Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения > Содействие занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов (Семянникова Д.А.)

Содействие занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов (Семянникова Д.А.)

Дата размещения статьи: 12.08.2019

Содействие занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов (Семянникова Д.А.)

С появлением ребенка-инвалида семья сталкивается с целым рядом проблем: на первое место выдвигаются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы, в том числе элементарные вопросы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, мебели. Для воспитания, поддержания и восстановления здоровья такого ребенка необходимы большие денежные ресурсы, что делает особенно актуальным вопрос поиска возможностей трудоустройства родителей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Численность детей-инвалидов в России с каждым годом увеличивается, в связи с этим среди работоспособного взрослого населения появляются родители таких детей, ограниченные в способности к полноценному труду и наиболее уязвимые в сфере занятости. Такая ограниченность, заключающаяся в нехватке времени на постоянное нахождение на рабочем месте из-за необходимости ухода за ребенком-инвалидом, вынуждает родителя (опекуна, попечителя) отказываться от профессиональной деятельности. Работодателя же ограничивает перспектива особых обязательств, задач и сложностей, связанных с принятием работника, имеющего ребенка-инвалида, в том числе необходимость соблюдения дополнительных гарантий для данной категории работников, предусмотренных трудовым законодательством. К таким гарантиям можно отнести: предоставление дополнительных выходных дней, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска по желанию работника в любое удобное для него время, установление по просьбе родителя, воспитывающего ребенка-инвалида, неполного рабочего времени (смены) или неполной рабочей недели <1>.

--------------------------------

<1> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СПС "КонсультантПлюс". 

Сотрудники ЦЗН отмечают дискриминацию со стороны работодателей при самостоятельном трудоустройстве данной категории граждан: психологическая дискриминация: работодатель может принять заявление, но делает это демонстративно неохотно; работодатель заочно вычеркивает из претендентов такого кандидата, будучи уверенным, что они работают менее эффективно; работодатель отказывает в приеме на работу, считая, что данный работник не сможет выполнить работу либо создаст дополнительные проблемы для него <2>.

--------------------------------

<2> Гинсбург М.В., Максимов Д.С., Максимова М.Н. Реализация специальных программ по трудоустройству социально уязвимых групп населения в условиях центра занятости населения // Экономические науки. 2014. N 9 (118). С. 43. 

Указанные выше обстоятельства требуют разработки системы поощрения работодателя и поиска возможностей обеспечения рабочими местами родителей детей-инвалидов без ущерба для качества работы предприятия, на котором они способны трудиться.

11 июля 2011 г. Федеральным законом N 205-ФЗ были внесены изменения в п. 3 ст. 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" путем включения в список имеющих приоритетное право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации признанных безработными родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов.

Стоит заметить, что главным препятствием для трудоустройства является не низкая профессиональная квалификация родителей, а то, что ребенка-инвалида элементарно не с кем оставить. Очень важным стало адаптировать условия рынка труда под возможности и потенциал данной категории населения, обеспечить индивидуальный подход к поиску процедур по повышению способности безработных родителей (опекунов, попечителей) к труду.

В 2014 г. Постановлением Правительства была утверждена государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", в которой одним из путей повышения гибкости рынка труда является стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов <3>.

--------------------------------

<3> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 (ред. от 29.12.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // СПС "КонсультантПлюс". 

В этом же году с целью поддержки и защиты семьи, играющей важнейшую роль в жизни российского общества, была утверждена Концепция государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 г. Одной из ее приоритетных мер в связи с проводимой государственной политикой в сфере занятости стали профилактика и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей, которое не может быть достигнуто без роста доходов, прежде всего от трудовой деятельности <4>.

--------------------------------

<4> Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года" // СПС "КонсультантПлюс". 

Наиболее целесообразным в достижении этой цели Концепцией был выбран способ, дающий возможность совмещения обязанности родителя с профессиональными обязанностями, что возможно достичь только с помощью таких форм занятости, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому либо развитие семейного предпринимательства. Утвержденная Концепцией семейная политика направлена на поддержание граждан с высокой семейной нагрузкой, к которым однозначно относятся родители, воспитывающие детей-инвалидов, особенно нуждающиеся в условиях для обеспечения семейного благосостояния на трудовой основе.

В целях проведения эффективной и успешной реализации политики в сфере занятости на территории всего государства в государственной программе РФ "Содействие занятости населения" достижение целей и задач, поставленных Программой, было отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Органы власти каждого субъекта РФ самостоятельно могут определять направления региональной политики в области занятости населения субъекта, координируя деятельность с учетом особенностей региона, связанных с различными условиями хозяйствования и уровнем экономического развития. В связи с этим в субъекте РФ должны проводиться мероприятия, которые наиболее эффективны и востребованы, создавая подходящие условия труда для отдельных групп населения (особенно наиболее незащищенных в сфере занятости), повышая их конкурентоспособность на рынке труда.

Этим целям служат разработка и реализация региональных программ защиты от безработицы и содействия трудоустройству незанятых одиноких родителей, многодетных родителей, в том числе и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, путем создания дополнительных постоянных рабочих мест, также организованных на дому.

Оборудование рабочих мест на территории работодателя финансируется за счет бюджета субъекта и осуществляется в соответствии с региональными актами, регулирующими вопросы организации мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Подобные Положения как обладают общими чертами, характерными для всех регионов, так и отражают специфику и возможности субъекта РФ.

В рамках реализации соответствующих Положений разрабатывается порядок предоставления субсидии работодателю для организации (оснащения) рабочего места, в том числе и на дому, отвечающих требованиям политики трудоустройства незанятых родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а также устанавливаются требования к потенциальному работодателю для участия в программе, сотрудничества с Центром занятости населения и получения субсидии. В этом случае такая денежная выплата, адресованная работодателю, как субсидия, позволяет заинтересовать потенциального работодателя в организации оснащения рабочего места для родителя, воспитывающего ребенка-инвалида.

Однозначно прослеживаются общие подходы к условиям участия работодателей в региональных программах содействия трудоустройству родителей, воспитывающих детей-инвалидов, которые позволяют убедиться в надежности работодателя, способности использовать бюджетные средства в соответствии с целью их предоставления. К таким условиям можно отнести обязательное нахождение работодателя в статусе юридического лица либо в статусе индивидуального предпринимателя, ненахождение работодателя в стадии ликвидации, реорганизации, несостоятельности (банкротства), отсутствие просроченных задолженностей перед бюджетом субъекта, в том числе неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Некоторые регионы отличаются особенным подходом к выбору работодателя, а точнее, к его предложениям и условиям работы для родителей ДИ как будущих работников, а также его возможностям как потенциального получателя субсидии.

Например, в Республике Татарстан для выбора из субъектов, изъявивших желание сотрудничества с Центром занятости населения, создается специальная комиссия, для которой критериями принятия решения в форме рекомендации к заключению договора с работодателем также являются: предложение работодателем более высокого уровня оплаты труда по сравнению с другими работодателями при выполнении работы по аналогичным профессиям (специальностям) либо при выполнении аналогичной работы; количество создаваемых (оснащаемых) работодателем рабочих мест, в том числе надомных <5>.

--------------------------------

<5> Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 мая 2013 г. N 346 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Татарстан на возмещение работодателю затрат на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей" (ред. от 30.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс". 

В Кабардино-Балкарской Республике подобной Программой предусмотрено приоритетное право на финансирование создания рабочих мест для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, оно предоставляется в первую очередь предприятиям и организациям, использующим гибкие формы занятости, в том числе надомный труд. Говоря о создании рабочего места специально для такой категории населения, как родители детей-инвалидов, актуальным является решение об организации рабочего места именно на дому, ведь основной проблемой находящихся без работы родителей таких детей является невозможность оставления ребенка-инвалида без своего присмотра.

Практически во всех региональных программах предусмотрен надомный труд, организованный для родителей детей-инвалидов, но в программе Северной Осетии (Алании) оснащение рабочих мест на дому не предусмотрено, что значительно ухудшает положение данной категории граждан в сравнении с иными регионами.

Различен и размер субсидии, предоставляемый регионом работодателю для возмещения затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест (в том числе надомных) для трудоустройства родителей, воспитывающих родителей детей-инвалидов. Таким образом, в Саратовской <6>, Новгородской <7>, Иркутской <8> областях, в Кабардино-Балкарской Республике размер субсидии составляет 30 тысяч рублей, в Северной Осетии - 45 тысяч рублей, в таких регионах, как ХМАО <9>, Республика Татарстан, Свердловская область, размер субсидии составил 50 тысяч рублей <10>.

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Саратовской области от 18 апреля 2014 г. N 241-П (ред. от 30.10.2015) "Вопросы организации мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов" // СПС "КонсультантПлюс".

<7> Постановление Администрации Новгородской области от 26 апреля 2013 г. N 242 "О Порядке предоставления субсидий организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочих мест (в том числе надомных) для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в 2013 году" (с изменениями и дополнениями) // СПС "Гарант".

<8> Постановление Правительства Иркутской области от 24 февраля 2012 г. N 53-пп (ред. от 05.04.2017) "О финансовом обеспечении мероприятий по содействию занятости населения и в сфере занятости населения" (вместе с "Порядком финансового обеспечения мероприятий по содействию занятости населения и в сфере занятости населения") // СПС "КонсультантПлюс".

<9> Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 октября 2013 г. N 409-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями) // СПС "Гарант".

<10> Постановление от 5 июля 2013 г. N 856-ПП "Об утверждении Порядка реализации мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятых многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Свердловской области" // СПС "КонсультантПлюс". 

В Тюменской области работодателю, помимо затрат на оснащение рабочего места (в том числе и на дому) в размере 50 тысяч рублей, дополнительно возмещаются такие нормативные затраты, как заработная плата родителей в размере минимальной заработной платы в Тюменской области с учетом страховых взносов в течение 4 месяцев, включая оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на возмещение подобных затрат <11>, что также является весомым аргументом в принятии решения потенциального работодателя об участии в данной Программе.

--------------------------------

<11> Постановление Правительства Тюменской области от 27 мая 2013 г. N 180-п "О мерах по реализации дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей" (с изм. на 06.03.2017) // СПС "КонсультантПлюс". 

Механизмом, опосредующим предоставление работодателю субсидии для возмещения затрат на оказание содействия в трудоустройстве родителей, воспитывающих детей-инвалидов, путем оборудования для них рабочего места (в том числе на дому) является заключение договора между Центром занятости и работодателем, заявившим о праве получить данную субсидию. Условия договора о предоставлении субсидии, заключаемого между работодателем и Центром занятости, также отличаются в зависимости от региона. Особенно в части сроков уведомления работодателем Центра занятости об изменениях, происходящих на специально оборудованном рабочем месте, об увольнениях, принятии новых работников, являющихся незанятыми родителями ДИ. Соответственно, вместе с уменьшением сроков отчетности перед Центром занятости становится меньше ответственность за целевое использование выделенных бюджетом региона денег.

В Пермском крае, а также в Северной Осетии обязанность уведомления работодателем ГКУ ЦЗН о случаях увольнения / принятия на работу новых незанятых родителей существует в течение 1 года со дня заключения договора. В Кабардино-Балкарской Республике такая обязанность длится 18 месяцев.

В Иркутской области принципиально наличие обязательства о трудоустройстве на оборудованные рабочие места родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на срок не менее 365 календарных дней с сохранением существующего оборудованного (оснащенного) рабочего места в течение двух лет со дня заключения Соглашения.

Наиболее удачное условие в части сохранения рабочего места именно за родителями ДИ озвучено в программах Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия) <12>, где созданное (оснащенное) рабочее место (в том числе надомное) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, должно быть рабочим местом постоянного характера, предназначенным именно для данной категории незанятых граждан.

--------------------------------

<12> Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2012 г. N 19 "Об утверждении Положений о порядке расходования средств и реализации мероприятий Программы дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Республике Саха (Якутия) на 2012 год" // СПС "КонсультантПлюс". 

Именно целевая направленность субсидии является важным фактором в реализации политики содействия трудоустройству родителей детей-инвалидов.

Т.С. Гусева, формулируя определение субсидии в праве социального обеспечения как социальной выплаты, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, также отмечает ее предназначение строго для использования в целях, установленных в законе <13>.

--------------------------------

<13> Гусева Т.С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России // Российская юстиция. 2010. С. 6. С. 58 - 60. 

Эффективность любых социальных программ, в том числе и региональных программ по оказанию содействия в трудоустройстве родителей, воспитывающих детей-инвалидов, определяется достижением цели и выполнением задач, поставленных Программой.

Субсидия - это тот вид выплат, который позволяет государству контролировать использование бюджетных средств путем установления ответственности за невыполнение условий реализации данной субсидии. Действующие правовые нормы предусматривают ответственность за нецелевое использование субсидий в форме возврата всех или части региональных денежных средств, потраченных не по назначению. В случаях выявления нарушений получателем субсидии (работодателем) условий, целей и порядка предоставления субсидии (в том числе представления документов, содержащих недостоверные сведения, выявления фактов представления работодателем недостоверных сведений по затратам на приобретение, монтаж и установку оборудования для создания (оснащения) рабочего места (в том числе надомного) для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов) работодатель обязан вернуть выделенную субсидию в бюджет региона в течение срока, установленного Центром занятости требованием о возврате субсидии. В случае отказа работодателя от добровольного возврата бюджетных средств взыскание осуществляется в судебном порядке.

Очень важной частью реализации Программ содействия занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов, является информированность обеих сторон - возможных участников, как работодателей, так и самих безработных родителей.

В ряде регионов (Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Пермский край) Программами предусмотрены не только права и требования к потенциальным работодателям, но и обязанности центров занятости населения по взаимодействию с предприятиями, в которых есть возможность создания рабочих мест для трудоустройства родителей детей-инвалидов, составляют список таких предприятий с подсчетом количества потенциальных рабочих мест и специальностей, по которым могут быть созданы субсидированные рабочие места. В то же время информируют, проводят консультации с родителями, зарегистрированными в Центре (Агентстве) занятости населения, в целях поиска подходящей работы или в качестве безработных граждан.

Реализация указанных выше основных и дополнительных мероприятий по информированию населения о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, а также разработка различных систем информирования о возможностях трудоустройства, способствующих активному содействию в трудоустройстве родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в каждом регионе позволит повысить эффективность проведения политики повышения уровня занятости населения государства.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Различные программы, проводимые в сфере занятости населения, могут успешно реализовываться путем субсидирования из государственного и региональных бюджетов. Трудоустройство родителей, воспитывающих детей-инвалидов, поощряется путем заключения договора на предоставление работодателю субсидии из регионального бюджета. Субсидия является эффективным способом предоставления денежных средств, позволяющим установить контроль над целевым использованием бюджетных средств, за счет чего выполняются основные задачи, поставленные государством при проведении политики в сфере занятости.

Это, безусловно, является положительной стороной в достижении основной цели региональных программ, так как именно с помощью постоянного контроля и установления ответственности для получателя субсидии можно добиться позитивных результатов в обеспечении родителей, воспитывающих детей-инвалидов, стабильной работой и стабильным заработком, а также способствовать сохранению рабочих мест за данной категорией населения.

Также стоит уделить особое внимание информационно-просветительской работе специализированных профильных структур, деятельность которых направлена на работу с наиболее уязвимой и сложной в социальном плане категорией безработных граждан, к которым относятся незанятые родители, воспитывающие детей-инвалидов. Активное информирование как потенциальных работодателей, так и населения о существующих программах и возможностях трудоустройства способствует обеспечению занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в каждом регионе, что поддержит эффективность государственной политики в сфере занятости населения.

 

Литература 

1. Гинсбург М.В. Реализация специальных программ по трудоустройству социально уязвимых групп населения в условиях центра занятости населения / М.В. Гинсбург, Д.С. Максимов, М.Н. Максимова // Экономические науки. 2014. N 9 (118). С. 43 - 48.

2. Гусева Т.С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России / Т.С. Гусева // Российская юстиция. 2010. N 6. С. 58 - 60.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑