Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников > Квалификационная аттестация и дополнительное профессиональное образование как трудоправовые элементы профессиональной деятельности судьи (Луховская Ю.О.)

Квалификационная аттестация и дополнительное профессиональное образование как трудоправовые элементы профессиональной деятельности судьи (Луховская Ю.О.)

Дата размещения статьи: 09.12.2023

Квалификационная аттестация и дополнительное профессиональное образование как трудоправовые элементы профессиональной деятельности судьи (Луховская Ю.О.)

Институт аттестации в трудовом праве направлен на оценку квалификации - профессионального соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе. Под квалификацией работника, по смыслу ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации <1> (далее - ТК РФ), понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2001. 31 декабря.

 

По общему правилу работодатель самостоятельно принимает решение о целесообразности внедрения института аттестации, на уровне локальных нормативных актов определяет категории подлежащих аттестации работников, периодичность и процедуру ее прохождения, состав аттестационной комиссии, порядок принятия результирующего решения, правовые последствия непрохождения работником аттестации. Изложенное лежит в плоскости локального усмотрения работодателя. При этом, в соответствии с принципом единства и дифференциации регулирования трудовых отношений, законом может быть предусмотрено обязательное прохождение аттестации отдельными категориями работников (специальными субъектами права) в силу специфики выполняемого ими труда.
В отношении судей как носителей особой публичной власти и специальных субъектов права действующее законодательство устанавливает обязательность квалификационной аттестации. Подобная обязательность обусловлена высокой публичной значимостью выполняемого судьями труда, необходимостью обеспечения высокого уровня отправления правосудия.
Пункт 1 ст. 20.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о статусе судей) определяет квалификационную аттестацию судьи как оценку уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым настоящим Законом и Кодексом судейской этики <3>.
--------------------------------
<2> Российская газета. 1992. 29 июля.
<3> Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 01.12.2022) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно абз. 5 п. 7 ст. 20.2 названного Закона судья не вправе отказаться от прохождения квалификационной аттестации.
Аттестация предполагает присвоение судьям квалификационных классов: высшего и первого - Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации <4>; с первого по девятый - судьям нижестоящих судов и мировым судьям. Судье, впервые назначенному на должность и не освобожденному от прохождения профессиональной переподготовки, квалификационный класс присваивается по результатам ее прохождения <5>.
--------------------------------
<4> Судьям Конституционного Суда Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс по представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после назначения на должность. См. статью 13.1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета. 1994. 23 июля.
<5> Пункт 1.1 ст. 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22.03.2007) // СПС "КонсультантПлюс".

Пункт 3.1 ст. 20.2 Закона о статусе судей закрепляет правило о сохранении за судьей имеющегося квалификационного класса в случае назначения в суд другого уровня на должность, предполагающую более низкий квалификационный класс.
Устанавливаются сроки пребывания в каждом квалификационном классе:
- два года - для седьмого - девятого классов;
- три года - для пятого и шестого классов;
- четыре года - для первого - четвертого классов.
При этом срок пребывания судьи в первом, пятом и седьмом квалификационных классах не устанавливается, если он является предельным по замещаемой должности.
Высший квалификационный класс присваивается судье бессрочно.
По общему правилу присвоение квалификационных классов осуществляется в соответствии с занимаемой должностью, последовательно, с соблюдением установленных сроков пребывания в каждом из них. Однако предусмотрено исключение из общего правила: судье может быть присвоен более высокий квалификационный класс за значительный вклад в отправление правосудия и особые заслуги перед судебной системой. Подобное внеочередное присвоение осуществляется Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации (далее - ВККС РФ) по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации <6>.
--------------------------------
<6> Пункт 6 ст. 20.2 Закона о статусе судей.

Необходимо отметить, что присвоение квалификационных классов в соответствии с должностью, с учетом уровня суда (инстанции) в структуре судебной системы, вполне оправдано: судьи высших судов - представители высочайшего профессионализма профессии. Назначение на должность высшей судебной инстанции является подтверждением достижения судьей наивысшего уровня владения доктриной права, знания действующего законодательства и судебной практики и безусловного умения применять при разрешении конкретных дел не только нормы закона, но и аналогию закона и аналогию права в ситуациях коллизионности и (или) пробельности действующего законодательного регулирования.
Пункт 7 ст. 20.2 Закона о статусе судей устанавливает периодичность квалификационной аттестации вновь назначенных и действующих судей:
- впервые назначенные судьи, а также судьи, переведенные на должность судьи в суд другого уровня, для которой предусмотрено присвоение более высокого квалификационного класса, подлежат аттестации не ранее девяти месяцев и не позднее одного года со дня их назначения на должность;
- судьи, имеющие первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для них предельным по замещаемой должности, а также судьи - носители квалификационного класса выше предельного по занимаемой должности подлежат аттестации раз в три года;
- судьи высшего квалификационного класса аттестации не подлежат;
- прочие судьи подлежат аттестации после истечения срока их пребывания в соответствующем квалификационном классе.
Квалификационная аттестация проводится соответствующей квалификационной коллегией судей - ВККС РФ или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации (далее - ККС субъекта Российской Федерации) - по заявлению подлежащего аттестации судьи либо по представлению председателя суда, в котором работает данный судья.
После прохождения аттестации квалификационная коллегия судей выносит решение о присвоении судье очередного (внеочередного) квалификационного класса или об оставлении судьи в ранее присвоенном классе. В последнем случае повторная аттестация проводится не ранее одного года и не позднее трех лет со дня вынесения указанного решения (за исключением случаев наличия у судьи предельного квалификационного класса по занимаемой должности и квалификационного класса выше предельного).
В случае привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в виде понижения в квалификационном классе в порядке подп. 3 п. 1 ст. 12.1 Закона о статусе судей, повторная квалификационная аттестация проводится по истечении срока пребывания судьи в пониженном классе, исчисляемого со дня привлечения к дисциплинарной ответственности <7>.
--------------------------------
<7> При этом в соответствии с п. 5 ст. 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей решение о понижении судьи в квалификационном классе принимается в рамках процедуры дисциплинарного производства и не может быть принято по результатам квалификационной аттестации.

Прекращение полномочий судьи вследствие совершения дисциплинарного проступка, осуществления несовместимой с должностью судьи деятельности, вступления в законную силу обвинительного приговора или решения суда о применении принудительных мер медицинского характера влечет за собой вынесение соответствующей квалификационной коллегией судей решения о лишении судьи квалификационного класса.
Прекращение полномочий судьи ввиду прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства (подданства) иностранного государства либо права постоянного проживания на территории иностранного государства влечет за собой утрату квалификационного класса.
Таким образом, специфика публично-правового статуса судьи как носителя особой государственной власти и специфика выполняемой им функции по отправлению правосудия обусловливают установление обязательности квалификационной аттестации судей на уровне федерального законодательства. Данное требование императивно и для судей, и для субъектов множественности лиц на стороне работодателя: судьи не вправе отказаться от прохождения аттестации, работодатель ограничен в свободе локального усмотрения и должен обеспечивать прохождение судьями аттестации по правилам и в сроки, установленные законом. Законодательно регламентированы виды квалификационных классов, правила их присвоения, сроки пребывания в каждом из них, а также определены субъекты множественности лиц на стороне работодателя, ответственные за проведение квалификационной аттестации судей и присвоение, понижение, лишение соответствующих квалификационных классов.
При этом процедура проведения квалификационной аттестации судей отдана локальному усмотрению работодателя: в соответствии с п. 9 ст. 20.2 Закона о статусе судей порядок проведения квалификационной аттестации и присвоения квалификационных классов устанавливается особым органом судейского сообщества - ВККС РФ, выступающим субъектом множественности лиц на стороне работодателя <8>.
--------------------------------
<8> Луховская Ю.О. Природа профессиональной деятельности судьи // Российское правосудие. 2022. N 11. С. 8.

Данная процедура регламентирована в ст. 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г. В соответствии с указанной статьей квалификационная аттестация проводится ВККС и ККС субъектов Российской Федерации как субъектами множественности лиц на стороне работодателя.
Основной элемент трудовой функции судьи - отправление правосудия - имеет публично-правовую природу, но осуществляется в границах трудоправовых институтов. Квалификационная аттестация и дополнительное профессиональное образование входят в число таких трудоправовых институтов, опосредующих отправление правосудия.
Дополнительное профессиональное образование работников - институт трудового права и трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи, подтверждающий ее трудоправовую природу и выступающий, наряду с квалификационной аттестацией, необходимым условием осуществления судьей функции по отправлению правосудия. Как указывает Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев: "...в Российской Федерации сформирована и развивается национальная модель дополнительного образования судей, основанная на концепции непрерывного образовательного процесса, принципе независимости судебной власти, сочетании фундаментальных и прикладных знаний. Продуктивная реализация концептуальных основ профессиональной переподготовки судей и повышение их квалификации будут способствовать росту эффективности судопроизводства и осуществлению права на судебную защиту граждан и юридических лиц" <9>.
--------------------------------
<9> Лебедев В.М. Подготовка квалифицированных судебных кадров в России: состояние и перспективы // Российское правосудие. 2023. N 81. S. 17 - 18.

В основе правового регулирования институтов аттестации и дополнительного профессионального образования лежит принцип единства и дифференциации регулирования трудовых отношений: ТК РФ закрепляет общие нормы, применимые в отношении обычных работников и предполагающие диспозитивность и свободу локального усмотрения работодателя при решении вопроса о внедрении института аттестации и (или) получении работниками дополнительного профессионального образования, а также специальные нормы, предполагающие императивное регулирование данных институтов на уровне специальных законов в трудовых отношениях с отдельными категориями работников - специальными субъектами права.
В соответствии с положениями ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования работников, формы такой подготовки и дополнительного образования определяются работодателем. При этом в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Таким образом, по общему правилу организация и обеспечение дополнительного профессионального образования работников находится в плоскости локального усмотрения работодателя. Как и в отношении института аттестации, работодатель самостоятельно решает вопрос о целесообразности его внедрения в организации. То же касается и порядка, периодичности прохождения обучения и перечня должностей, под него подпадающих.
Вместе с тем, как и в случае с аттестацией, в отношении отдельных категорий работников - специальных субъектов права - законом установлена обязательность получения дополнительного профессионального образования, прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Судьи выступают такими специальными субъектами, необходимость дополнительного профессионального образования которых закреплена в ст. 20.1 Закона о статусе судей. Дополнительное профессиональное образование судей осуществляется в двух формах: профессиональной переподготовки впервые назначенных на должность судей и периодического повышения квалификации действующих судей.
В соответствии с положениями данной статьи впервые назначенные на должность федеральные судьи проходят обучение по программе профессиональной переподготовки в организациях, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде, с сохранением на время обучения денежного содержания и включением указанного времени в стаж работы в должности судьи. Профессиональная переподготовка направлена на углубление и совершенствование профессиональных знаний и выработку практических навыков для отправления правосудия. По результатам прохождения профессиональной переподготовки впервые назначенному судье присваивается квалификационный класс.
Обязанность действующего судьи проходить регулярное (не реже одного раза в три года) повышение квалификации установлена п. 2 ст. 20.1 названного Закона.
Порядок, сроки прохождения профессиональной переподготовки и основания освобождения от нее, а также порядок и сроки прохождения повышения квалификации федеральными судьями регламентированы в Положении о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов <10>, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. (далее - Положение).
--------------------------------
<10> Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 18.04.2018) (ред. от 22.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

Правовое регулирование дополнительного профессионального образования мировых судей устанавливается на уровне законов субъектов Российской Федерации.
Нормы действующего законодательства о профессиональной переподготовке впервые назначенных судей и периодическом повышении квалификации действующих судей являются императивными - они обязательны для судей как специальных субъектов права, наделенных особой государственной властью, в силу специфики и высокой общественной важности выполняемого ими труда. В равной степени данные положения обязательны и для субъектов множественности лиц на стороне работодателя (в частности, Верховного Суда Российской Федерации, председателей судов) в части организации обучения судей: Верховным Судом Российской Федерации ежегодно утверждаются планы профессиональной переподготовки впервые назначенных федеральных судей и планы повышения квалификации действующих федеральных судей. Данные планы разрабатываются Российским государственным университетом правосудия по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Председатели федеральных судов представляют в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации документы впервые назначенных судей для прохождения обучения, которое должно состояться не позднее чем через пять месяцев со дня назначения судьи на должность <11>.
--------------------------------
<11> Подпункты 2.2, 2.3 п. 2 Положения.

Повышение квалификации действующих федеральных судей (в том числе в форме стажировки в федеральном суде) осуществляется с целью обновления теоретических знаний и совершенствования практических навыков в связи с необходимостью освоения изменений и дополнений в законодательстве и судебной практике.
Таким образом, особая ценность труда судьи для общества и государства сообщает особенности регулирования профессиональной деятельности данного специального субъекта права: для судей как специальных субъектов трудовых отношений законом установлена обязательность прохождения квалификационной аттестации, обязательность получения дополнительного профессионального образования. В то время как в трудовых отношениях с прочими работниками по общему правилу правовое регулирование аттестации и дополнительного профессионального образования строится на началах диспозитивности.
Изложенное иллюстрирует проявление трудоправового принципа единства и дифференциации в регулировании квалификационной аттестации и дополнительного профессионального образования как трудоправовых элементов профессиональной деятельности судей, подтверждает трудоправовую природу указанной деятельности, обосновывает необходимость дальнейшего исследования составляющих ее элементов с целью совершенствования правового регулирования труда данной специальной - особо значимой и ценной для гражданского общества и правового государства - категории работников.

Литература

1. Лебедев В.М. Подготовка квалифицированных судебных кадров в России: состояние и перспективы / В.М. Лебедев // Российское правосудие. 2023. N S1. С. 6 - 18.
2. Луховская Ю.О. Природа профессиональной деятельности судьи / Ю.О. Луховская // Российское правосудие. 2022. N 11. С. 5 - 11.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑