Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > К вопросу о трудовых отношениях лиц с ограниченными возможностями (Красненкова Е.В., Чечурина А.В.)

К вопросу о трудовых отношениях лиц с ограниченными возможностями (Красненкова Е.В., Чечурина А.В.)

Дата размещения статьи: 16.09.2016

К вопросу о трудовых отношениях лиц с ограниченными возможностями (Красненкова Е.В., Чечурина А.В.)

В рамках концепции формирования и развития информационного общества в Российской Федерации действует Государственная программа "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", приоритеты которой определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года. В соответствии с перечисленными документами основными целями построения информационного общества провозглашаются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления.

Одним из ключевых результатов в сфере региональной политики провозглашается обеспечение широкого использования информационных технологий как фактора социально-экономического развития.

Показателем выполнения подпрограммы "Информационное государство" (часть первая) устанавливается качественно новый уровень взаимодействия граждан, организаций и государства. Иллюстрацией такого нового взаимодействия являются приведенные в подпрограмме примеры, в числе которых: "Для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть".

Утвержденная Государственная программа отражает особенности происходящих не только в мировом пространстве, но и в российской действительности изменений, характеризующихся масштабностью использования информации как общественного ресурса, прогрессирующим проникновением информатизации практически во все отрасли хозяйства. Определяющая роль государства как координатора деятельности участников процесса и гаранта правовых механизмов устанавливает правила их поведения в информационном пространстве [1].

В концепцию развития информационного общества укладывается официальное оформление трудовых отношений, основанных на использовании сети Интернет и других телекоммуникационных сетей общего пользования как преимущественной среды взаимодействия работодателя и работника, посредством введения главы 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации "Особенности регулирования труда дистанционных работников".

Изменения в трудовом законодательстве закрепляют законодательно понятия дистанционной работы, дистанционных работников и направлены на установление особенностей регулирования трудовой деятельности дистанционных работников организации.

Согласно введенным нормам, на основании ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционная работа как особый вид трудовых отношений имеет следующую специфику:

- работник выполняет свои обязанности вне места нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места, вне подконтрольной работодателю территории;

- условием выполнения трудовой функции, взаимодействия между работником и работодателем является использование сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ).

В ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ появляется требование об использовании усиленной квалифицированной цифровой подписи для дистанционного работника и работодателя в случае обмена электронными документами.

Ст. 312.2 ТК РФ устанавливает особенности заключения сторонами трудового договора о дистанционной работе, а также изменения его условий. Особенности прекращения такого трудового договора отражены в ст. 312.5 ТК РФ.

Ст. 312.4 ТК РФ посвящена особенностям режима времени работы и времени отдыха дистанционного работника. Специфика состоит в том, что такой работник свое рабочее время и время отдыха устанавливает самостоятельно, если в трудовом договоре не закреплено иное.

Ч. 2 ст. 312.3 ТК РФ регулирует вопросы охраны труда дистанционных работников. Работодателю устанавливается обязанность ознакомления работников рассматриваемой категории с требованиями охраны труда при работе с рекомендованными или предоставленными работодателем оборудованием и средствами. Помимо этого, ч. 2 ст. 312.3 ТК РФ отсылает к абз. 17, 20, 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, которые вменяют работодателю обязанности:

- по расследованию и учету в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- по выполнению предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и рассмотрению представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

- по обязательному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В последнее время уделялось много внимания изучению вопросов, связанных с использованием новых коммуникативных технологий в сфере трудовых отношений. Многие из них остаются неразрешенными и на сегодняшний день, в частности вопросы охраны труда, применения районных коэффициентов.

Предпосылкой введения указанной главы явилась уже сложившаяся на практике система взаимодействия работодателя и работника, выполняющего свою трудовую функцию через телекоммуникационную сеть общего пользования и сеть Интернет.

Часть вторая подпрограммы "Информационное государство" государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" предусматривает в качестве реализации мероприятий по развитию сервисов на основе информационных технологий в образовании, науке и культуре осуществление перечня мер, в числе которых социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья и развитие творческих способностей посредством использования дистанционных образовательных технологий, в том числе организация дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому.

В рамках концепции информационного общества альтернативные технологии в образовательной среде призваны расширить круг лиц, способных овладеть средним и высшим профессиональным образованием. Конечной целью включения в образовательную среду как можно более широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья является их реабилитация в социуме, в том числе в сфере трудовых отношений.

В настоящее время Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) установлены особенности регулирования труда инвалидов, которые зависят от группы инвалидности и степени утраты трудоспособности. Признание гражданина инвалидом осуществляется на основе проведения медико-социальной экспертизы в порядке, установленном главой II Закона N 181-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О порядке и условиях признания лица инвалидом". Группа инвалидности присваивается в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.09.2014 N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

Ст. 21 Закона N 181-ФЗ работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливает квоту для приема на работу инвалидов.

Гигиенические требования к условиям труда инвалидов устанавливаются СП 2.2.9.2510-09. Они утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09". Санитарные правила, предъявляемые к предприятиям всех отраслей экономической деятельности, включают специальные требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, рабочим местам работающих инвалидов. Особые требования к организации труда устанавливаются для инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма.

Перечень льгот, предоставляемых предприятию - работодателю инвалидов, устанавливается НК РФ и Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и имеет значительные ограничительные условия для применения.

Так, на основании пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ организации, использующие труд инвалидов, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль могут учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, средства, направленные на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов в случае, если инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников такого налогоплательщика, а доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.

Указанные организации, а также налогоплательщики - общественные организации имеют право создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, на срок не более пяти лет (п. 1 ст. 267.1 НК РФ). Организации, в которых работают инвалиды, имеют право учесть в расходах на оплату труда доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации и производимые в соответствии с п. 23 ст. 255 НК РФ. П. 1 ст. 284 НК РФ определено, что налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать пониженную налоговую ставку для общественных организаций инвалидов и организаций использующих труд инвалидов.

На основании п. 3 ст. 381 НК РФ, п. 5 ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации и земельным налогом:

- общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов.

В соответствии с Законом N 212-ФЗ действующий ранее пониженный тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд, льготы по отчислениям в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы, с 01.01.2015 отменяются.

До сих пор, несмотря на развитие рынка труда и появление новых специальностей и профессий (IT-специалист, веб-дизайнер, корректировщик, логист и др.), в неизменном виде действует Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда", в приложении к которому представлен перечень профессий, ограниченность которого снижает возможности инвалидов в профессиональной сфере.

Следует отметить, в Государственной программе "Доступная среда" в качестве решения задачи по обеспечению равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам предусматривается подготовка и выпуск профессиографического справочника для трудоустройства инвалидов.

На сегодняшний момент специфика действительности такова, что затраты, понесенные в связи с оборудованием специальных рабочих мест для инвалидов, значительны, а предоставляемые государством льготы для предприятий не настолько велики, чтобы стимулировать работодателей активно привлекать на работу инвалидов. Льготы предоставляются только определенной категории предприятии. Особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья ограничивают их конкурентоспособность на рынке труда.

С 1 января 2016 г. вступает в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", который дополняет Закон N 181-ФЗ ст. 3.1 и устанавливает недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Любое "различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области", является дискриминацией по признаку инвалидности.

В рамках концепции развития информационного общества появление дистанционных трудовых отношений, развитие информационно-коммуникативных технологий, стратегия государственной политики, направленная на обеспечение равных прав и возможностей для лиц с ограниченными возможностями, опыт дистанционного обучения указанных лиц - обусловливают потребности в специальном законодательном закреплении государственных гарантий и выделении особенностей регулирования дистанционного труда работников - лиц с ограниченными возможностями.

Созданные ранее специальные правовые механизмы регулирования трудовых отношений, обеспечивающие право лиц с ограниченными возможностями на профессиональную деятельность, не полностью отражают действительность современного периода.

Особенности правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих дистанционную трудовую деятельность на основе преимущественного использования сети Интернет или иной телекоммуникационной сети, определяют особенности в правовом регулировании возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, в регламентации трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, организации и охраны труда.

Разработка общих подходов к решению проблем, связанных с дистанционными трудовыми отношениями лиц с ограниченными возможностями, требует учета принципиальных положений международных актов и российского трудового законодательства, систематизации имеющихся разработок исследователей и сложившейся судебной практики.

Важной задачей является разрешение противоречий в части общеустановленных трудовых отношений с дистанционными работниками.

На сегодняшний момент существует проблема квалификации несчастного случая, произошедшего с дистанционным работником, а также трудности исполнения законодательно установленной обязанности расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей, других правомерных действий, продиктованных трудовыми отношениями, при условии наступления этих событий в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в др. случаях.

Учитывая особенности дистанционных трудовых отношений, любое наступившее с работником событие, в частности бытового характера либо в условиях использования сети Интернет или других телекоммуникационных сетей общего пользования в собственных целях, приведшее к ситуации, указанной в ст. 227 ТК РФ, например к травме, можно квалифицировать как несчастный случай на производстве.

Поскольку в соответствии с положениями ТК РФ, Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" работодатель обязан в установленный период времени со дня наступления несчастного случая сообщить о нем государственным органам и организациям, в рамках дистанционных трудовых отношений работодатель сам рискует получить информацию о произошедшем со значительным опозданием.

Ст. 229.1, 229.2 ТК РФ устанавливают сроки и порядок проведения расследования произошедшего несчастного случая. Территориальная удаленность, а также возможность несвоевременного получения работодателем информации о наступившем несчастном случае - факторы, существенно затрудняющие выполнение работодателем обязанности по расследованию обстоятельств произошедшего.

Еще одним неурегулированным вопросом является применение льгот и районных коэффициентов по отношению к дистанционным работникам, выполняющим свои трудовые функции в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливают ТК РФ, Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Существует мнение, что как для работника, осуществляющего свою функцию в общеустановленном случае, так и для дистанционного работника значимыми являются дополнительные материальные и физиологические затраты, испытываемые в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Поскольку применение районного коэффициента, процентной надбавки и дополнительного отпуска связано с местом фактического осуществления трудовых обязанностей работником, работодатель обязан предоставить все предусмотренные при работе в таких местностях гарантии и компенсации.

В случаях изменения местонахождения дистанционным работником без предупреждения работодателя в части выплаты компенсации расходы работодателя перестают быть экономически оправданными.

В литературе встречаются рекомендации указать в трудовом договоре с дистанционным работником место его фактической работы и установить порядок контроля работодателем за перемещениями дистанционного работника.

На наш взгляд, на практике в условиях значительной территориальной удаленности работодателя от дистанционного работника возможность осуществления такого контроля представляется затруднительной.

При определении механизмов и перспектив правового регулирования дистанционных трудовых отношений с лицами с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать особенности использования информационно-коммуникационных технологий в их профессиональной деятельности.

Требуется установленная на законодательном уровне специальная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих профессиональную деятельность дистанционно, со стороны специалистов различного профиля: медицинских работников, работников социальных и психологических служб и др., а также выработка общих рекомендаций по использованию необходимого оборудования в профессиональной деятельности в зависимости от особенностей их здоровья.

Ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ предусматривает особый способ взаимодействия между дистанционным работником и работодателем - обмен электронными документами с вмененной обязанностью как работнику, так и работодателю использования усиленной квалифицированной цифровой подписи. Порядок получения электронной подписи устанавливается Федеральным законом "Об электронной подписи".

Путем обмена электронными документами предлагается в том числе заключение трудового договора о дистанционной работе, соглашении об изменении определенных сторонами условий. Сторонам трудового договора о дистанционной работе предоставляется возможность применения дополнительных по сравнению с общепринятым трудовым договором условий, в частности условие об обязанности дистанционного работника использовать при исполнении своих трудовых обязанностей оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства, предоставленные или рекомендованные работодателем.

На сегодняшний момент использование усиленной квалифицированной цифровой подписи дистанционным работником, в том числе - лицом с ограниченными возможностями, требует материальных вложений как единоразово, так и в виде ежегодного обслуживания. На наш взгляд, решением вопроса может стать возмещение этих расходов работникам рассматриваемой категории государством.

Как следствие, встает вопрос охраны труда дистанционного работника - лица с ограниченными возможностями. Поскольку даже в случае с дистанционными работниками, не имеющими ограничений по здоровью, возникает ряд вопросов, требующих урегулирования со стороны законодателя, в части лиц с ограниченными возможностями здоровья необходима их углубленная проработка.

Таким образом, распространение дистанционных трудовых отношений на лиц с ограниченными возможностями, правовая неопределенность отношений такого рода устанавливают необходимость разработки и принятия положений, направленных на их урегулирование в условиях развития и становления информационного общества в Российской Федерации.

На наш взгляд, в главе 49.1 ТК РФ следует предусмотреть специальные вопросы возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, порядка заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, организации и охраны труда дистанционных работников - лиц с ограниченными возможностями.

Главу IV Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует дополнить принципиальными положениями, касающимися особенностей выполнения инвалидами своих профессиональных обязанностей дистанционно, в том числе по поводу предоставления обязательного медицинского и пр. сопровождения дистанционного работника, установления общих рекомендаций по работе с оборудованием, порядка возмещения расходов на электронно-цифровую подпись, иные. Указанные положения включить в ст. 23 "Условия труда инвалидов".

На основе анализа современного состояния рынка труда необходимо пересмотреть и внести изменения в рекомендованный законодателем перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми предоставит инвалидам большие возможности быть конкурентоспособными в сфере труда.

На наш взгляд, выработка общих подходов к решению проблем, связанных с дистанционными трудовыми отношениями лиц с ограниченными возможностями, будет способствовать наиболее полному упорядочению существующих общественных отношений, а также содействовать успешной реализации государственной политики в части социальной защиты инвалидов.

Библиография:

1. Проблема перехода к постиндустриальному, в частности к информационному, обществу в Российской Федерации представлена в монографии: Новые идеи в социальной философии / Под ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2006. С. 276 - 280.
2. Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Интернет: когда слуга становится господином // Психология и психотехника. 2013. 5. С. 483 - 491. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.7930.

References (transliterated):

1. Problema perekhoda k postindustrial'nomu, v chastnosti k informatsionnomu, obshchestvu v Rossiiskoi Federatsii predstavlena v monografii: Novye idei v sotsial'noi filosofii / Pod red. V.G. Fedotova M.: IF RAN, 2006. S. 276 - 280.
2. Andreev I.L., Nazarova L.N. Internet: kogda sluga stanovitsya gospodinom // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. 5. С. 483 - 491. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.7930.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑