Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Квалификации работника, профессиональным стандартам, подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников посвящен раздел IX ТК РФ.
В ст. 195.1 ТК РФ даются понятия квалификации работника и профессионального стандарта. Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих:
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ "О независимой оценке квалификации", устанавливающий как правовые, организационные основы, так и порядок проведения независимой оценки квалификации работников. Также Закон определяет правовое положение, права и обязанности участников оценки. Попробуем разобраться, что нового привнес данный акт в российское законодательство.
Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 196 ТК РФ регламентирует права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников. В данной статье упоминаются две формы подготовки работников:
Профессиональное образование представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Профессиональное обучение - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 указанного Федерального закона).
Работодатель самостоятельно определяет потребность в подготовке кадров для собственных нужд, руководствуясь при этом потребностями производства и учитывая свои финансовые возможности. Следовательно, определение профессиональной структуры кадрового состава, а также способов обеспечения кадрами той или иной профессии является исключительной прерогативой работодателя.
К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости дополнительного профессионального образования работников.
В отношении определенных категорий работников требование о систематическом получении дополнительного профессионального образования установлено федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах - коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.
Право на подготовку и дополнительное профессиональное образование относится к числу основных трудовых прав работника (ст. 21 ТК). Данное право реализуется исключительно путем заключения договора между работником и работодателем.
Главой 32 ТК РФ регламентируются особенности ученического договора, который представляет собой двустороннее соглашение, заключаемое работодателем и учеником, предметом которого являются организация и проведение работодателем обучения ученика по реализуемым работодателем образовательным программам.
Последние статьи:
Аттестация - процедура, призванная установить соответствие квалификации сотрудника занимаемой им должности или выполняемой работе. Оценка квалификации сотрудников собственными силами работодателя трудозатратна, требует наличия в организации экспертов-методологов, которые смогут разработать объективные оценочные средства. Одновременно существует другой путь оценки профессиональных знаний и навыков - независимая оценка квалификации (НОК).
В соответствии с положениями ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования работников, формы такой подготовки и дополнительного образования определяются работодателем.
Глобализация экономики требует профессиональной мобильности работников. Развитие новых технологий сопровождается быстрыми изменениями в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, влечет модернизацию существующих и появление новых профессий. Интернационализация и открытость рынка труда предполагают сопоставимость профессий, в связи с чем создается национальная система квалификаций, разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты. В этих условиях вопросы применения законодательства, регулирующего переподготовку, получение дополнительного профессионального образования, приобретают особое значение.
В науке трудового права много лет подряд ведется дискуссия по поводу понятия "ученический договор". Эта дискуссия вызвана, прежде всего, неопределенностью законодательства о труде в части регулирования отношений, которые возникают между работодателем и работником, в том числе будущим, в связи с получением им первичных профессиональных знаний, навыков и опыта, а также отношений по повышению квалификации, переподготовке либо непосредственно у работодателя, либо в образовательной организации. В комплексе эти отношения именовались в доктринальных источниках как образовательно-трудовые, ученическо-трудовые, поскольку профессиональные знания и опыт приобретались в процессе трудовой деятельности.
С введением обязанности работодателя применять профессиональные стандарты для многих категорий работников возникла необходимость в оценке квалификации. С 1 января 2017 года определить соответствие квалификации работника или соискателя на должность положениям профессионального стандарта или установленным квалификационным требованиям можно проведением независимой оценки квалификации (Закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ). Кому и зачем нужна независимая оценка квалификации, разберемся в этой статье.
1 июля 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ, которые внесли изменения в систему профессиональных стандартов как структурный элемент организации управления персоналом на предприятии. Профессиональные стандарты не стали для российских работодателей чем-то новым и неизвестным (впервые в ТК РФ они были введены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ), однако законодательные новеллы поставили перед ними новые вопросы, ответы на которые желательно получить до того, как начнет применяться новая система.
Необходимость внеплановой аттестации работников в целях проверки их соответствия занимаемой должности у работодателей возникает периодически. Особенно актуален вопрос сейчас - в связи с требованиями профессиональных стандартов. И пока институт независимой оценки еще не так популярен, работодателям, чтобы установить несоответствие или, наоборот, соответствие работника занимаемой должности, приходится проводить аттестацию. Некоторые судебные споры по поводу аттестации рассмотрим сегодня.
Для соразмерного обеспечения российского рынка юридическими кадрами следует использовать три основных института: государство, высшие образовательные учреждения и работодателей. Государство является основным актором нормативного регулирования, установления стандартов юридического образования и его финансирования. Оно имеет полное право отслеживать потребности рынка и регулировать кадровое обеспечение. Вместе с тем рынок юридических услуг достаточно мобилен, изменчив, в нем постоянно формируются и уточняются новые потребности.
С нового года изменились правила проведения независимой оценки квалификации сотрудников. Новое Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 года N 1204 уже вступило в силу с 1 января 2017 года. Документ устанавливает Правила проведения независимой оценки квалификации работников и является очередным проектом по организации работы отдельного подконтрольного государству сектора. Так уже было с нотариусами, когда всех предпринимателей и физлиц обязали заверять у них документы, касающиеся вопросов работы с органами власти.
Статья 195.1 ТК РФ определяет два основных понятия: "квалификация работника" и "профессиональный стандарт". Под квалификацией работника понимается уровень знаний работника, его умений, профессиональных навыков и опыта практической работы, под профессиональным стандартом - документ, определяющий требования к квалификации работника, которая необходима ему для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения трудовой функции. В развитие указанных положений ТК РФ Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н применительно к сфере закупок был утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок".