Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

03.10.2020

Цель законопроекта - установление прожиточного минимума федеральном уровне с учетом медианного дохода, а минимального размера оплаты труда - с учетом медианной заработной платы. Кроме того, законопроектом предлагается обеспечить условие, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.

подробнее
30.09.2020

Цель законопроекта - повышение эффективности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, а также обеспечение доступности медицинской помощи. Законопроект наделяет ФФОМС отдельными полномочиями страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями.

подробнее
28.09.2020

Цель законопроекта - приведения отдельных положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в РФ" в соответствие с нормами Трудового кодекса РФ в сфере выплат в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

подробнее

Профессиональный стандарт 

Профессиональный стандарт

Понятие профессиональный стандарт было введено в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", который дополнил Кодекс новой ст. 195.1.

В соответствии с указанной статьей профессиональный стандарт - как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт представляет собой инструмент, который влияет на подбор квалифицированных кадров и учитывается при установлении и поддержании баланса их спроса и предложения через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

Профессиональные стандарты в отличие от других способов описания требований к специалисту имеют комплексный характер и раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания).

Структура описания деятельности в профессиональных стандартах предполагает использование сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, с одной стороны, и образовательных стандартов и программ - с другой.

Таким образом, использование профессиональных стандартов устанавливает согласованные требования к качеству труда, производительности, повышению качества подготовки работников в системе профессионального образования, развитию обучения на производстве, повышению уровня квалификации действующих работников.

Для субъектов трудовых отношений профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут быть использованы работодателем для определения конкретной трудовой функции работника.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов устанавливает Правительство РФ. Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников при подготовке профессиональных стандартов применяются уровни квалификации, разработанные Минтрудом РФ.

При этом на начальном этапе формирования национальной системы квалификаций сохраняет действие применяемая в настоящее время система квалификационных справочников (ЕТКС - по профессиям рабочих, ЕКС - по должностям служащих).

Потребность в такой категории как "профессиональный стандарт" была обусловлена разрывом, существовавшим между потребностями рынка труда и уровнем профессионального образования, получаемого в образовательных учреждениях.

Все это заставляло работодателей ждать длительное время адаптации молодого работника, не получая ожидаемого трудового эффекта, или вкладывать дополнительные средства в его "доучивание" на месте.

При этом ситуация усугублялась дефицитом рабочей силы вообще и подготовленных российскими образовательными учреждениями квалифицированных кадров, в частности.

В этих непростых условиях Россия, следуя опыту европейских и других стран, обратила свое внимание на формирование профессиональных стандартов, реально отражающих потребности рынка и указывающих сфере образования на те знания и умения, которые обучающийся должен получить для достижения необходимых на современном рынке труда показателей.

Следует отметить, что задача по подготовке профессиональных стандартов в России была сформулирована только в середине 1990 годов.

Важнейшей причиной, заставившей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти обратить внимание на существующую систему квалификации и оценки кадров, явилось несоответствие разработанных в разные периоды квалификационных характеристик (описаний) профессий и должностей новым требованиям, предъявляемым к работникам рынком труда, стремительно меняющимся в результате структурной перестройки экономики, освоения нашего трудового рынка международными и зарубежными компаниями, применения новых механизмов хозяйствования и управления.

Первоначально, когда в России только появилась идея внедрения профессиональных стандартов, предполагалось, что они будут распространяться только на отдельные организации (бюджетной сферы, государственные корпорации, ключевые сферы производства).

Когда принятых профессиональных стандартов вышло уже более 200, пошли обсуждения, чтобы сделать их обязательными для всех.

Однако вплоть до 2015 г. судьба их была не очень понятна. Даже в конце 2014 г. Минтруд России выходил с проектом, в котором было указано, что профессиональные стандарты будут введены для работников бюджетной сферы с 01.01.2016, а для работников коммерческих организаций - с 01.01.2020.

Так как этот вопрос активно обсуждался, у многих работодателей до сих пор существует иллюзия, что профессиональные стандарты будут введены только с 2020 г., хотя тот законопроект был значительно скорректирован.

Точка в этом вопросе была поставлена с принятием Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Этот Закон ввел в ТК РФ с 1 июля 2016 г. две новые статьи: 195.2 и 195.3, а также скорректировал ст. 195.1.

С 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. До этого времени применение профессиональных стандартов работодателями носило рекомендательный характер.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑