Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее

Проект Федерального закона № 532520-8 "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации"

Дата размещения новости: 18.01.2024

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу депутатом  Я.Е. Ниловым.

Как указывается в пояснительной записке, законопроект нацелен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года № 59-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Сельковой" (далее Постановление КС РФ № 59-П) и устранение неопределенности нормативного содержания абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Постановлением КС РФ № 59-П абзац восьмой части второй статьи 59 ТКРФ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 75 (часть 5) и 75.1, в той мере, в какой он в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование и, следовательно, возможность произвольного применения, допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.

В соответствии с абзацем восьмым части второй статьи 59 ТК РФ к числу категорий работников, с которыми ТК РФ допускает заключение по соглашению сторон срочного трудового договора, относятся, в частности, руководители организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Как отмечается в Постановлении КС РФ № 59-П, "...применение абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации сопровождается в судебной практике различным толкованием понятия "руководители организаций", что свидетельствует об отсутствии единого подхода к его пониманию".

В большинстве случаев суды приходят к выводу о том, что руководители структурных подразделений организаций не выполняют функций единоличного исполнительного органа организации и потому не могут быть отнесены к руководителям организаций. Соответственно, по этой же причине с ними не могут заключаться срочные трудовые договоры со ссылкой на абзац восьмой части второй статьи 59 ТК РФ.

В то же время в ряде случаев суды относят к руководителям организаций не только должностных лиц, осуществляющих руководство организацией в целом, но и иных работников, которые в той или иной мере наделены управленческими полномочиями и выполняют определенные организационно-распорядительные функции. Соответственно, абзац восьмой части второй статьи 59 ТК РФ интерпретируется ими как позволяющий заключать срочный трудовой договор фактически с любым руководителем, включая руководителей структурных подразделений организации. Это предполагает в дальнейшем возможность их увольнения по истечении срока трудового договора с уведомлением работника о предстоящем увольнении не менее чем за три календарных дня до увольнения, без объяснения причин, по которым трудовые отношения не могут быть продолжены, и без выплаты работнику выходного пособия.

В абзаце восьмом части второй статьи 59 ТК РФ не конкретизируется понятие "руководители организаций". При этом в ТК РФ наряду с указанным (ч. 5 ст. 70, ч. 4 ст. 73 ТК РФ и др.) используются также понятия "руководитель  организации" (ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 43, ч. 2 ст. 53.1, ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 81, ст.ст. 181 и 195, глава 43 ТКРФ и др.), "руководитель обособленного структурного подразделения организации" (ч. 5 ст. 40, ч. 5 ст. 70, ч. 4 ст. 73 ТК РФ) и "руководитель структурного подразделения организации" (ст. 195 ТК РФ).

Согласно части первой статьи 273 ТК РФ под руководителем организации понимается исключительно физическое лицо, осуществляющее в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами руководство этой организацией в целом, выполняя при этом функции ее единоличного исполнительного органа.

Однако действующая редакция ТК РФ не устанавливает нормативной взаимосвязи абзаца восьмого части второй его статьи 59 с частью первой статьи 273 ТК РФ, содержащей определение понятия "руководитель организации". Это, в свою очередь, означает невозможность применения данного определения к лицам, указанным в абзаце восьмом части второй статьи 59 ТК РФ.

Таким образом, законодатель не отождествляет не только понятия "руководители организаций" и "руководитель организации", но и понятия "руководитель организации" и "руководитель структурного подразделения организации".

Вместе с тем правовой статус руководителя организации (права, обязанности, гарантии, ответственность), как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия (ст. 273 ТК РФ; п. 1 ст. 53 ГК РФ). В силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом.

Аналогичную правовую позицию занимает и Верховный Суд Российской Федерации (см. постановление Пленума ВС РФ от 2 июня 2015 года № 21).

Исходя из этого в главе 43 ТК РФ установлены особенности регулирования труда именно руководителя организации: с ним, по общему правилу, заключается срочный трудовой договор, срок которого определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (ч. 1 ст. 275). При этом, как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в том же постановлении, действие норм главы 43 ТК РФ не распространяется на работников, осуществляющих руководство отдельными сферами деятельности организации или отдельными структурными подразделениями организации, в том числе филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями, без возложения на них функций единоличного исполнительного органа организации.

Из положений главы 43 ТК РФ, следует, что руководитель организации и руководитель структурного подразделения организации обладают различным правовым статусом, обусловленным различиями в характере выполняемых данными работниками трудовых функций, существенно различающимся объемом и содержанием их управленческих полномочий и т.д. Это, в свою очередь, означает невозможность автоматического распространения содержащихся в данной главе законоположений на регулирование трудовых отношений с участием руководителей структурных подразделений организации.

В своем Постановлении № 59-П Конституционный Суд Российской Федерации констатировал неопределенность нормативного содержания абзаца восьмого части второй статьи 59 ТК РФ, которая порождает неоднозначное истолкование данного законоположения и, соответственно, возможность его произвольного применения. В результате этого работники, относящиеся к одной категории - руководители структурных подразделений организаций, как при реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду путем заключения трудового договора, так и в последующем при осуществлении права на судебную защиту своих трудовых прав оказываются в разном положении, что не согласуется с конституционным принципом равенства, означающим, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, а также принципами уважения труда граждан и человека труда и потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 75 (часть 5) и 75.1.

В целях устранения указанной правовой неопределенности законопроектом предлагается уточнить редакцию абзаца восьмого части второй статьи 59 ТК РФ, дополнив его ссылкой на часть первую статьи 273 ТК РФ, которая содержит определение понятия "руководитель организации".

Данное изменение позволит исключить заключение срочного трудового договора по основанию, предусмотренному абзацем восьмым части второй статьи 59 ТК РФ, с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, как это предписывается Постановлением КС РФ № 59-П. 

Вернуться на предыдущую страницу

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑