Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения новости: 07.12.2023
Законопроект внесен в Государственную Думу депутатами С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, Я.В. Лантратовой, В.К. Гартунг, А.А. Кузнецовым, Н.В. Новичковым, М.Г. Делягиным.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, государственная политика Российской Федерации последних лет в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей, характеризуется принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее усовершенствование системы социальной поддержки таких семей, улучшение демографической показателей в стране, повышение реальных доходов населения.
Одним из ярких примеров принятия взвешенных, сбалансированных решений и эффективных в сфере дополнительной поддержи семей с детьми является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Указанный акт был принят в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Институт материнского (семейного) капитала является уникальной мерой государственной поддержки, которая позиционируется как дополнительная к существующим механизмам мера социальной поддержки указанной категорий лиц, а правовой инструментарий закона направлен, в первую очередь, на достижение определенных успехов государственной демографической политики.
Особое внимание государством должно уделяться социальной защите женщины с ребёнком, что согласуется с положением статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства.
Общепризнанная социальная роль женщины в продолжении рода обязывает государство устанавливать дополнительные социальные гарантии, направленные на охрану материнства. Например, в нашей стране законодательством предусмотрено установление отпуска в связи с беременностью и рождением ребенка, назначение досрочной страховой пенсии по старости женщинам, имеющим детей, и другие меры поддержки.
Вместе с тем, следует отметить, что перечень имеющихся законодательных механизмов поддержки женщин, имеющих детей, недостаточен.
Настоящим проектом федерального закона предлагается предусмотреть следующие правовые механизмы социальной защиты материнства:
1) увеличение периода ухода за ребенком, засчитываемого в страховой стаж с полутора до трех лет.
В частности, представляется, что в отношении лиц, осуществляющих уход за ребенком, справедливым было бы увеличение срока с полутора до трех лет ввиду права таких лиц по предоставлению отпуска по уходу за ребенком до трех лет.
Ввиду того, что в России число ясельных групп для детей младше 1,5 лет ничтожно мало, женщина с малолетним ребенком не может трудоустроиться и оказывается полностью зависима от поддержки семьи и окружения.
Таким образом, существенная часть лиц реализует свое право по предоставлению отпуска на весь возможный период в три года как ввиду особенностей ухода за ребенком, там и ввиду сложностей их обустройства в ясельные группы. Указанная новелла законопроекта защитит таких граждан и предоставит им дополнительные гарантии на зачет такого времени в период страхового стажа для последующего получения страховой пенсии;
2) признание утратившим силу положения, устанавливающего максимальный период страхового стажа, который может быть засчитан за период ухода за ребенком.
Представляется, что установленное действующим законодательством ограничение максимального периода страхового стажа (шесть лет), который может быть засчитан за период ухода за ребенком, является не стимулирующей мерой, направленной на рождение большего количества детей, а имеет своей целью прямо противоположный эффект, поскольку стимулирует лишь к рождению не более четырех детей.
При этом статья 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливая возможность для женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, право на выход на досрочную пенсию в 50 лет, также устанавливает и обязанность получения ими страхового стажа в 15 лет.
Таким образом, с учетом действующих ограничений в 6 лет, многодетной матери необходимо будет получать дополнительный стаж в 9 лет работы. Проектируемые же новеллы напрямую дадут таким женщинам один из стимулов родить как минимум 5 детей, которые, с учетом увеличения периода ухода за ребенком, засчитываемого в страховой стаж до трех лет, дадут женщине необходимые для выхода на пенсию 15 лет страхового стажа, что, безусловно, положительно скажется на демографической ситуации в нашей стране;
3) установление индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии за периоды по уходу за четвертым ребёнком и последующими детьми.
Данная новелла позволит исключить действующее в настоящее время ограничение на начисление коэффициентов в период ухода за ребенком лишь четырьмя детьми.
Указанная мера направлена на стимулирование рождаемости в многодетных семьях, имеющих более четырех детей, являющихся зачастую наименее социально защищенными, путем обеспечения лиц, осуществляющих уход за детьми, гарантиями, предусматривающими применение коэффициента 7.2 при рождении и воспитании четвёртого и последующих детей, применяемого для исчисления размера страховой пенсии.
Вернуться на предыдущую страницу