Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 15.09.2016
Современное Российское законодательство, регулирующее правовое положение несовершеннолетних работников, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
Взаимодействие различных отраслей права при определении правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создает предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
Правовой статус несовершеннолетнего гражданина - это совокупность юридических прав и обязанностей граждан, не достигших полной дееспособности, обусловленных их возрастом, реализация которых обеспечивается правовыми, организационными и экономическими гарантиями со стороны государства.
В ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включен раздел девять, содержащий основные нормы, регламентирующие подготовку и дополнительное профессиональное образование работников, включая ученический договор (ст. 195.1 - 208 ТК РФ).
Выпускники общеобразовательных учреждений и другие лица моложе восемнадцати лет, не имеющие профессии (специальности), направляются на подготовку и дополнительное профессиональное образование в приоритетном порядке.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Условия подготовки и дополнительного профессионального образования работников устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами, индивидуальным трудовым договором и ученическим договором [1].
Перечень профессий и специальностей, по которым проводится профессиональная подготовка на производстве, конкретные формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также виды образовательных учреждений, где она осуществляется [2], определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Реализация предоставленного работнику права повышать свою квалификацию непосредственно на производстве своего работодателя помогает и работодателю в подборе квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологических процессов.
В соответствии с нормативными предписаниями ст. 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Сторонами первой разновидности ученического договора являются ученик и обучающая организация - будущий работодатель.
Сторонами второй разновидности - ученик и обучающая организация - работодатель. Стороны второй разновидности ученического договора совпадает со сторонами трудового договора, но содержание этих двух договоров различно.
Юридическим содержанием ученического договора являются права и обязанности сторон по подготовке и дополнительному профессиональному образованию, а трудового договора - права и обязанности сторон по поводу труда.
Предусмотренные ТК РФ нормы об ученическом договоре распространяются на обе эти разновидности.
Формально-юридическое содержание ученического договора определено ст. 199 ТК РФ. Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока [3], установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации.
Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
Письменно оформленный ученический договор должен быть подписан учеником и руководителем обучающей организации либо по его поручению другим полномочным должностным лицом организации. Подпись заверяется (удостоверяется) печатью организации.
На основании ученического договора издается соответствующий приказ (распоряжение).
Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока. Если дата начала действия ученического договора в нем не указана, то следует считать, что его действие начинается с даты, следующей за днем его подписания сторонами (за исключением выходных и праздничных дней).
Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.
Статья 202 ТК РФ предусматривает возможные организационные формы ученичества: индивидуальную, бригадную, курсовую и иные. Форму ученичества определяет обучающая организация.
При индивидуальном обучении ученика включают в производственную бригаду либо прикрепляют к квалифицированному работнику, где с ним занимается бригадир или рабочий высокой квалификации - член данной бригады. Необходимый теоретический курс ученик изучает, консультируясь с соответствующими специалистами организации.
Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации, мастера.
Курсовая форма подготовки кадров применяется при обучении сложным профессиям и осуществляется в два этапа:
1) в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе организации или учебного комбината (пункта);
2) на рабочих местах организации в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения.
Теоретическое обучение работников при курсовой и групповой (бригадной) формах подготовки осуществляется в учебных группах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на иных курсах, создаваемых работодателем (группой работодателей).
Подготовка работников из числа несовершеннолетних производится только по определенным профессиям и для тех производств, в которых разрешается применение их труда.
Статья 203 ТК РФ рассматривает ученичество наравне с работой по трудовому договору, определяя продолжительность времени ученичества в течение недели. Оно не должно превышать нормы рабочего времени, установленного для работников, соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.
Действующий ТК РФ устанавливает общий предел времени ученичества, не разделяя его на время теоретических занятий и приобретения практических навыков. Естественно, что весь процесс обучения (его теоретическая и практическая части) не должен выходить за пределы времени, отведенного на ученичество.
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации [4], но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда.
Распространение на учеников законодательства об охране труда означает необходимость соблюдения прав и обязанностей в этой области как работодателем, так и учеником.
Условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям являются недействительными и не применяются.
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию [5], а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.
По мере возможности подготовка и дополнительное профессиональное образование несовершеннолетних работников должны давать основательные знания в области того занятия [6], к которому готовятся обучающиеся, и той отрасли, в которой они желают работать, с целью, в частности, облегчения продвижения по работе.
Библиография:
1. Лушников А.М., Лушникова М.В. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях [текст] // Трудовое право. М.: Интел-Синтез, 2007, N 4. С. 56.
2. Бушуев И.С. Коллективный договор: тенденции развития [текст] // Законодательство и экономика. 2015. N 12. С. 43.
3. Буянова А.В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников [текст] / Анастасия Буянова: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 209 с.
4. Брюхина Е.Р., Новикова Н.В. Ученический договор с лицом, ищущим работу, как альтернатива трудовому договору с испытательным сроком [текст] // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N 3. С. 44.
5. Глебов В.Г. Ученический договор [текст] / Владимир Глебов // Дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2005. 161 с.
6. Кириллова Л.С. Пределы индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений // Право и политика. 2016. 1. С. 121 - 126. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.1.17536.
References (transliterated):
1. Lushnikov A.M., Lushnikova M.V. Pravo na professional'noe obrazovanie i obuchenie: problemy realizatsii v sovremennykh usloviyakh [tekst] // Trudovoe pravo. M.: Intel-Sintez, 2007, N 4. S. 56.
2. Bushuev I.S. Kollektivnyi dogovor: tendentsii razvitiya [tekst] // Zakonodatel'stvo i ekonomika. 2015. N 12. S. 43.
3. Buyanova A.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya truda nesovershennoletnikh rabotnikov [tekst] / Anastasiya Buyanova: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. 209 c.
4. Bryukhina E.R., Novikova N.V. Uchenicheskii dogovor s litsom, ishchushchim rabotu, kak al'ternativa trudovomu dogovoru s ispytatel'nym srokom [tekst] // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2013. N 3. S. 44.
5. Glebov V.G. Uchenicheskii dogovor [tekst] / Vladimir Glebov // Dis. ... kand. yurid. nauk. Barnaul, 2005. 161 c.
6. Kirillova L.S. Predely individual'no-dogovornogo regulirovaniya trudovykh otnoshenii // Pravo i politika. 2016. 1. C. 121 - 126. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.1.17536.