Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее

Проект Федерального закона № 755304-7 " О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации"

Дата размещения новости: 27.07.2019

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с частью третьей ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом в силу ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы включаются:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Следовательно для выполнения требований ст. 133 ТК РФ необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих заработную плату, включая в том числе и компенсационные выплаты.

Однако очевидная несправедливость такого буквального толкования долгое время приводила к спорам среди правоприменителей по вопросу о том, допустимо ли учитывать компенсационные выплаты в составе заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ.

В постановлении от 07.12.2017 N 38-П Конституционного суда Российской Федерации было указано на недопустимость включения в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях. А в постановлении от 11.04.2019 N 17-П Конституционного суда Российской Федерации аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время. В силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» указанные заключения Конституционного Суда РФ представляют собой общеобязательное толкование законодательства.

При принятии этих решений судьи исходили из следующего: Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени. Положения трудового законодательства предусматривают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях.

Как видно, хотя итоговые выводы суда касались конкретных категорий компенсационных выплат, логика, по которой суд пришел к таким выводам, вполне применима и ко всем иным видам компенсационных выплат за особые условия труда.

Таким образом, внесение предполагаемых поправок в ст. 133 ТК РФ позволит обеспечить ясность и прозрачность правового регулирования предоставления гарантий в виде минимального размера оплаты труда без необходимости обращаться для дополнительных разъяснений к актам Конституционного Суда Российской Федерации для получения отдельных заключений о допустимости или недопустимости включения в состав заработной платы тех видов компенсационных выплат, которые не были упомянуты в постановлениях от 07.12.2017 года № 38-П и от 11.04.2019 года № 17-П.

Подход к определению совокупности выплат, образующих заработную плату для целей ее сравнения с МРОТ и с минимальным размером заработной платы в субъекте Российской Федерации, должен быть одинаков, что обуславливает необходимость внесения поправок в ст. 133.1 ТК РФ.

Вернуться на предыдущую страницу

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑