Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее

Практика применения стандарта "Специалист в сфере закупок" (Евсташенков А.Н.)

Дата размещения статьи: 12.04.2017

Практика применения стандарта "Специалист в сфере закупок" (Евсташенков А.Н.)

Статья 195.1 ТК РФ определяет два основных понятия: "квалификация работника" и "профессиональный стандарт". Под квалификацией работника понимается уровень знаний работника, его умений, профессиональных навыков и опыта практической работы, под профессиональным стандартом - документ, определяющий требования к квалификации работника, которая необходима ему для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения трудовой функции.

В развитие указанных положений ТК РФ Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н применительно к сфере закупок был утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок". Данный стандарт устанавливает квалификационные требования к работникам, занятым осуществлением, контролем и управлением закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Сразу следует оговориться, что законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "корпоративные нужды". Таким образом, стандарт распространяется не только на специалистов, работающих по Закону N 44-ФЗ, но и на любых иных специалистов, работающих в сфере регламентированных закупок, в том числе в коммерческих организациях или по Закону N 223-ФЗ.

Названный стандарт определяет четыре уровня квалификации работников, занятых в сфере закупок, где 5-й уровень является самым низким, а 8-й - самым высоким. В рамках соответствующего уровня работник вправе выполнять те или иные трудовые функции, заниматься той или иной трудовой деятельностью. Работник, имеющий более высокий уровень квалификации, может выполнять функции работника с более низкой квалификацией. Например, работник, имеющий 7-й уровень квалификации, может не только осуществлять проверку соблюдений условий контракта и качества поставляемой продукции, но вправе, если это будет определено его должностными обязанностями, обеспечивать и непосредственно осуществлять проведение самих закупок, что соответствует 5-му и 6-му уровням квалификации. Однако работник, имеющий 5-й уровень квалификации, согласно положениям стандарта, не вправе осуществлять трудовые функции, выполнение которых отнесено к работникам 6 - 8-го уровней квалификации.

В рамках каждого уровня квалификации стандарт определяет квалификационные требования и возможные наименования должностей. Исходя из указанных требований все работники, занятые в сфере закупок, должны иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Для 6 - 7-го уровня квалификации обязательно наличие высшего образования и опыта практической работы. При попытке реализовать названные требования кадровые службы заказчиков столкнулись с рядом основных вопросов, ответы на которые приведены ниже.

1. Как работник может подтвердить, что он имеет опыт практической работы в сфере закупок?

Действующее законодательство не определяет документы, виды деятельности, наименование должностей и прочее, что может браться за основу работодателем при оценке наличия у работника практического опыта в сфере закупок. Таким образом, в качестве доказательств наличия опыта работник может представить любые документы (должностные инструкции по предыдущему месту работы, копии трудовых договоров или гражданско-правовых договоров, записи в трудовой книжке и т.д.). Соответственно, принимать данные документы и доказательства во внимание при оценке наличия опыта - право работодателя.

2. Должны ли соблюдаться работодателем все требования профессионального стандарта при приеме работника на работу и при допуске его к осуществлению определенного вида трудовой функции или трудовой функции?

Согласно ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ обязательными для применения работодателями являются только те требования профессиональных стандартов, которые, помимо самих стандартов, установлены также ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иные требования профессиональных стандартов, согласно ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ, используются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, т.е. являются для работодателя рекомендательными.

Заметим, что ст. 195.3 ТК РФ переводит требования профессиональных стандартов в статус обязательных только в случае, если аналогичные требования содержаться в нормативных правовых актах федерального уровня, а не в целом в каких-либо нормативных актах. В сфере закупок таким актом выступает только Закон N 44-ФЗ. Согласно ч. 6 ст. 38 данного Закона "работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок". Указанное определение на практике толкуется по-разному. Причиной этому является неоднозначное применение законодателем формулировки. Например, отдельные специалисты считают, что для того чтобы соответствовать обязательному требованию Закона N 44-ФЗ, работнику контрактной службы (контрактному управляющему) достаточно иметь высшее образование в любой сфере. При этом наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок для такого работника контрактной службы (контрактного управляющего) не является обязательным.

Вместе с тем с указанной трактовкой нельзя согласиться ввиду несоблюдения базового принципа профессионализма заказчика, заложенного ст. 9 Закона N 44-ФЗ. При указанном толковании получается, что любое лицо, имеющее любое высшее образование, по умолчанию является специалистом в сфере закупок, что не соответствует действительности. Именно поэтому автор придерживается позиции, что в ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ говорится не о любом высшем образовании, а именно о высшем образовании в сфере закупок, которое, к сожалению, образовательными организациями не реализуется. Следовательно, для того чтобы соответствовать требованию ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, все работники контрактной службы (контрактные управляющие), включая руководителя контрактной службы, должны иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Дополнительно согласно ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ преимущественное число членов комиссии по осуществлению закупок (не менее 50%) также должно иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок может быть получено как в форме повышения квалификации, так и в форме прохождения программ профессиональной переподготовки. С юридической точки зрения данные формы являются равнозначными и отличаются только объемом образовательной программы. В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов. Указанные требования распространяются и на дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Вместе с тем согласно письму Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015 повышение квалификации в сфере закупок должно реализовываться объемом не менее 108 часов. Исключение сделано только для руководящих сотрудников, для которых объем образовательной программы должен составлять не менее 40 часов. При этом реализация указанных программ не должна осуществляться полностью в заочной форме (только очно или очно-заочно).

Подводя итог вышеуказанному, можно сделать следующий вывод: работодателем при приеме работника, а именно контрактного управляющего, работника контрактной службы (в том числе руководителя контрактной службы), должно соблюдаться требование профессионального стандарта о наличии у такого работника соответствующего дополнительного профессионального образования в сфере закупок. При формировании состава комиссии по осуществлению закупок заказчиком должны соблюдаться требования ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. Иные требования профессионального стандарта носят для работодателя рекомендательный характер.

3. Как работодателю правильно применить положения ст. 57 ТК РФ в связи с принятием профессиональных стандартов? Следует ли приводить наименование должностей работников в соответствии с наименованиями, указанными в профессиональном стандарте?

Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре, заключаемом с работником, указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами "с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов".

Ключевым в вышеуказанной норме является союз "или", который обозначает, что если в соответствии с федеральным законодательством работнику полагаются льготы, компенсации либо на него накладываются ограничения (см., например, ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), то работодатель сам определяет, чем конкретно он будет руководствоваться: профессиональным стандартом или квалификационным справочником. Следовательно, если работодатель примет решение руководствоваться квалификационным справочником, то приведение должностей работников в соответствии с наименованиями, указанными в профессиональном стандарте, не требуется. Данный вывод также подтвержден в письме Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253. Однако если работодателем за основу будет принят профессиональный стандарт, то требования профессионального стандарта (в случае, предусмотренном ст. 57 ТК РФ) должны быть применены им в полном объеме, в том числе в части приведения в соответствие наименований должностей работников.

4. Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если он не имеет дополнительного профессионального образования в сфере закупок?

Вступление в силу профессионального стандарта не является основанием для увольнения работника. Однако допуск работника к выполнению конкретной трудовой функции, в том числе в сфере закупок, является полномочием работодателя. Соответственно, ответственность за допуск работника, не соответствующего обязательному требованию профессионального стандарта (прим.: наличие дополнительного профессионального образования), лежит на работодателе.

5. Какая ответственность лежит на работодателе за несоблюдение обязательного требования профессионального стандарта в части дополнительного профессионального образования?

Ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑