерам в конкретном финансовом году.

Учитывая вышеизложенное, законопроект соответствует основным принципам обязательного социального страхования, так как создает условия для формирования в период с 2020 года по 2021 год бездефицитного сбалансированного бюджета ПФР и повысить средний размер страховых пенсий по старости до уровня рекомендованного МОТ коэффициента замещения (отношения среднего размера страховых пенсий к среднему заработку по стране) - 40 процентов.

Вернуться на предыдущую страницу

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑